"Так далеко
Вроде бы эти глицинии,
Но цвет, аромат…"
Басё
Весна в Москве никак не наступит, а так хочется весенних красок и цветов! Поэтому я решила сделать пост о глициниях. Будем рассматривать их в качестве декора женской одежды и аксессуаров, а попутно - любоваться цветением, как это делают японцы.
Evening dress, 1830 - 1832 From the Wurttemburg State Museum
Флоренция, март 2017 г. Все фото цветущей глицинии - мои и сделаны в Италии в разные годы)
Глициния (или "вистерия") принадлежит к ряду крупных деревянистых листопадных лиан. В Европу и Японию она попала из Китая.
Не удержусь и приведу тут старинную китайскую легенду о глицинии, найденную в сети
Давным-давно - несколько тысячелетий назад - жила в Китае девушка по имени Гуй. Она была так красива, что даже Луна завидовала ей и, завидев Гуй издалека, с досады пряталась за облако. Но, несмотря на прекрасное лицо, стройную фигуру и легкую походку, самым большим достоянием Гуй были ее волосы - на солнце они сверкали синими и фиолетовыми оттенками, а вечером, в белом свете луны, излучали голубовато-сиреневое сияние.
Все любили Гуй, но однажды случилось несчастье - на нее напал злобный дракон. Он схватил девушку, улетел с ней далеко в горы и там растерзал. Не смогло небо стерпеть такого злодейства. Не успел дракон отойти от тела своей жертвы, как почувствовал, что его тело начало деревенеть до тех пор, пока не стало перекрученной лианой с потрескавшейся корой. А вместо изрыгаемого из его пасти огненного пламени появились гроздья прекрасных цветов, которые по цвету напоминали косы погибшей Гуй. С тех пор каждую весну лиана, которую люди за прекрасный аромат назвали глицинией (в переводе с греческого ее название - glycos - означает «сладкая»), распускается на радость всем - говорят, так злой дракон искупает свою вину за погубленную жизнь несчастной красавицы Гуй (
источник)
Флоренция. Гроздья глициний, действительно, похожи на волшебные волосы... К слову, она бывает не только сиреневого цвета, но и голубоватая, розоватая и даже белая
В прекрасной Японии любуются цветением не только сакуры и сливы, но и глицинии.
Это стало популярно с эпохи Хэйан (794 - 1192), поскольку глициния была символом правящего в то время рода Фудзивара ("Фудзивара" с японского - "Поле глициний"). Гроздья глицинии (или по-японски, "Фудзи") до сих пор часто изображаются на кимоно, вазах, свитках и проч.
Женский костюм для японского театра Noh. Edo Period (1615-1868) Second half of 18th - first half of 19th century. Источник
http://www.philamuseum.org/collections/permanent/60024.html?utm_medium=social%20media&utm_source=tumblr&utm_campaign=collections&utm_content=staff%20pick_noh%20robe
GOLD WIRE-ON-SILVER CLOISONNE ENAMEL VASE By Namikawa Yasuyuki (1845-1927).
A Four-Case Inro Signed Koma Yasutada saku, Edo Period (19th century). Decorated in gold and black hiramaki-e and gold and silver foil on a red ground with wisteria
Японцы придают большое значение цветам, поскольку их расцвет и увядание ассоциируется с жизненным циклом человека.
Промок под дождем,
И все же -
Нарвал я глициний,
Подумал: немного осталось
Весенних уж дней.
(Аривара Нарихира)
В дизайн европейских тканей и украшений конца XIX - начала XX века глициния попала, как следствие увлечения всем японским (
мой пост об этом).
Gustave-Claude-Etienne Courtois (1852-1923), Etude, 1890. Galerie d'art de Nouvelle-Galles du Sud
Платье домашнее. Япония, 1900-е гг. Шелковый креп, шелк хабутай, шелковые нити; ткачество, вышивка. Коллекция Института костюма Киото. Выставлялось в Кремле.
