Эстетическое "платье-водопад", английские фермеры и складки-буфы.

Jun 17, 2017 09:03

Во время последней поездки во Флоренцию меня заинтересовало платье, которое выставлялось в Музее Феррагамо в рамках выставки "Между модой и искусством". Вам оно может показаться простеньким, но его фотография не передает интриги: глубины цветовых нюансов, игры светотени, образованной контрастом между бархатом цвета мха и ритмами шелковых складочек цвета воды. Платье очень образное - оно напоминает водопад в темном лесу. Но мне хочется рассказать вам именно про складки: по-английски они называются "smocking", по-русски - "буфы". И у них есть весьма занятная история!




"Эстетическое платье" 1880-х гг из коллекции Hull Museums. Фото из интернета



Существует много способов собрать ткань в интересные буфы.





Но эти складки - не просто декоративный элемент. Из-за того, что ткань собирается и закрепляется определенным образом, получается своеобразная гармошка - если кусок такой вышивки потянуть за края она растягивается, как трикотаж.




Поэтому такими буфами украшали манжеты, рукава и горловины во времена Ренессанса, в тех местах, где сегодня мы с вами вставили бы в кулиску резинку.




Portrait of Laura Pisani (1525). Gabriele Cappellini, called Calzolaretto (Italian, active c.1520).







Фрагмент вышивки на испанской сорочке. Музей Виктории и Альберта, Лондон




ab. 1500-1510 Artist unknown, active Lombardy, Italian - Portrait of a Young Gentleman before a Landscape

Буфы не раз возвращались в моду, чаще, в женскую: они то украшали верх юбки, то шнип лифа, то все вместе - зависело от фантазии и мастерства портнихи.




Фото 1840-х гг




Afternoon Dress, 1849, The Museum at FIT




Кадр из британского сериала "Темный ангел" (2016 г)

На платьях 1830 - 1840 гг такие складочки носили не только декоративный и практический характер, но и удачно создавали модный силуэт.







Afternoon dress 1835-36




Еще один виток повального увлечения буфами пришелся на 1870 - 1880-е гг.




Wedding dress “princesse” 1876 - 1878. Collection Galleria del Costume di Palazzo Pitti.




Day dress ca. 1881. Sartoria Giabbani (Florence). From the Galleria del Costume di Palazzo Pitti

В то время платья выглядели, как невероятно сложные арт-объекты. Их основу составляли корсет и турнюр, иногда - кринолин и турнюр (о кринолинах конца 19 века я писала в интервью коллекционера белья А. Приймака: http://la-gatta-ciara.livejournal.com/304174.html, про турнюр - в другом его интервью: http://la-gatta-ciara.livejournal.com/307622.html). К тому же такие наряды были чрезмерно декорированы.





Dress, 1881-1882. The John Bright Collection

Небольшое отступление: это платье позже было почти полностью скопировано для фильма "Мисс Поттер" (2006 г)







Portrait of Anne-Marie Dagnan by Gustave Courtois, 1880

Уже в середине XIX века в Англии, в пику сложной женской одежде, возникает "художественное платье", в которое так любили одевать своих моделей художники - прерафаэлиты. Это были платья, сшитые в средневековом стиле - не стесняющие тела, не требующие корсетов и кринолинов, с элементарной отделкой. Оценив их удобство, жены художников и модели стали носить такие платья и в повседневной жизни.




Veronica Veronese, 1872 by Dante Gabriel Rossetti.




Джейн Моррис, жена Уильяма Морриса, возлюбленная Данте Габриэля Россетти. 1865 г. Фото John Robert Parsons




Семьи художников Морриса и Берн-Джонса. У дам нет даже намека на присутствие корсета.

В 1880-х годах эти "художественные платья" трансформировались в "эстетические".




Но простота последних была обманчива: если в "художественном платье" главным было удобство, то в "эстетическом" - изящество, имитирующее простоту.
Такие платья чаще всего использовали в качестве домашних, чайных платьев.




Tea Gown. Kyoto Costume Institute. 1895




Платье домашнее императрицы Марии Федоровны. Россия (?). Около 1890 г.
С виду простой наряд, но использованы дорогие ткани, роскошная вышивка. В дизайне чувствуется влияние итальянского Ренессанса. И это платье требует корсета и турнюра.




Еще один "простой" домашний наряд (1880-е гг, Museum of Fine Arts, Boston) - из шелка, кружева и бархата, с длинным шлейфом. Корсет обязателен.




И снова возвращаемся к "платью-водопаду" (на фото с выставки Музея Феррагамо справа). Как пишут про него на сайте музея, здесь тоже не стоит обманываться его простотой: внутри вшит лиф с костями.




И для примера - еще одно чайное платье в "эстетическом стиле" (Liberty & Co., 1885 г.). Специально выкладываю три фотографии, чтобы вы увидели его крой.




Очевидно, что его нельзя носить без корсета и турнюра.




Кстати, магазин "Liberty & Co" в Лондоне был лидером по производству и продажам платьев в "эстетическом стиле".




Это типичное "эстетическое платье" от Liberty & Co.(1895 г.). Подобные платья мы видим на известной картине Уильяма Пауэлла Фрита (желтое слева почти точная копия синего - или наоборот, учитывая разницу в датах, синее от "Либерти" - реплика платья с картины Фрита).




William Powell Frith "A Private View at the Royal Academy". 1883





Розовое платье слева сшито в средневековом стиле, отделано буфами и имеет сзади модную "складку Ватто". Желтое платье также украшено вышивкой буфами. Такая отделка - фирменная черта магазина "Либерти".




