Как сказал классик, "большое видится на расстоянье". VII театральный фестиваль отшумел, отрадовал. И отдалился в прошлое. Награды розданы, однако самое интересное на "Премьере" - это не только его победители и не только спектакли. Итак, лучшее, что было, по моей версии.
Спектакль-победитель, лучший проект 7-го фестиваля, согласно зрительскому голосованию. Эскиз заслуженно получил высший балл и с нового сезона появится в репертуаре театра "Дилижанс".
Это история о 9-летнем мальчике Питере, жизнь которого меняется после появления в семье второго ребенка. История замечательная, трогательная, смешная и грустная одновременно, в которой каждый узнает себя. И хоть спектакль назван детским, на самом деле он для всей семьи. Взрослым будет что обсудить со своим ребенком, но прежде всего - подумать о своем поведении) Потому что, несмотря на то, что спектакль этот сделан легко и весело, говорит он об очень важных вещах. Режиссер спектакля - актриса театра "Дилижанс" Екатерина Зубарева, которая побеждает в фестивале уже в третий раз.
2. "Белкины сказки"
Второй детский спектакль фестиваля, лишь немного уступивший в голосовании "Питеру Обыкновенному". Интересно, что за предыдущие шесть лет "Премьеры" не было представлено ни одного проекта для детей. И тут сразу два! Да еще такие успешные.
"Белкины сказки" подготовила Алёна Савельева, выступившая в данном случае и режиссером, и актрисой. Это ее моноспектакль, поставленный по сказкам нидерландского писателя Тоона Теллегена. Для своего спектакля Алёна взяла те из них, что рассказывают о Белке и ее встречах с Муравьем. Получилась нежная и забавная история о дружбе и любви. Самое прекрасное в ней - та завораживающая атмосфера, которая была создана - в декорациях, в работе со светом, в интонациях рассказчицы, в оживших предметах. И, конечно, сам текст Теллегена, чуточку абсурдистский, напоминающий нашего "Ёжика в тумане".
3. "Рыбка, Васька и Пес с ними"
Эскиз этого спектакля представила Екатерина Федощук - актриса с особым отношением к теме животных. Это ее вторая проба себя в качестве режиссера, и проба очень симпатичная. На мой взгляд, спектакль бы хорошо вписался в репертуар "Дилижанса". Во-первых, это комедия (или почти комедия), которых в репертуаре театра не хватает. Во-вторых, это комедия со смыслом, в какой-то мере даже воспитательная, что прекрасно укладывается в миссию театра.
Спектакль объединил в себе три истории. Точнее будет сказать, наброски к историям: о семейной жизни аквариумных рыбок, двух котов-друзей и одного бродячего пса. Но, конечно же, это был спектакль не о животных, это был спектакль о людях. Через персонажей животного мира резче видны наши, человеческие, черты, судьбы. Это возможность посмотреть на себя со стороны, посмотреть на других не через осуждение, а понимание и принятие. При этом в спектакле была легкость, необходимая для этого жанра, атмосферность и яркие "фишечки" вроде телевизора, который стал едва ли не дополнительным действующим лицом.
4. "Игра в столбцы. Part One"
Этот спектакль стал самым скандальным проектом фестиваля. Провокационный перформанс на стихи самарского маргинального поэта Кирилла Миронова представил независимый "ТеатрForm" под руководством Юлии Головановой. Театр создал вызывающую по форме и содержанию постановку, к чему не привык наш провинциальный зритель. Провокация удалась. Ни один другой эскиз не вызвал столько споров. Обсуждение "Игры в столбы" сразу после его показа было более-менее сдержанным, основные словесные баталии развернулись в Сети, на официальной странице фестиваля. Одни зрители называли "изуродованной театральной деятельностью", "плевком в зрителя", "вопиющим недоразумением", предлагали запрещать подобные показы. Другие вставали на сторону экспериментаторского высказывания "ТеатраForm". Спор о спектакле перерос в дискуссию о назначении искусства. По-моему, отличный результат как для отдельно взятого спектакля, так и для всего фестиваля. В конце концов, театр и нужен для того, чтобы вызывать эмоции. Если зацепило (в "плюс" или в "минус") - значит, сработало.
5. "Тринадцатый апостол"
Это был внеконкурсный спектакль от Санкт-Петербургского театра "Цехъ", главный режиссер которого находился в числе экспертов фестиваля. "Тринадцатый апостол" стал еще одним примером резкого, вызывающего разговора со зрителем, но разговора, воспринятого с огромной симпатией.
