Подражательные стили ушу

Sep 18, 2015 16:26


Из всего многообразия стилей ушу можно выделить особый раздел стилей, о существовании которых известно даже тем людям, которые об ушу знают лишь понаслышке. Я, конечно же, говорю о стилях, в которых основным методом тренировки является метод подражания повадкам животных или персонажам китайского эпоса. По-китайски этот раздел стилей называется сянсин-цюань (象形拳), что дословно переводится как "кулак образа и формы", ну а по-русски звучит как "подражательные стили". Им я и хочу посвятить этот пост.

Подражательные стили обрели свою славу благодаря гонконгским боевикам конца XX века, где их зрелищность и необычность пришлась очень кстати. После смерти Брюса Ли в 1973 году, на смену ему пришли тогда ещё молодые и незвестные актёры, которые периодически снимались в его массовке и эпизодических ролях - Джеки Чан, Саммо Хунг и другие. Гонконгские режиссёры искали новые сюжеты, непохожие на фильмы с участием Брюса, дабы
у зрителя не возникало желания сравнивать их. Одной из таких находок стали фильмы о противостоянии различных школ ушу, а которых раскрывались особенности того или иного стиля, делая ему определённую рекламу, что вызывало большой интерес у любителей гонконгских боевиков. В фильмах с участием Брюса Ли, где сюжет вертелся вокруг персонажа самого Брюса, такого не было и в помине - его персонаж всегда был показан как уже сформировавшийся мегамастер (неопределённого стиля), который на протяжении всего фильма легко раздавал люлей злым каратистам в кимоно и прочим плохим парням, сам же процесс постижения сабжем боевого искусства вообще никогда не демонстрировался. Так что, несмотря на то, что лишь благодаря Брюсу Ли западные люди сегодня имеют возможность заниматься ушу, именно "стилевые" фильмы сподвигли основную массу западных людей на занятие этим искусством. Кстати, это в них впервые прозвучала знаменитая фраза "моё кунг-фу круче, чем твоё".

Первым фильмом, который был полностью посвящён подражательному стилю, стал фильм "Змея в тени орла", с участием Джеки Чана, который повествует о противостоянии школ Кулака Змеи и Орлиного Когтя. Этот фильм является первой режиссёрской работой Юэнь Ву Пина (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B0%D0%BD%D1%8C_%D0%A5%D1%8D%D0%BF%D0%B8%D0%BD), самого известного гонконгского режиссёра и постановщика боевых сцен. Также, именно этот фильм принёс Джеки Чану известность и определил жанр всей его жизни - комедии с драками.

Впрочем, как известно, у монеты две стороны, и гонконгские боевики, которые принесли подражателньным стилям мировую славу и сделали их визитной карточкой ушу, также сослужили им огромную медвежью услугу. Из-за своей славы, сегодня подражательные стили сильно изменились в пользу зрелищности. Они всё больше уходят в спорт, из-за чего утрачивают свою боевую эффективность и внутреннее содержание. Некоторые подражательные стили, как например, стиль обезьяны, уже умерли, окончательно превратившись в обычную цирковую клоунаду с акробатикой:

image Click to view

(второй спортсмен, я так понял, демонстрирует стиль собаки, но сути это не меняет - много кривляний, много акробатики и абсолютно "дохлые" и медленные удары ногами (с руками получше)). Китайские мастера ушу называют подобную деградацию "Искусством цветастых рукавов и вышивания ногами" - весьма точное сравнение, на мой взгляд...

Более того, появились ответвления показательных стилей, которые придуманы самими актёрами и предназначены только для показательных выступлений и съёмок в фильмах. Так, например, в фильме "Храм Шаолинь" 1982 года, первом фильме с участием Джета Ли, показана разновидность стиля богомола, придуманная Юй Хаем (актёром и спортсменом, который играл учителя персонажа Джета Ли) специально для этого фильма. Его стиль изобилует сложной техникой и большим количеством подражательных зрелищных движений, что является полной противоположностью классическому стилю богомола, в котором очень важна простота техники и её боевая эффективность. Сейчас стиль Юй Хая имеет большую популярность и известен как спортивное направление стиля богомола.

Другим ярким примером такого самодела является пьяный стиль Джеки Чана. Мало кто знает, но Джеки Чан никогда не изучал стиля пьяницы, а стиль "Восемь Пьяных Бессмертных", который демонстрируется в фильме "Пьяный мастер" (там он называется "Восемь Пьяных Богов") - это "солянка" из южных стилей, которыми владели Джеки Чан и Юэнь Ву Пин ( режиссёр фильма и постановщик боевых сцен), на которые наложена "пьяная", расслабленная манера движений. Благодаря их мастерству и музыкальному оформлению, стиль получился весьма зрелищным и охотно веришь, что это и есть тот самый древний стиль пьяницы:

image Click to view

Наконец, хуже всего то, что под маркой раскрученных гонконгскими фильмами стилей, шарлатанами было наштамповано множество самоделов, которые выдаются за древний оригинал. Например, стиль "Восемь Пьяных Бессмертных" - реально существующая, самая древняя разновидность пьяного стиля, однако, сейчас, введя в интернет запрос на видео, посвящённое данному направлению (даже если будете искать иероглифами на китайских ресурсах), все ссылки выведут вас либо на фильм "Пьяный Мастер", либо на показанную ниже хрень, созданную гонконгскими "умельцами" с целью навариться на славе стиля, которую ему принёс Джеки Чан:

