Поход на Средний Восток. Часть следующая. Фрезер.

Jun 13, 2012 17:06

Продолжаю рассказ по поход по средне-восточным районам Москвы.
Сам поход был давно уже - 25 мая. Рассказ получается постепенный, уже до неприличия постепенный. Но надобно продолжать. Потому что такой был поход, что, чем дальше - тем интереснее.

Предыдущие части рассказа тут:
http://kurbatov.livejournal.com/215454.html
http://kurbatov.livejournal.com/215819.html

Эта часть будет несколько более предыдущих, но всё равно не последняя.
Проходили мы по местам, так или иначе связанным со словом "фрезер": платформа "Фрезер", завод "Фрезер", Шоссе Фрезер, 2-я и 1-я Фрезерные улицы.
Извилистую траекторию нашего передвижения я постарался изобразить на карте.




Карта специально не современная - план Москвы 1952 года. Но почти все примечательные объекты этих мест на ней уже имеются.

(Вообще рассматривание плана 1952 года само по себе является очень увлекательным занятием. Так что всячески рекомендую этот план и весь сайт retromap.ru:
Посмотреть всю карту)

Факт из числа общеизвестных, но не совсем верных фактов о Москве: "до 1960 года границей Москвы являлась Московская Окружная железная дорога". Не совсем верен он потому, что и тогда были в Москве районы по-своему "замкадные". Одним из таких районов был Фрезер - сам завод и прилегающие места. Москвой они стали в первую пятилетку, с началом строительства завода "Фрезер" (на плане - большой красный невыпуклый многоугольник, огибаемый траекторией нашего маршрута).
Долгое время район оставался дальним, почти автономным, со своей обособленной жизнью. Потом, с разрастанием Москвы, дальним формально он быть перестал, но обособленным так и остался. До сих пор оптимальней всего туда доезжать электричкой, а автобусный маршрут №59 делает специальную петлю, заезжая туда по шоссе Фрезер и затем по нему же выезжая.
Как-то, несколько лет назад, летом, совершая на этом автобусе такую вынужденную петлю, я в течение одной остановки наблюдал стайку детей, мальчиков и девочек, некоторые босиком. Дети были радостные и воодушевлённые. Из разговора я понял, что они только что катались на электричке "в город". Автобус ехал по шоссе Фрезер, вдоль серо-кирпичных пятиэтажных домов. Дети вышли на пустой остановке и побежали куда-то вглубь этих тихих загадочных мест.
Тогда у меня и возникла впервые задумка этот район поисследовать.
Ну вот, наконец удалось осуществить.

Далее - рассказ об осуществлении задумки.


Добирались мы не электричкой, но дублировали её маршрут.



За символическими зелёными воротами несуществующего забора начиналась пустая дорога, местами грунтовая, местами бетонка.



Искусственная ложбина между железнодорожной насыпью и территорией завода "Компрессор" каким-то загадочным образом создавала климатическую аномалию: на протяжении всего остального похода, да и вообще весь этот день было солнечно, но прохладно и ветер. А тут был стоячий сухой воздух и жара.
Вынужденная пауза для переодевания и перераспределения Матвея и Васи. Поиск оптимального сочетания Матвея, Васи, их родителей, слинга, рюкзаков, снятой одежды и двухэтажной коляски.
Периодически мимо проезжали поезда, на каждом из которых Матвей требовал ехать (Матвей очень любит ездить на поезде, каждый поезд, на котором не удалось поехать, его очень расстраивает).
Двинулись.
Двигались медленно, постепенно углубляясь в зону реванша природы, в места вторичного одичания.



Забор завода скрылся за разросшимися деревьями и кустарниками. Дорога приобрела совсем загородный вид. Необдутый одуванчик свидетельствует, что по дороге давно не проезжал никакой автотранспорт.



Неожиданно слева внизу за ветвями и листьями увидели речку. Речка Нищенка, которую я безуспешно искал по другую сторону железной дороги, протекала здесь открытым образом в неглубоком зелёном ущелье - вытекала под решёткой с территории завода "Компрессор" и скрывалась в трубе.



