Пересказ
Kobold Guide to Worldbuilding, глава десятая. Курсивом даны мои комментарии.
Перевод представлен в ознакомительных целях, все права принадлежат правообладателям.
Как создать мир высокой магии
Автор:
Кит Бэйкер (Keith Baker) О влиянии магии на общество и культуру.
Мечи и магия. Подземелья и драконы. Волшебники и воины. Все это для нас неотъемлемая часть фэнтези… но окружающий мир может разительно различаться. В большинстве фэнтези-произведений уровень технического развития застыл на уровне Средневековья. Магия - удивительное явление… которое почти не влияет на повседневную жизнь.
Мир «Высокой магии» - это мир, где магия является неотъемлемой частью общества. Волшебники вовсе не одинокие отшельники - это влиятельные люди, чьи творения вращают колесо цивилизации. Высокая магия выходит далеко за пределы широко распространенного представления о мистических техниках и инструментах; предполагается, что эти техники могущественные и передовые. Заклинания вроде телепортации и воскрешения формируют общество, чьи возможности недостижимы для нас сегодня.
В развитии общества высокой магии есть несколько вещей, которые нужно учитывать. Какие основные потребности общества решаются с помощью магии? Откуда берется эта сила? Как это влияет на повседневную жизнь? Как герои вашей истории, будь то игра или книга, выделяются в мире, где мощная магия обычное явление? К чему все идет, когда ваша история развивается дальше?
Какова природа магии?
Создавая волшебный мир, первое, что вам нужно сделать, это определить природу самой магии. Что она собой представляет? Какие люди могут ее использовать и как легко создавать новые вещи? Рассмотрим следующие возможности.
Магия как наука. Мистической энергией можно управлять предсказуемыми и надежными способами. Возможно, им придали форму, используя слова и жесты, скреплённые щепоткой серы вместо медного провода, но если формула сработала один раз, она работает всегда, и, что боле важно, кто-то достаточно умный способен на основе этой формулы создать магическое соединение следуя логическому пути эволюции. Как и в нашем мире, появятся изобретатели и новаторы, меняющие мир своими открытиями. Кто создал первый файербол? Кто изобрел телепортацию и сколько времени ушло на создание телепорта, способного переместить что-то между двумя городами?
В таком мире могут оставаться те, кто направляет магию с помощью веры или врожденного дара, вроде привычных клириков и колдунов. Главное, что магические способности, ставшие повседневным явлением - результат прикладных исследований; есть те, кто пытается улучшить эти техники и методики и со временем они добьются успеха. Если ваш мир таков, вы должны точно знать, что сдерживает (магическое развитие) людей и как магия может продвинуться дальше. Ограничены ли ресурсы - некий мистический аналог плутония, - чья редкость сдерживает развитие каких-то областей магии? Это возможность добавить в игру необычный ресурс или придать важности какой-то локации: если драконьи кости ключ к могучей магии, каждый дракон будет стоить огромных денег, а драконье кладбище может вызвать в регионе своеобразную «золотую лихорадку».
Другой аспект научной магии - использование сил, которые люди по-настоящему не понимают. Какова вероятность волшебной «атомной» катастрофы? Допустим, ваша цивилизация использует связанных элементалей для повседневных задач. Что может стать причиной их массового высвобождения? Какой ущерб они нанесут прежде, чем будут изгнаны или запечатаны?
Магия как таинство. Магия - важнейший инструмент общества. Телепортация ключевой элемент торговли. Мистические варды (наблюдатели) оберегают города от монстров, кишащих за стенами. И все же этот инструмент невозможно воспроизвести в нынешнюю эпоху. Может, потому что это реликты предыдущей цивилизации, которые современники отыскали среди руин и приспособили к собственным нуждам. В таком случае находка нового подземелья - это уникальная возможность. Помимо сокровищ, которые могут принести непосредственную пользу приключенцам - волшебные мечи, посохи, броня - исследователи могут обнаружить забытые технологии, которые принесут пользу их городу или родине, даже если это магическая микровновка или, что куда интереснее, ритуал, необходимый для массового производства таких микроволновок. Главный вопрос - что же произошло с предыдущей цивилизацией: если она была такой могущественной, что стало причиной ее падения? Этот вопрос подробно рассмотрен в главах
«Вдохните жизнь в историю» и
«Апокалипсис».
