В первую часть, собственно Close Combat, не играл. Не видел даже скринов на компе. Лишь встретил в #11-12'1996 любимого журнала "Магазин игрушек" краткую заметку в статье о лучших играх года.
За неимением #9'1996, обзор ""испытательной" (trial)... версии" и следовавшую далее заметку о Microsoft "впервые выступившей в качестве издателя стратегической игры" (за авторством ВНЕЗАПНО a_lamtyugov!) в своё время пропустил и увидел лишь в электронном архиве журнала, распространяемом на торрентах в наши дни. Впрочем, наш первый домашний комп, не тянувший ни WarCraft II, ни ОС Виндафсдивяностапять, не смог бы потянуть и Close Combat.
В то время, на старом компе увлекался играми жанров RTS (Dune 2) и стрелялки FPS (Heretic), посему картинки показались занудными и сам анонс не зацепил. Так продолжалось до декабря.
Противоречивая осень 1997 года перешла в зиму и 17 декабря 1997 года у меня появилась возможность приобрести первый компакт диск. Почему выбрал именно этот диск - не помню. Помню только место приобретения закуток-магазинчик Player's Club в большом магазине "Малятко" и стандартную цену того года - 30 000 рублей. [ДИСК]
Внутри диска сохранился товарный чек с двумя соседними датами. Наверное, я брал диск "типа напрокат", когда на следующий день можно было спокойно вернуть диск продавцу. Так же внутри диска сохранилась бумажка с личной надписью. Таким образом планировал "подписывать" все личные диски, но далее 2-3 случаев дело не пошло. [ЧЕК]
Игра приятно удивила заставками, звуковым рядом, а так же энциклопедией.
Заставки представляли собой военную кинохронику, сопровождающуюся голосом диктора с американским или немецким акцентом. Хороший, разборчивый английский язык в этих заставках очень помог во время изучения английского языка на пути к Цели. До сих пор хранятся в соответствующей папке на винте с рабочего компа. Видеофайлы, как и аудиофайлы открыто хранились в папке игры.
Кстати, один из первых аватаров в эпоху дневников был сделан из одной из заставок игры. [OFFIZIERE]
Тогда же был запилен другой вариант, в виде бравого командира разведгруппы на а/м Kubelwagen. Но в дело он так и не пошёл. [AUFKLAHRER]
Звуковой ряд поражал разнообразием и качеством озвучки различных видов оружия и команд бойцов на английском, немецком и польском языках. Энциклопедия была сделана добротно. Наглядно рассказывала о вооружении противоборствующих сторон, истории операции. К сожалению, энциклопедия была выполнена в виде hlp-файла и на Windows 10 не открывается :-(((
Так же в процессе прохождения, в сознание надолго въелся символ 9 танковой дивизии СС.
Игровой процесс был в новинку. В отличие от модных РТСок, тут нам на бой давали несколько пехотных отделений, расчётов тяжёлого оружия или даже бронетехнику, "количество которых убывало в процессе боёв". Управление велось через меню, вызываемое кликом на юните. Последние обладали моралью и имели свой взгляд на исполнение полученных приказов. Боеприпасы быстро заканчивались, особенно у миномётов :-) Абсолютное большинство раз играл за немцев. Чаще всего оказывался бит в хвост и в гриву. Похоже, это был мой первый варгейм.
Месяц назад, на очередной волне ностальгии таки решился закупить пару выпусков любимого журнала "Game.EXE". И таки закупил №10 и №11 за противоречивую очень 1997 года (следите за новостями), используя сервис Avito.ru. Десятый номер посвящён RTS, одиннадцатый номер посвящён варгеймам - настоящий пир духа! Но добрался до этих номеров лишь спустя 23 года. То, что по-быстрому успел пробежать глазами, удивительно быстро погрузило в атмосферу того_самого_журнала, лучшие публикации которого пришлись на 1996-1999 годы =)
О грядущей Close Combat III: The Russian Front так же узнал из любимого журнала. На это раз - из #7'1998, посвящённого выставке Е3, в 1998 году находившейся на пути к пику своего развития.