По настоянию
alwdis, поясняю, что "платье домашнее" - имеется в виду - европейское домашнее платье (о чем пойдет речь ниже), а не японское. В его основе лежит японский парадный нага-дзюбан, т.е. нижнее кимоно. В Японии женщины никогда не носили его в качестве домашнего платья, это слишком роскошная деталь одежды.
На этой волне, ткани подлинных кимоно использовали для создания модных туалетов.
Тернер. Платье. 1870-е годы. Англия. Белая ткань кимоно из узорчатого шелкового атласа сибори (?); вышивка металлическими нитями. Коллекция Института костюма Киото
Глициния, растущая у колодца в Венеции
Чайное платье. Великобритания, 1887- 89
"Это чайное платье (т.е. платье для неформальных встреч) создано под влиянием "Эстетического движения", которое процветало в Великобритании в 1870-х гг, - пишут на сайте FIDM Museum, - Эстеты отвергали современное общество с его дешевым массовым производством товаров и искусственными стандартами красоты.
Чайное платье. Великобритания, 1887- 89
Вместо этого они выступали за возврат к утонченным, природным образцам классической древности или средневековой Европы. Приверженцы "Эстетического движения" проводили реформы в области архитектуры, дизайна интерьера, а также в одежде. Они восхищались дальневосточным искусством"
Чайное платье. Великобритания, 1887- 89. Деталь
Интересный переходный вариант к "эстетическому платью". Картинка из модного журнала, 1881 г.
Эстеты критиковали женские платья той поры, как сложные, неудобные. В 1870 - е годы был разработан новый силуэт, названный "художественным платьем". Он был вдохновлен кимоно и его простым кроем. Такие платья шились из окрашенных природными красителями тканей (напоминаю, что тогда были популярны
анилиновые красители) и украшались красивой ручной вышивкой.
Глицинии и древесные пионы, вышитые на "художественном платье" 1906-1910
http://blog.fidmmuseum.org/museum/2014/09/intern-report-rudi-gernreichs-kimono-dress.html
Китайская шелковая панель, вышитая птицами, древесными пионами, нарцисами, бамбуком и глицинией. 1900-е гг.
VintageTextile.com
Woman's Kimono-Style Dressing Gown with Sash. Japan for the Western market, late 19th - early 20th century.
http://collections.lacma.org/node/206559
Сначала подобные платья носили жены художников и модели, позже такие платья стали носить дома в качестве "чайного платья" актрисы, а за ними и дамы, желающие прослыть "эстетками". Некоторые экстравагантные дамы надевали подобные платья для выходов в свет. Считается, что с этого момента женская мода повернулась к современному упрощению в крое.
Kimono style peignoir, c.1900, from the Vintage Textile archives.
Kimono style peignoir, c.1900, from the Vintage Textile archives. Деталь
Зонтик от солнца с вышитыми по шелку глициниями был и у императрицы Александры Федоровны. Теперь его можно увидеть в Эрмитаже.
Модерну, с его извивающимися, стекающимися линиями, лилианообразные глицинии пришлись очень по душе.
Soiree gown by Rouff, Les Modes December 1901. Photo by Reutlinger.
AN ART NOUVEAU MULTI-GEM AND ENAMEL 'GLYCINES' TOUR-DE-COU, BY PHILIPPE WOLFERS, CIRCA 1900.
Beautiful and rare pendant and chain in 18ct yellow gold the pendant set with a carved ivory figure of a nymph with flowing yellow gold hair surrounded by enamelled Wisteria within a border of yellow gold scrolls Georges Le Sache, France circa 1900. Photo courtesy of Hancocks
Ювелиры Ар-нуво также были очарованы японским искусством.