Блузка от "Liberty & Co", 1890 г.







William Blake Richmond "Mrs Luke Ionides", 1882




"Saint Cecilia" by John William Waterhouse (1895)

На сайте музея Метрополитен пишут: "Художественное платье" появилось в середине английского викторианского периода под влиянием художников - прерафаэлитов, с их любовью к вещам времен Средневековья, и презрением к индустриализации общества.




Laus Veneris (In Praise of Venus) by Sir Edward Coley Burne-Jones. 1873-75.

Они возродили версию свободной одежды, сравнительно простого платья для того времени. Его приемник, "эстетическое платье", имело тот же дизайн, но не ту же философию. В 1884 году "Liberty & Co" нанял Эдварда Уильяма Годвина, архитектора и пропагандиста "эстетических платьев" и "платьев - реформ", на должность руководителя нового отделения костюма" (http://www.metmuseum.org/art/collection/search/158314).




Liberty & Co. 1905 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк




BLACK SILK LIBERTY & CO. AESTHETIC DRESS, 1890-1905




BLACK SILK LIBERTY & CO. AESTHETIC DRESS, 1890-1905. Деталь




Liberty of London dress (detail) circa 1910. From the Kent State University Museum




Liberty & Co., 1910

Что касается отделки "эстетических платьев" буфами. Есть версия, что моду на складочки-буфы ввела супруга главного британского эстета Оскара Уальда Констанция.




Констанция сфотографирована в "художественном платье", отделанном оборками с буфами.

Эта отделка была позаимствована у костюма английских фермеров.




Именно буфами в восемнадцатом и девятнадцатом веках украшали робы английских фермеров, извозчиков и пастухов.




Само английское обозначение этой вышивки "smocking" произошло от названия блузы фермера "Smock" или "Smock-frock".




Shepherd's smock, worn by a Wallington shepherd, 1880




Ее надевали для того же, для чего сегодня надевают рабочий халат - чтобы не испортить повседневную одежду во время грязной работы.




Thomas Uwins, Haymakers at dinner, 1812 http://collections.vam.ac.uk/item/O134632/haymakers-at-dinner-watercolour-uwins-thomas/

В XVIII-м веке они были очень популярны в центральной и южной Англии, а в XIX-м веке уже редко можно было увидеть такие робы.
Их шили из тяжелого льна или тонкой шерсти и вышивали льняными нитками в тон. Конечно, вышивку делали руки любящих жен, сестер и матерей.










Кадр из британского сериала "Крэнфорд"

Буфы - вафли, как говорится, сегодня в тренде. Написание этого поста совпало с Неделей моды, дизайнеры показывают свои курортные коллекции на следующий сезон - и, что не коллекция, то рюши и воланы.
И отделка буфами! Так что, модницам на заметку ;-)




Christian Dior ВЕСНА-ЛЕТО 2018 / RESORT / НЕДЕЛЯ МОДЫ: ЛОС-АНДЖЕЛЕС




Elizabeth Kennedy, resort, весна - лето, 2018




Elizabeth Kennedy, resort, весна - лето, 2018




Rebecca Taylor, resort, весна - лето, 2018




Rebecca Taylor, resort, весна - лето, 2018




Derek Lam, resort, весна - лето, 2018




Chloe, resort, весна - лето, 2018




Chloe, resort, весна - лето, 2018




Jonathan Simkhai, resort, весна - лето, 2018




Jonathan Simkhai, resort, весна - лето, 2018




Jonathan Simkhai, resort, весна - лето, 2018




Preen Line ВЕСНА-ЛЕТО 2018 / RESORT / НЕДЕЛЯ МОДЫ: ЛОНДОН




Roksanda ВЕСНА-ЛЕТО 2018 / RESORT / НЕДЕЛЯ МОДЫ: ЛОНДОН




Roksanda ВЕСНА-ЛЕТО 2018 / RESORT / НЕДЕЛЯ МОДЫ: ЛОНДОН




Roksanda ВЕСНА-ЛЕТО 2018 / RESORT / НЕДЕЛЯ МОДЫ: ЛОНДОН

А это старые коллекции, 2017 года, но буфы красиво используются




SPRING 2017 READY-TO-WEAR Ermanno Scervino




SPRING 2017 READY-TO-WEAR Ermanno Scervino




SPRING 2017 READY-TO-WEAR Ermanno Scervino




SPRING 2017 READY-TO-WEAR Haider Ackermann



SPRING 2017 READY-TO-WEAR Haider Ackermann




SPRING 2017 READY-TO-WEAR Haider Ackermann

В общем, smocking forever!)

Ссылки:

https://en.wikipedia.org/wiki/Smocking

http://www.metmuseum.org/art/collection/search/81517?img=0

Посты на похожие темы:

Про "эстетическое платье" я уже писала в посте "Глициния" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/401085.html

"Кромка "пико" на воздушных платьях 1920-х гг." http://la-gatta-ciara.livejournal.com/386134.html

"Симпатичные странные рукава". Мода сезона "весна - лето 2017". http://la-gatta-ciara.livejournal.com/382558.html

"Синий ланвен" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/380854.html

ар нуво, мода, история костюма, Дома мод, 1880, 1840, 1870, известные модные дизайнеры, Флоренция, выставки, британские сериалы, 1890, отделка, Англия, бидермейер, домашняя одежда, рукоделие, 19 век

Previous post Next post
Up