О влиянии Японии на европейскую моду можно было бы писать огромные тома.
![](http://i020.radikal.ru/1011/db/23e370f10b60.jpg)
Жителей Европы интриговала таинственная Япония, товары, привезенные оттуда нелегально или легально, всегда пользовались огромным спросом.
![](http://s57.radikal.ru/i157/1011/d0/2d8fdfb474c9.jpg)
Источники, которыми я пользовалась, говорят, что европейцы стали признавать уникальность культуры Японии только во 2-й половине XIX века, когда та открыла свои границы. Но, несмотря на это, еще в XVIII веке голландская Ост-Индская компания импортировала японские кимоно, которые в Европе мужчины носили в качестве домашней одежды.
![](http://s007.radikal.ru/i302/1011/59/81c7ea7ec740.jpg)
Поскольку поставки кимоно были ограничены, то в Европе стали шить кимоно из ткани indienne (индийский ситец).
![](http://s008.radikal.ru/i304/1011/1c/e29f425b62bf.jpg)
![](http://s010.radikal.ru/i311/1011/23/d75b21cec2ec.jpg)
В Англии такую одежду называли - баньян.
![](http://s005.radikal.ru/i210/1011/1d/3b3446a463bf.jpg)
Мода на них появилась в 1690-ых. Это были свободные одежды, которые носили в закрытом помещении для неофициальных случаев, обычно поверх рубашки, жилета, панталон в течение дня, или носили, как своего рода купальный халат, поверх длинной ночной сорочки - ночью.
![](http://i025.radikal.ru/1011/80/1e1daa0b5960.jpg)
Это - предшественник современного халата. У первых баньянов были свободные рукава, но потом они стали похожи на обычные, европейские рукава.
В Голландии такие костюмы называли Japonsche rocken,
![](http://s010.radikal.ru/i314/1011/fd/ee8c26a47df6.jpg)
![](http://s009.radikal.ru/i307/1011/09/7ca7c47821c5.jpg)
1652-1682 г
Во Франции такие халаты назывались La robe de chambre en indienne («домашние платья на индийский манер»)
![](http://s16.radikal.ru/i191/1011/e3/1f8f994ed1c7.jpg)
La robe de chambre en indienne
![](http://s14.radikal.ru/i187/1011/54/70d2407a3166.jpg)
![](http://s016.radikal.ru/i334/1011/24/70f0f0b5a24b.jpg)
Такой халат считался символом достатка.
Долгое время Япония оставалась государством, закрытым для иностранцев. В период правления императора Мэйдзи наступила эра реформ: страна открыла границы и стала развивать торговлю с Западом. В 1859 году, после открытия порта Йокогама, Япония стала экспортировать шелк в Европу, причем, вывозились в основном высококачественные дорогие ткани. Европейские барышни и дамы стали носить простеганные домашние платья, изготовленные из сорта хабутаэ.
![](http://s010.radikal.ru/i311/1011/c2/e72ff1d20794.jpg)
домашнее платье производства Япония, 1875 г
![](http://s010.radikal.ru/i313/1011/8f/743d1d735cb0.jpg)
Япония, 1879 г
![](http://s014.radikal.ru/i326/1011/f7/e73b5cd1ef7c.jpg)
![](http://i041.radikal.ru/1011/36/3363f0d02ff2.jpg)
Домашнее платье из японского шелка 1870 г
Открытие Японии для международной торговли, возбудило интерес европейцев ко всему японскому, и в начале 1880 - х гг в моде появилась тенденция, названная «японизмом», которая продержалась вплоть до 1920-х гг.
![](http://s009.radikal.ru/i309/1011/60/825c687d93f5.jpg)
Действие многих романов, пьес, балетов и оперетт стало происходить в Стране Восходящего солнца с ее непременным экзотическим пейзажем. Невероятный успех у публики вызвала, поставленная в Париже в 1906 году, опера Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй».
![](http://i080.radikal.ru/1011/66/7bb092823129.jpg)
Забавно, что в 1907 году, некая поборница прав женщин Анна Г. Нойес, которую многие воспринимали чудачкой, ратовала за новую одежду, которую женщины смогли бы надевать без посторонней помощи, и которая не сдавливала бы тело, позволяя двигаться в ней естественно. Она также хотела, чтобы женщины носили ткани, которые были бы приятны телу, легко стирались и чистились, не крахмалились. Также она выступала за то, чтобы женщины носили зимой перчатки вместо надоедливых муфт, более легкие шляпки, а не огромные гротескные, ну и более удобную обувь.