"Тринадцатый апостол" поставлен по поэме Владимира Маяковского "Облако в штанах". Это моноспектакль актера (и автора идеи) Евгения Кыхалова. Евгений отыграл потрясающе, меняя маски, костюмы, состояния. Лирика Маяковского - дерзкая, с внутренней болью - визуализировалась в движениях, интонациях, взгляде артиста, в кровоточащем сердце, проглядывающим сквозь рубашку. Это был единственный раз, когда я ушла в самом начале традиционного для фестиваля постпоказного обсуждения. Обсуждать не хотелось. Хотелось еще немного побыть внутри поэзии Маяковского.
6. Зрители
Зрители - это тоже то лучшее, что было на "Премьере". Именно они сделали фестиваль по-настоящему живым и интересным. После каждого спектакля устраивалось обсуждение, в котором зрители активно участвовали. Порой худруку фестиваля Виктору Мартынову приходилось останавливать дискуссию, напоминая, что скоро начинается следующий показ. Надо сказать, что за неделю до "Премьеры одной репетиции" я была на итоговых показах эскизов, подготовленных в театре "Колесо" во время Лаборатории современной драматургии, где также после спектаклей зрителей просили высказать свое мнение. По какой-то причине там обсуждение шло вяло. Возможно, это было связано с более строгой "колесовской" обстановкой.
Обсуждение на фестивале "Премьера одной репетиции" становилось дополнительным актом спектакля, иногда оно было даже интереснее самого проекта)
В детский день фестиваля в обсуждение включилась и ребятня.
7. Эксперты
Я уже не раз спела осанну экспертам фестиваля и сделаю это еще раз, потому что они того заслуживают. Экспертами выступили: бывший актер театра "Дилижанс", ныне режиссер питерского театра "Цехъ" Михаил Каргапольцев и театровед, редактор блога "Петербургского театрального журнала" Оксана Кушляева. И если режиссеры прежде уже становились экспертами "Премьеры", то театральных критиков на фестивале еще не было. И Михаил, и Оксана делали подробный разбор каждого эскиза. Это было безумно интересно.
Когда была поставлена финальная точка, эксперты поделились со мной своими впечатлениями от фестиваля.
Михаил Каргапольцев: «Я очень рад, что этот фестиваль живет уже который год. То, что на нем происходило, не может не радовать. Театр не занимается эдаким «назначением», он находится в поиске: в поиске подходов к спектаклю, в поиске режиссеров. И взращивает актеров. Здорово, что все это движется-движется-движется. Талантливых режиссеров в провинции мало. На фестивале видно, что существуют талантливые, мыслящие режиссеры, которые не останавливаются на уровне формы, а предлагают еще и внутреннее содержание. Это важно».
Оксана Кушляева отметила, что фестиваля подобного «Премьере одной репетиции» еще не встречала. Это при том, что она много ездит по стране и фактически является профессиональным смотрителем театральных фестивалей.
«Внутренние показы, безусловно, происходят. Наиболее популярный из них - театральная лаборатория, на которой приглашенные режиссеры с актерами театра и по заказу театра создают постановки. Но так чтобы это превращалось в фестиваль с приглашением зрителей, с голосованием, при открытости театра - это ноу-хау «Дилижанса» полностью».
Обсуждать постановки любительских коллективов мы не стали. Вместо этого я попросила Оксану дать оценку уровню режиссерских работ актеров театра «Дилижанс».
«Если говорить об уровне «Дилижанса», то он находится в русле развития современного театра. Он берет пьесы не из пыльного чемодана, а ищет современные тексты. Мне это нравится. Актерский эскиз не совсем то же самое, что режиссерский эскиз, но все-таки мне показалось, что у каждого, кто представил свои проекты, есть некое режиссерское мышление, есть желание найти свой язык. Да, он не всегда и не сразу находится, но при этом актер выбирает текст, который ему важен, который может пригодиться театру, делает достаточно интересное распределение ролей, что тоже является частью режиссерской профессии. А дальше уже можно говорить по каждому эскизу конкретно, что мы и делали весь фестиваль. Кроме того, мне было интересно, конечно же, посмотреть на уровень «дилижансовских» артистов. Я не знала, на самом деле, в какой театр я еду. Я увидела молодой театр, у которого, может быть, нет актеров старшего возраста, но у него очень интересные артисты среднего возраста и еще молодые, не заштампованные артисты. Я увидела очень живые лица и очень заинтересованный театр».