Чуть далее забор опять показался в промежутке между зарослей. Над забором возвышалась странная конструкция из кубических пластиковых баков и поддонов. Возможно, это какой-то самодельный душ устроен, возможно, просто склад каких-то химических жидкостей.
"Занавеска" на этом складе-душе имеет ценность как самостоятельное художественное произведение.



Двигаясь вдоль одной железной дороги, мы дошли до её пересечения с другой железной дорогой.



В месте пересечения дорог - мост, с узеньким деревянным настилом для пешеходов. Настил идёт вплотную к шпалам и очень неудобен для передвижения с коляской, так как его с интервалом примерно метр пересекают выступающие наклонные части металлического бортика. Посередине моста - специальный "карман", в котором можно прятаться, если по мосту в этот момент проезжает поезд.



С моста открывается вид на гигантское железнодорожное царство. Влево ведут рельсы к многочисленным параллельным путям станции Москва-сортировочная, чуть правее под мост уходит Окружная железная дорога, ещё правее - пути в сторону Перовского локомотиворемонтного завода и депо станции Перово. По другую сторону моста - пути станци "Андроновка", самой большой товарной станции на Окружной железной дороге (не заснял, неудобно было).





Далее было форсирование трёх линий пути возле платформы "Фрезер" и вступление в сам район "Фрезер", порождённый одноимённым заводом.

Вид на Москву со стороны Фрезера. Полное впечатление, что до Москвы ещё далеко.



От автобусного круга возле железнодорожной платформы мы направились вдоль заводского забора. Пешеходная дорожка шла между двух рядов кустарника, как бы в тоннеле, отделённая и от шоссе, и от забора. По ходу движения я вошёл в роль экскурсовода и с умным видом излагал всякие сведения о заводе "Фрезер". Сведения являлись, по большей части, моими собственными домыслами, основанными на давнем однократном посещении территории этого завода. Уже после похода я их проверил и теперь должен извиниться за то, что гнал пургу с умным видом.

Например, я почему-то думал, что завод старый, ещё дореволюционный.
Это неправда. Завод начали строить в 1930 году.

Ещё, ориентируясь на памятник Калинину перед заводом и на то, что завод раньше, вроде бы, был "имени М. И. Калинина", я рассказал историю, что до революции Калинин работал токарем на этом заводе. Мне даже помнилось, что на одном из старых корпусов я видел табличку, что "здесь работал Калинин".

Понятно, что ничего такого быть не могло, что в те времена, когда Калинин по молодости работал токарем, на этом месте было поле, ну, возможно, огороды. Табличка мемориальная, может, и правда была, только Калинин посещал завод, уже будучи всесоюзным старостой. Вполне вероятно, что показательно встал к станку, попробовал поработать, проверить - помнят ещё руки, или совсем уже нет.

Попутно из интернет-изысканий я выяснил, что среди людей, реально трудившихся на заводе "Фрезер" - Эдуард Стрельцов, Евгений Моргунов и Елена Батурина. Все трое трудились очень недолгое время, потом переключились на другую деятельность.
Ещё набрёл на оптимистичную статью из газеты "Московская правда", как всё на заводе налаживается, благодаря новому директору, а также кризису и падению курса рубля. По ходу чтения статьи понял, что она написана в 99-м году, кризис имеется в виду не последний и не предпоследний, а дефолт 98-го года. Странное чувство было в момент этого самого понимания-переключения - переход из альтернативной реальности в неальтернативную.

http://www.pressarchive.ru/moskovskaya-pravda/1999/01/04/65442.html

В неальтернативной реальности завод почти не работает. Остались всякие мелкие производства и арендаторы. Судьба двух заводских домов вдоль шоссе Фрезер сложилась по-разному.

Эти дома были построены одновременно со строительством завода. Дом 5 - в 1931-м году, дом 7 - в 1935-м.
Вот тут на фотографии с сайта oldmos.ru происходит строительство завода, а вдали - дом 5, уже возведённый, но ещё не доделанный.



Дом 5 смотрится крепким и живым.







Только вблизи по некоторым деталям можно разглядеть, что дом - не обычная серокирпичная хрущёвка 50-60-х, а нечто более древнее и оригинальное.



