Вот мы с вами и добрались до финала моего августовского интервью с коллекционером дамского белья XIX века Антоном Приймаком. Тут можно прочитать предыдущие три части:
знакомство с коллекцией,
корсеты,
кринолины.
Тема нашей заключительной главы - турнюры.
Думаю, нужно объяснить для тех, кто не знает, что такое ТУРНЮР - (от фр. tournure - «осанка, манера держаться») - приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась дамами сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре. Также турнюр мог быть в виде сборчатой накладки, располагавшейся чуть ниже талии на заднем полотнище верхней части юбки, что формировало характерный силуэт с очень выпуклой нижней частью тела (Википедия).
кадр из фильма "Людвиг"
Portrait de Madame Wallet Author, 1887 by Jacques-Émile Blanche (1861-1942)
Платье и белье, которое сформировало такой силуэт. То, что вы видите на правом манекене сзади и есть турнюр. Фото из сети.
Интересно, что почти все русскоязычные источники в интернете, подразумевают под турнюром "подушечку" или "волосяную подушечку", хотя, на самом деле, турнюры изготавливали из различных материалов, в том числе, из проволоки.
Коллекционер старинного дамского белья Антон Приймак прилаживает проволочный турнюр на манекен. Фото из архива А. Приймака.
Антон Приймак: "Турнюры были разными. Были большие складные конструкции и маленькие, поясные.
Поясные турнюры из коллекции А. Приймака.
Сами по себе, и те и другие, не были тяжелыми. Вес добавляли ткань платья, задрапированная поверх турнюра, декоративные пуфы, складки и оборки. Большие конструкции были складными.
Dress from 1873. Найдено на сайте metmuseum.org.
1885 American silk dress. Найдено на сайте metmuseum.org.
Dress 1877, American, Made of silk Найдено на сайте metmuseum.org.
виды турнюров 1880-х гг.
Турнюр в виде нижней юбки с вшитыми обручами. Хлопчатобумажная ткань, металлические обручи, пряжки и перламутровая пуговица, 1880-е гг. Из коллекции А. Приймака.
Portrait of Mrs. Claus in Her Wedding Dress c.1886 - Emile Claus
Турнюры использовали на протяжении всего XIX века. В эпоху ампир, для того, чтобы заднее полотнище юбки не проваливались ниже уровня талии, с изнанки к платью подшивали либо воланы из присборенной жесткой материи, либо валик, наполненный ватой или конским волосом.
http://www.australiandressregister.org/garment/319/ Позже, в первой половине XIX века, когда талия вернулась на естественное место, такого типа валики и подушки были очень популярны. В 1850-х гг., перед появлением каркасных кринолинов и, впоследствии, параллельно с ними, использовались каркасные турнюры. Затем, в 1860-х в моду вошли кринолины нового силуэта, вытянутые назад и создающие некоторый "турнюрный объем" сзади. 1870-е и 1880-е гг., - это время бытования турнюров самых крупных объемов, которые носили параллельно с узкими кринолинами.
Турнюр-клетка. Тонкие металлические обручи, хлопчатобумажная ткань, тесьма и опасная пряжка-застежка, вторая половина 1870-хгг. Из коллекции А. Приймака.
В 70-е гг женский силуэт диктовался модой. Турнюр, из пышного и огромного, уменьшался на протяжении всех 1870-х гг и, к концу десятилетия, практически, сошел на нет.
1870, The Milliner and Dressmaker
1874 England, The Englishwoman’s Domestic Magazine
1876, Journal des Demoiselles et Petit Courrier des Dames Réunis
1878, Journal des Dames et des Demoiselles
Это турнюр конца 70-х начала 80-х гг увеличивает бедра. Ощущение такое, что он набит сеном и внутри имеет пружинки. (На фото Антон сжимает вертикальные пружинки турнюра)
С изнанки турнюр имеет темно-красные тесемки, которые никто никогда не увидит, это деталь «для тебя!»
На протяжении всех 1880-х гг не было четко регламентированного объема турнюра, он менялся в зависимости от костюма и от его назначения (вечером на бал или в театр женщина могла надеть платье с огромным турнюром, а дома или на прогулку, платье с небольшим турнюром).
L’ebauche, by Emile Friant, 1885
Firmin-Girard, Marie-François - Picking Wildflowers
Турнюр-клетка. Тонкие металлические обручи, хлопчатобумажная ткань, тесьма и опасная пряжка-застежка, вторая половина 1870-хгг. Из коллекции А. Приймака.
Патентованные американские турнюры 80-х гг имеют опасную застежку: у нее очень острые зубцы, которые прокалывают рыхлую ткань пояса. Талия у всех была разная, и такая застежка позволяла фиксировать турнюр на любой объем.
Легкий поясной турнюр. Валики из металлической сетки, хлопчатобумажная тесьма и опасная пряжка-застежка, 1880-е гг. Из коллекции А. Приймака.
В 1890-х гг., использовали небольшие поясные турнюры, которые помогали создавать изящный силуэт, с небольшим объемом сзади.
Чаще всего, это были турнюры из легкой металлической сетки.
Поясные турнюры, за основу конструкции в которых взята жесткая металлическая пружина. Также использованы ткань, кружево, люверсы и опасные пряжки-застежки, 1880-1890-е гг. Из коллекции А. Приймака.
Небольшие поясные турнюры. Металлическая сетка, хлопчатобумажная тесьма, ткань. На поясах завязки из тесьмы, 1890-е гг. Из коллекции А. Приймака.
В Эпоху модерн, в первом десятилетии 20 века, использовали небольшие плоские турнюры, в виде подушек, наполненных конским волосом, добавляющих деликатный объем, при необходимости, сзади и на бедрах.
Мягкие и плоские поясные турнюры. Хлопчатобумажная ткань, конский волос, люверсы и завязки из тесьмы, 1900-е гг. Из коллекции А. Приймака.
Это английские турнюры набитые конским волосом. И американский аналог, «гигиенический турнюр» - в них не конский волос, а металлическая сетка в чехольчике, который можно было постирать.
Это последние, маленькие турнюры эпохи модерн для создания s-образного силуэта.
Сначала их набивали конским волосом, но решили, что поясница от них преет, и производитель снабдил турнюры люверсами, которые, якобы, позволяли пояснице дышать. Такой турнюр надевали как под корсет, так и на него. Модный прогиб в пояснице создавался не только корсетом, но также должна была быть очень пышная, низкая грудь (для не обладающих таким достоинством имелась накладка).
Ну а для тех, у кого и попа была небольшая, создавался вот такой турнюр.
Около 1910 года, по мере выпрямления силуэта, турнюры окончательно вышли из употребления".
И последнее о турнюрах (уверена, этот вопрос неизбежен): удобно ли было в них сидеть? Как-то в одном сообществе, посвященном костюму, поднимали этот вопрос и решили, что сидеть в турнюрах можно было только боком. Ничего подобного! Не верите, посмотрите на эти фотографии и репродукции картин:
"Portrait of Alaide Banti" by Michele Gordigiani Gordigiani, 1872.
Frederik Hendrik Kaemmerer Junge Dame am Kamin
Sir John Everett Millais, Bt, Hearts are Trumps 1872
Sir Samuel Luke Fildes - Portrait of Mrs Lockett Agnew
На этом пока все. Надеюсь, вам (как и мне) понравился рассказ Антона и его коллекция!
Еще раз хочу пожелать Антону новых интересных предметов в коллекцию и больших выставок!