![](http://s55.radikal.ru/i149/1011/46/5599e3352e4b.jpg)
1909 г.
Таким образом, кимоно появилось в женском платье очень вовремя.
![](http://s009.radikal.ru/i309/1011/46/55fa97f081f7.jpg)
Japanese 1910
Женщины как - раз искали новые, простые формы для своих туалетов. А его структура и простота были воплощением духа свободы. Сначала кимоно было сугубо домашней одеждой.
![](http://s44.radikal.ru/i105/1011/95/6df50442ccae.jpg)
![](http://s007.radikal.ru/i302/1011/48/6687a13170f5.jpg)
Домашнее дневное платье 1903 г. Япония
Но, со временем, японская тема проникла и в повседневную и даже вечернюю одежду.
![](http://s55.radikal.ru/i150/1011/97/e07d96d27016.jpg)
1913 г.
![](http://s001.radikal.ru/i194/1011/6a/6385f7982767.jpg)
Bonwit Teller & Co1912
![](http://s19.radikal.ru/i192/1011/bb/b03bce92e145.jpg)
Вечерние накидки (манто) в японском стиле были невероятно популярны в начале ХХ века.
![](http://s004.radikal.ru/i205/1011/e9/49dec474036e.jpg)
Халат «Такасимая» около 1904 - 1908 гг
![](http://i046.radikal.ru/1011/bb/2df169ef4347.jpg)
Например, такие красивые манто и халаты экспортировали из Японии в Европу магазины Иида Такасимая, торговавшие кимоно.
![](http://s014.radikal.ru/i329/1011/ab/230fb2dd55f9.jpg)
1900-е гг
![](http://s011.radikal.ru/i316/1011/85/a261acf2a4d9.jpg)
Вверху примеры «театрального манто». «Созданный по образцу халата для официальных церемоний китайского мандарина династии Цин, этот наряд был сшит в Японии на экспорт» («История моды. Музей костюма Киото»).
Все эти вещи отличает тонкое чувство цвета и изящная вышивка.
![](http://s45.radikal.ru/i107/1011/e1/a029085f74c8.jpg)
![](http://s007.radikal.ru/i300/1011/15/d9add95b2411.jpg)
![](http://s48.radikal.ru/i120/1011/ff/8e3224f21101.jpg)
домашнее платье от Iida Takashimaya, 1900-е
Очень были популярны в конце ХIХ - начала ХХ века стилизованные восточные платья английской фирмы "Либерти"
![](http://s011.radikal.ru/i317/1011/49/ffd400cade3c.jpg)
Чайное платье в японском стиле 1898-1901 гг
Компания «Liberty & Co.», основанная в Лондоне в 1875 Артуром Лэзенби Либерти (1843-1917) и специализирующаяся на товарах с Востока и Дальнего Востока, была сильно под влиянием стиля Ар-нуво. Фирму так часто ассоциировали с ним, что так в Италии стали называть все извилистое, криволинейное - «Либерти».
Ну и известный популяризатор кроя "кимоно" - Поль Пуаре.
![](http://s016.radikal.ru/i334/1011/08/8ccc03be9ad6.jpg)
![](http://s015.radikal.ru/i330/1011/fc/1470e1d66de4.jpg)
1912 г.
![](http://s010.radikal.ru/i311/1011/a2/5a830aa064ff.jpg)
1918 г.
Еще немного "японского влияния"
![](http://i052.radikal.ru/1011/83/d7beae6dd7cf.jpg)
1917 г.
![](http://s007.radikal.ru/i302/1011/96/80c822d12923.jpg)
Фортуни 1920 г.
![](http://s41.radikal.ru/i093/1011/b2/d79194eeca78.jpg)
![](http://i070.radikal.ru/1011/df/2dc20302facb.jpg)
Claire McCardell 1950
![](http://s45.radikal.ru/i108/1011/34/5a353357367d.jpg)
Emilio Pucci Florence - Italy 1960
![](http://i038.radikal.ru/1011/b3/aadbf395a6d9.jpg)
1970 - е
Не смотря на то, что "официально" японизм перестал существовать в 1920-е, на самом деле, это не совсем так (что мы видим выше). Крой "японочка" был моден и в 40-е и 50-е. А японские модельеры постоянно "взрывают" мир своими невероятными нарядами и однозначно влияют на общую тенденцию моды. Но об этом я расскажу уже как-нибудь в другой раз :-)