Где-то проветриваются подушки и одеяла.
Где-то идёт ремонт.



Местами проглядывает разруха, но, может быть, это просто такая стадия ремонта.



Двор с видом на опору ЛЭП и недостроенный кусок завода.



Соседний дом №7 поначалу, при беглом взгляде, смотрится нормально. Разве что много раскрытых окон, как будто всем жителям стало синхронно жарко.



Потом замечаешь, что окна не просто раскрыты, а выбиты, большей частью.







Где-то видно, что нет не только стёкол, но и полов-потолков, одни стены стоят.



Какие-то части дома, похоже, всё-таки обитаемы. Но это вторичная, нелегальная обитаемость.





Заново вставленная дверь в подъезд. Дверь "неродная" - снятая в какой-то из квартир.



Сам подъезд при заглядывании в него оставляет тревожное впечатление. Видно, что запустение тут не настоящее. Подниматься по лестнице и исследовать глубины мы не рискнули.



Самая жилая улица района Фрезер называется не Фрезерная, а Басовская.

В начале улицы магазин "Овощи-фрукты", годов пятидесятых, типичный для всяких посёлков городского и негородского типа. В полукруге над входом - натюрморт, изображающий овощное и фруктовое изобилие. Магазин не работает, но, похоже, не очень давно. Поддерживается в опрятном состоянии.



Чуть дальше, на другой стороне улицы, ещё один неработающий магазин, более поздней постройки, - когда-то стандартная для Москвы "стекляшка" с продуктами на первом этаже и всякими службами быта на втором. Вместо стекла теперь закрашенные металлические листы во всю двухэтажную высоту.

В общем, магазинов "шаговой доступности" на Басовской улице не наблюдается. Но дома обитаемы, дворики все ухожены. Детский сад стоит, новый, недавно построенный. Рядом с ним по соседству - возможно, что бывший детсад - особняк с полукруглым балконом, с колоннами, тихий, зелёный, (зелёный и в смысле растительности на участке, и в смысле покраски стен).



Вдоль забора особняка, поперёк направлению Басовской улицы расположено общежитие фирмы "Уют". Стандартное общежитское пятиэтажное здание, похожее на родные МГУшные ФДСы, но с явно не студенческой жизнью внутри.



По сторонам от входа в общежитие два флагодержателя, несерийные, кустарного изготовления.
Я снял один из них, снял - в смысле "сфотографировал", а не в смысле "отломал". Но вышло не очень отчётливо, деталей не видно.



Вдоль общежития вышли ко 2-й Фрезерной улице. На противоположной стороне улицы, почти скрытый высокими елями виднелся дом культуры без окон без дверей, с большой металлической скульптурой на фасаде. Что изображает скульптура - из-за ёлок разглядеть не удалось.



В конце 2-й Фрезерной улицы находился дом №14, который на карте выглядел очень интригующе: во-первых, он был обозначен как жилой, а во-вторых - имел форму крепостного бастиона, в виде, примерно, буквы "П", но скошенной, так, что один угол был острый, а второй - тупой.

Уже предвкушал посмотреть, как же выглядит там всё внутри, во дворе такой нестандартной формы.
Но дом оказадся совсем не жилой. "Во дворе" была территория какого-то автохозяйства, на углу с торца - зазывная рабочая столовая. Мы не поддались на зазывания. Двинулись дальше.



А за углом оказалось, что весь этот дом-бастион представляет собой книжный склад.
Огромнейший склад издательства "Центрполиграф".



С дальнего края был маленький (в сравнении со складом) магазин "Все книги по 10 рублей".



В другое время бы забурились исследовать недра этого магазина. Наверняка, там что-нибудь ценное можно найти. Но время поджимало - поход наш ещё не перевалил даже за половину предполагаемого маршрута. Так-что взяли по штуке на каждого, из того, что лежит на поверхности.



Впереди по маршруту изгибалась 1-я Фрезерная улица. Ничего обитаемого в перспективе видно не было. Только одинокий воробей на фоне глухой складской стены.



Продолжение следует...

Походы

Previous post Next post
Up