Plaque from necklace, France c1900
http://collections.vam.ac.uk/item/O73041/plaque-unknown/ "Не то чтобы мы вдруг начали использовать работы японцев в качестве моделей, - пишет ювелир эпохи Ар-нуво А. Вевер, - они просто стали настоящими путеводными знаками, возвращающими нас к взаимодействию с природой, от которой все мы дружно отвернулись, начиная с эпохи Средневековья".
Японский черепаховый гребень с глициниями. Debut Ere Showa (1926-1989)
http://www.creative-museum.com/content/peigne-japonais-aux-glycines-3
Lalique's "Ornamental Comb with Wisteria Blossoms," Paris, 1899-1900. It is made of horn, window enamel, gold, and silver.
Редкая дама начала ХХ века не хотела быть в чем-то похожей на гейшу Чио-Чио-Сан, героиню модной оперы Пуччини "Мадам Баттерфляй".
Гейши тогда (и сегодня) украшают свои сложные прически разнообразными заколками-канзаши с искусственными цветами и красивыми гребнями. И дамы модерна полюбили гребни с флоральными мотивами.
Ветви глицинии особенно хорошо подходят для весеннего варианта канзаши. Зайчик на сумке специально для жительницы Киото
zajcev_ushastyj
Современный вариант канзаши в виде глицинии.
http://sakaefly.exblog.jp Но вернемся в начало ХХ века. Ярким примером флорального ювелирного дизайна Ар-нуво являются произведения Рене Лалика. "Поэтика Лалика повествует нам о жизни и смерти - о цветке, зарождающемся в бутоне, и о его увядании, о непостижимых тайнах…" (Дани Сото).
Lalique 1903-04 'Wisteria' Hair Comb: enamel, diamonds, horn, glass/ gold
Lalique c. 1900 from Sotheby's
Современные модные дизайнеры тоже время от времени обращают свой взгляд на цветущие глицинии. И почти всегда - это отсыл к японскому искусству.
Christian Dior, Spring 2007
"Great-Tit and Wisteria" by Ohara Koson
London Spring 2014 - L'Wren Scott
London Spring 2014 - L'Wren Scott
London Spring 2014 - Temperley London
London Spring 2014 - Temperley London
Неравнодушы к глициниям стилисты марки Marchesa
Это платья из коллекции Marchesa New York Fashion Week Spring 2010.
А это Marchesa New York Fall 2017
"Гейши" от Elisa Palomino (
http://www.elisapalomino.com/home.php)
Ну и большие любители флоральных мотивов Dolce & Gabbana не остались в стороне
Dolce & Gabbana 2015
Dolce & Gabbana Miss Sicily Wisteria Bag
Понимаю Dolce & Gabbana) Я специально стараюсь приехать во Флоренцию именно в то время, когда начинает цвести глициния, нежная дымка лиловых соцветий которой добавляет романтическую нотку в солнечный тосканский пейзаж.
Пергола, увитая глицинией, в саду Бардини во Флоренции
Едва - едва я добрел,
Измученный, до ночлега...
И вдруг - глициний цветы!
(Басё)
А вот полюбоваться вместе с японцами цветущей глицинией в Киото можно в ЖЖ японской жительницы
zajcev_ushastyj http://zajcev-ushastyj.livejournal.com/523063.html и
http://zajcev-ushastyj.livejournal.com/452199.html Про канзаши
http://волшебные-руки.рф/kanzashi/81-kanzashi-chto-eto-takoe-i-otkuda-ono-vzyalos.html И еще всякого японско-европейского:
Yoshu Chikanobu. Европеский костюм на японской гравюре XIX века.
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/146444.html Пост
zajcev_ushastyj Европейское влияние на японские моды XVI-XIX веков.
http://bellezza-storia.livejournal.com/5950.html мой пост ЯПОНСКОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЕВРОПЕЙСКИЙ КОСТЮМ XVIII - XX ВЕКОВ
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/25868.html И когда-то давно я писала про ласточку в украшениях Ар Деко "ЛАСТОЧКА С ВЕСНОЮ..."
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/36594.html