В романах Дмитрия Балашова (нашего Мориса Дрюона) встречается интересное объяснение происхождения российской (московской) модели государственности, неважно, как ее именовать - самодержавие, абсолютизм, деспотизм... Не встречал её ни у историков, ни у многочисленных размышлянцев об исторической судьбе России
(
Read more... )
Comments 119
Начать с того, что в до-имперский период (ну, скажем, до Ивана Третьего, который "зять Палеологов") нет принципиальной разницы между власть на Москве, в Твери или в Рязани. И даже в Великом княжестве Литовском и Русском. Ах да, у них там Сейм... а на Москве - Боярская дума. И Земский собор, к слову сказать. Вполне такие средне-европейские институты. Не как в Англии, положим. А скорее как в Германии (точнее, в Священной Римской империи). Вот в Орде мы ничего такого не находим. И вообще, институционально Орда ничего такого не несет, что у нее могли бы "заимствовать". Скорее, Орда - это довольно примитивная система взимания дани с множества разных племен и народов. Без попытки выстроить какую-то свою ордынскую государственную систему. Никто не назовет, скажем, как устроена в Орде система власти, какие там были законы - все это "в тумане".
Претендуя на создание империи, Московское княжество (как и Литва) опирается на римские образцы (а на какие еще? Империя в Европе - это именно и только Рим). Литва больше озирается на Германию, а Москва ( ... )
Reply
Leave a comment