форматорное мышление

Sep 02, 2010 11:53

Как говорил Ницше, известное декартовское Cogito - "я мыслю, значит я есть" - страдает необоснованностью предположений о том, что "я есть", что существует такая активность как мышление, и что данное "я" вообще знает что такое "мышление".
Более уместной фразой, по словам Ницше, здесь было бы -- "нечто думает" -- типа, "it thinks", с "it" как в фразе "It is raining" (интересно, что в русском варианте даже от такого "it" не остаётся следа).

It is raining... В нас нет ни реального Я, ни подлинного мышления. И даже называть "мыслительным центром" то чем мы обычно думаем -- может быть, сильное преувеличение. Банальное "головной мозг" для большинства людей будет, наверное, звучать уместнее.

Говоря об интеллектуальном центре в нас, Гурджиев выделял отдельно его механическую часть - форматорный аппарат. Описывать его функционирование нет смысла, во "Взглядах из реального мира" это всё равно сделано гораздо лучше... Но в отличие ото всех прочих центров в нас, это единственный, доступный напрямую нашей личности, "центр", обладающий органической природой и при этом ни малейшей каплей разумности (к вопросу о создании разумных машин).

При правильном функционировании человеческой машины, задача форматорного аппарата должна заключаться в создании форм, с которыми будут оперировать высшие части центров. В некотором смысле, это аналогично "созданию картины мира", по дону Хуану.

Но в человеке в нынешнем его состоянии форматорный аппарат окончательно одичал и стал доминировать над его психической жизнью, создавая постоянный оглушающий ассоциативный фон, из-за которого для нас становится практически невозможным увидеть и осознать себя такими, как мы есть.

Впрочем, то что он стал в нас владычицей морскою, совсем не значит, что форматорный аппарат при этом хорошо работает. Как часто мы не можем найти нужные слова или жалеем потом о сказанном, в духе пословицы "русский человек крепок задним умом"?

Например, формат того же нынешнего ЖЖ-шного общения и просто поведения в Интернете наглядно показывают, что даже если то, чем народ думает, можно назвать "форматорным аппаратом", то он совершенно дикий... Что бы ни попало в его вращающиеся барабаны, начинает в них прыгать, подобно пинбольному шарику, вышибая случайные мысли, ассоциации и мечты. Это уже не работа форматорного аппарата, как результат его "формальной" подготовки и тренировки, а очень наглядная демонстрация, что "никого нет дома".

О правильной работе, as designed, по словам А.Р.Орейджа:

"Истинная функция форматорного аппарата - формулировать. Формулировать ваши чувства, также как и ваши мысли; усилия в этом направлении должны привести к ясной кристаллизации, тогда вещи станут понятнее вам самим, а следовательно и всем остальным. Но практически всё наше общение друг с другом в жизни вызвано вербальными ассоциациями -- безо всякого внутреннего содержания. Одна из вещей, больше всего поражающих людей, встречающихся с Гурджиевым - как раз его способ коммуникации с помощью форм - даже былые банальности возрождаются к жизни, полные смысла".

[продолжение здесь...]


formatory, thinking, centres

Previous post Next post
Up