Другой вариант, когда магия кустарная и может даже следовать научным принципам, но по-настоящему значительные магические действия может выполнить только узкий круг людей. Это может быть связано с наследственностью - прочной основой для власти знатной фамилии - или единовременно может существовать только один Великий Волшебник, а чтобы назначить нового, старый должен отречься или умереть. Такой подход делает людей с магическими способностями чрезвычайно важными, а заодно объясняет, почему магия развивается не так быстро, как в мире «научного» волшебства.
Дар богов. Магия - инструмент богов и приходит в мир смертных только когда они того пожелают. В мире, где вся магия божественного происхождения, церковь будет очень могущественна, а у кардиналов будет больше власти, чем у царей… если только дворяне тоже не обладают магией, дарованной им богами. Это мост между двумя крайностями: таинственной магией и научной: это активная сила внутри мира, которая, однако, действует только когда боги передают ее в пользование. При этом в мире могут быть обычные волшебники. Возможно, плутоватый бог обучил первого мага основам волшебства, чтобы однажды они бросили вызов небесам - в этом случае магов будут опасаться, охотники на ведьм будут выслеживать мерзких колдунов. Или, наоборот, магия может быть благословением бога знаний: волшебники могут трудиться как все прочие, но если они прогневят своих небесных покровителей, тут же потеряют свою способность понимать заклинания.
Как магия влияет на повседневную жизнь?
Сеттинг «Высокой магии» предполагает, что волшебство глубоко проникло в повседневную жизнь социума, стало чем-то привычным и неотъемлемым, как дыхание. Магия не просто существует, она определяет культуру. Для автора важнейший момент разработки - определить последствия (результат воздействия явления на социум). Если ваш мир обладает инструментом, который не существует в нашем мире, к чему это приведет? Что значит жить в мире, где люди могут воскрешать мертвых? Магия применяется повсеместно или в нескольких специализированных областях? Есть летающие корабли и молниевые пушки, но медицина остается на уровне XII века? Начните со следующих элементов цивилизации: как магия влияет на них.
Транспорт. Как люди добираются из одного места в другое? Как вы перевозите войска, грузы или гражданских пассажиров? Как быстро это происходит, зависит ли как-то от особенностей ландшафта - железная дорога, что следует определенному пути, круг телепортации, который связан с десятком ближайших кругов? Есть ли летающие корабли, способные перевезти большое число пассажиров или только ковры-самолеты для индивидуального пользования? Личные телепорты являются обычным, общепринятым явлением? Есть ли ограничение, кто может пользоваться магическим транспортом - только волшебники, только люди со специальной подготовкой или наследственностью, или даже шкодник может угнать ковер-самолет?
Оборонная промышленность. Критические вопросы возникают, когда дело касается боевой магии. Во-первых, насколько она мощная? Сопоставима ли ее сила с ручной гранатой или ядерным оружием? Возможно ли противостоять мистическому врагу обычными силами и надеяться на победу - подавить числом или превзойти в тактике - или боевая магия имеет абсолютное превосходство на поле боя? Одно из следствий такого положения - магия отменяет магию: пока у вас есть маг, он полностью блокирует заклинания противника, так что дело решает старая добрая пехота. Разумеется, если вражеские маги повержены, ваши волшебники начнут доминировать на поле боя: охота за магами может стать задачей для элитной группы ваших героев!
Кроме глобальных изменений военной доктрины, магия влияет на одиночную схватку. Используют ли в вашем мире луки или предпочитают волшебные палочки? Имеет ли смысл иметь при себе как обычное, так и магическое оружие? К примеру: волшебная палочка может содержать очень мощную магию, но только один заряд. Или «мушкетер» имеет при себе две палочки, но когда заряд израсходован, берется за меч.
Еще один жизненно важный вопрос - какую магию используют народы (нации, расы) на поле боя. Некроманты и пироманты похожи в том, что используют магию, но она будет в корне различна.
Медицина. Насколько развито лечение магией? Можете ли вы восстановить потерянные конечности? Исцелить любую болезнь? Воскрешать мертвых? Если так, принадлежит ли это умение определенной группе людей - например, жрецам-заклинателям - или доступно всем, у кого достанет средств?