Согласно обнаруженному документу, диск взял едва ли не в качестве подарка на 23 февраля 1999 года. [ДИСК]
Третья часть Close Combat получилась отличной. Именно в ней провёл больше времени в этой серии. Кампании были короткими, скучными. Но отдельные бои играл множество раз. Именно там мне отчётливо запомнилась концепция боевой группы, которая следует с игроком на протяжении всей кампании. Самым же ярким примером этой концепции была мегакампания Lost Victories для Steel Panthers: World at War, встреченная в 2003 году.
Вступительная заставка была весьма впечатляющей и несмотря на просачивающуюся клюквенность, в своё время считалась лучшей заставкой в серии.
На первом курсе обсуждали ее с однокурсником, который делился своими мыслями о тактике прохождения разных миссий.
Сохранилось схема боевых порядков на одной из карт. Фанаты Close Combat оценят :-)) Здесь должно быть ФОТО из блокнота, но пока тот блокнот не нашёл :-(
Хотели сыграть вдвоём по модему, но даже не пытались. Позже вернулись к этому вопросу уже с матёрым фанатом серии - камрадом bl00dcat, но и здесь дальше намерений дело не пошлО.
Спустя несколько лет натягивал на неё мод про дивизию Grossdeutschland, значительно увеличивавший количество боёв, карт и, вроде как, расширявший список юнитов. Прохождение кампании в этом моде запомнилось хорошо.
"Атака сибирских стрелков" Старожилы сразу узнают карту, посвящённую битве за Москву.
"Смерть Тигру" Один из первых случаев, когда пехотой удалось обезвредить тяжёлый танк.
Как выяснилось, обзор игры был размещён в #2(43)'99 любимого игрового журнала. До меня он так и не дошёл. Недавно встречал этот номер на Avito.ru. Привлёк расположенным на обложке звездолётом из замечательной игры Sid Meier’s Alpha Centauri, обзор которой в рамках главной темы номера - серии Civilization был размещён в том выпуске. Саму же игру открыл летом того же года. Надо бы взять этот номер в коллекцию, пока не поздно...
Close Combat IV: Battle of the Bulge была посвящена сражению в Арденнах. На волне интереса, вызванного третьей частью, эту часть уже активно ждал. В журнале про неё информации не встречал.
В итоге четвёртую часть пинал недолго. Процесс боя не впечатлил. Впервые были замечены операции, отображающие прогресс на оперативной карте. Упоминания об игре в игровой прессе не интересовали. На интернет-сайтах обзоры помню.
Диск сохранился целиком и с обложки на нас смотрит Russian Infantryman, ранее знакомый по СС3 О_о Откуда он в Нормандии? [ДИСК]
Интернет подсказывает, что другие пираты смогли запилить расово верную обложку. [ФАРГУС доставляет]
Дальше серию не отслеживал и последовал длительный перерыв. Во времена увлечения арабо-израильскими войнами вроде как пробовал вариант про войну в Персидском заливе Close Combat (ссылка на обзор на АГ.ру за авторством одиозного аффтара :о)). Тамошняя жопоболь от игры иракскими Т-55 против американских морпехов через несколько лет ярко повторится при игре сирийскими Т-55 против израильских танкистов и американских морпехов на примере SPMBT и CM:SF.
В домашнем архиве сохранилось несколько модов, куча карт, собранных в эпоху dial-up, а так же такие сторонние скрины из различных неопробованных модов: [ПАЧКА фоточек]
Пару лет назад, гражданин harpercharles подогнал Close Combat - Gateway to Caen в Steam, а на днях месяц назад, ВНЕЗАПНО "впервые за всё время наблюдений (20 лет), на 3-м десятке таки удалось встретиться в этой замечательной игре с живым оппонентом!!1", о чём было сообщено в отдельном рапорте о боевых действиях.