Мир, в котором можно уверенно воскрешать мертвых, будет существенно отличаться от нашего. Люди, контролирующие воскрешение, обретут огромное влияние. Богачи, способные оплатить услуги таких специалистов, станут трудной мишенью для покушения. Подумайте о пределе воскрешения. Есть ли возможность окончательно убить человека, причинив какой-то предельный ущерб или использовав специфические инструменты? Если для этого нужны какие-то редкие компоненты, то государство, контролирующее их, будет очень влиятельным. Если эта способность доступна лишь жрецам-заклинателям, значит ли это, что боги возвращают к жизни только тех, кто верно служил им? Подумайте, как именно должно влиять воскрешение на ваш мир, какую цель вы хотите достичь с его помощью и как его надо ограничить, чтобы достичь этой цели.
Это три важнейших отрасли, но есть и другие. Если магию используют как средство общения, насколько оно эффективно? Можно ли сравнить телепатию с телефоном? Или это больше похоже на телеграф - воздушные элементали передают сообщение от одной станции к другой? Используют ли магию для освещения и обогрева и если да, то в какой форме? Есть ли у вас лампы, горящие холодным светом или здания построены из люминесцентных материалов? Как насчет преступлений и наказаний: используют ли представители закона гадания при допросе преступников? Какого рода техники используют, чтобы для заключения (изоляции) людей?
Вопросов столько же, сколько возможностей. Главное - решить, как далеко вы хотите зайти. Личная телепортация и надежное воскрешение создают общество, которое кажется нам футуристичным, тогда как воздушные корабли и файерболы не слишком отличаются от самолетов и бомб.
Какова роль протагониста?
В обществе, где магия глубоко интегрирована в повседневную жизнь, быть магом не так уж захватывающе. Герои должны как-то выделяться на общем фоне. Что вы сделаете, чтобы они ощущали себя особенными в мире, где окружающая магия сильнее всего, что они могу сотворить (своими силами)?
Один из способов - подчеркнуть, что заклинатель или священник лучше приспособлен к инфраструктуре мира, чем другие персонажи. В мире, где магия повсюду, волшебник может играть роль хакера или техника из киберпанка - человека, который знает, как работает мир, способный распознать опасности и взять в свои руки бразды правления. Нормальные люди не могут пилотировать магический галеон, но если вы доберетесь до мостика, ваш маг сможет взять его под контроль. В мире, где магия - дар богов, клирик единственный, кто понимает, как устроена система и подключен к ней через церковную иерархию. В мире, где магия строго следует научным принципам, клирик может выделяться именно потому, что его магия не подчиняется обычным законам.
С учетом вышесказанного, если вы хотите, чтобы ваш протагонисты-волшебники действительно выделялись в магическом мире, вы можете сконцентрировать внимание на них как на новаторах. Если магия следует научным принципам, ваш волшебник может оказаться тем, кто продвинет телепортацию на новый уровень. Если магия исходит от богов, ваш священник мог быть избран десницей господней или волшебник стал первым, кто использует тайную магию, единственный ученик мятежного бога.
Для персонажей, которые не используют магию, важно как этот факт влияет на их жизнь. Воин - знаток боевых искусств и оружия. Если волшебная палочка - основной тип оружия дальнего боя, вам нужно изменить навыки бойца так, чтобы он стал магическим стрелком, а не продолжал пользоваться луком. Если повсеместно используют магические варды (стражи), у вора должны быть специальные приспособления, чтобы их обойти, обезвредить ловушки или взломать защиту мага перед внезапной атакой. Это не должны быть врожденные способности: ассасин должен покупать антивардовский порошок. Но, учитывая что волшебники не ассасины, подумайте, какие приспособления они бы создали, чтобы ассасины могли выполнять свою работу. Независимо от роли магии, всегда будет место для умных людей, знающих, как создавать и ремонтировать инструменты, которыми пользуется общество; крепких людей, готовых переносить тяготы битв и путешествий и сообразительных ребят, способных кого угодно обвести вокруг пальца. Когда вы создаете свой мир, просто подумайте о ролях ваших персонажей и инструментов, которые могут существовать для каждого класса.
Глава 09.
Что они делают сейчас? К содержанию.Глава 11.
Миры и технологии.