image Click to view

Это, якобы, "учебный" фильм по стилю "Восемь пьяных бессмертных", выпущенный в 1985 году. Как видите, из "Пьяного мастера" здесь передрали даже звуковое оформление и киношную атмосферу гонконгского боевика. И ведь пипл схавал! Вот, например, уже современная запись, где эта самая хрень демонстрируется как полноценный пьяный стиль, то бишь хрень стала жить своей жизнью и приносить деньги:

image Click to view


К сожалению, в случае встречи с такого рода самоделом, отличить оригинал от подделки очень сложно - нужно быть весьма эрудированным  и осведомлённым в истории стиля, интересующего вас, и ушу в целом, а также иметь большой практический опыт, чтобы понять, действительно ли перед вами техника, созданная мастерами древности, или новомодный шерпотреб, предназначенный для выкачивания денег из наивных иностранцев.

На этом с грустной частью у меня всё, теперь же я расскажу о внутренней сути подражательных стилей и о тех стилях, которые чаще всего встречаются на территории России.

Итак, как я писал в предыдущих постах, любой стиль ушу состоит из теории и методов её реализации. Теория подражательного стиля, также, как и любого другого стиля ушу, различна и зависит от целей, которые преследовал создатель стиля: кто-то хотел усовершенствовать свои боевые навыки, кто-то обрести характеристики животного, которму он подражал (например, ярость тигра или скорость богомола), для кого-то это были шаманские практики. Что же касается основных методов постижения теории, то в подражательном стиле, в отличие от других стилей ушу, их всегда два:
1. Собственно метод копирования повадок и движений животного или же характера персонажа китайского эпоса. Например, в стилях тигра и орла развивают физическую силу и укрепляют пальцы для мощных болевых захватов, в стиле змеи развивают гибкость и пластичность, чтобы незаметно обойти защиту противника и атаковать в жизненно важные точки, и.т.д.
2. Метод базовой школы. Подражательные стили ушу всегда создавались как производная от основных направлений ушу - шаолиньского, уданского и эмэйского, таким образом, существует множество разновидностей одного подражательного стиля. Например, во всех трёх направлениях существует стиль дракона, причём его разновидности совершенно непохожи друг на друга. Причиной тому является, как раз таки философия направления, в рамках которого они были созданы: уданский дракон будет плавный, с большим количеством круговых движений, а шаолиньский - мощный, с прыжками и амплитудными движениями.

Благодаря наличию двух основных методов практики вместо одного, подражательные стили являются уникальным разделом ушу, так как, из-за объединяющей подражательной составляющей, можно сочетать внутренние и внешние стили различных направлений без вреда для здоровья и потери эффективности техники. Можно, например, одновременно заниматься внутренним стилем Люхэ-танлан-цюань (кулак богомола шести координаций) и внешним стилем Цисин-танлан-цюань (кулак богомола семи звёзд), и оба этих стиля будут прекрасно дополнять друг друга.

Все подражательные стили ушу можно разделить на две категории:
1. Самостоятельные стили. Это те стили, которые имеют полностью сформировавшуюся уникальную систему тренировок и для их освоения не требуется знать базу направления, из которого они некогда вышли.
2. Подстили. Это подражательные комплексы-таолу в арсенале других, не-подражательных, стилей. Они являются расширением арсенала движений базового стиля и имеют свою, особую, манеру исполнения и метод тренировки. Во многих не-подражательных стилях безупречное владение таким комплексом (если он там, конечно, имеется) является показателем высшего мастерства. Важно сказать, что подражательный подстиль далеко не всегда имеет внешнее сходство с объектом подражания, и часто его техника выглядит точно также, как техника стиля-родителя. Копируется, в первую очередь, характер подражаемого объекта, который накладывается на изученный ранее набор движений, что и отражается на манере исполнения комплекса. Примером такого подстиля является раздел Кулак Двенадцати Животных стиля Синъи-Цюань, о котором я писал здесь http://kungfu-stav.livejournal.com/1469.html.

Теперь же я расскажу о наиболее распространённых в России подражательных стилях.

Танлан-цюань (кит. 螳螂拳) - Кулак Богомола.

Самый известный подражательный стиль ушу не только в России, но и в мире. Его известность обусловлена его боевой эффективностью - это один из самых боевых стилей ушу, не уступающий по мощи стилю Юнчун-цюань (Вин-Чун). Большой вклад в популярность стиля внесли гонконгские боевики, во многих из которых, в различной степени, фигурирует "неубиваемый" мастер танлан-цюань. Особую роль сыграл, посвящённый стилю богомола, фильм "Мастер со сломанными пальцами" 1972 г., с Джеки Чаном в главной роли, а также упомянутый выше Юй Хай со своим детищем.
По легенде, создателем Кулака Богомола был монах шаолиньского монастыря по имени Ван Лан, который жил в период династии Цин (1664 - 1911). Более точное время его жизни неизвестно. Ван Лан был от природы человеком невысоким и щуплым, что создавало большие проблемы в изучении шаолиньского ушу, требующего значительной физической силы и выносливости. Не обладающий этими качествами Ван Лан очень часто проигрывал тренировочные поединки, из-за чего сильно переживал. Однажды, медитируя в лесу, он увидел богомола, который поймал цикаду. Цикада была очень большой по сравнению с богомолом, но, тем не менее, ничего не смогла поделать со своей участью - цепкие лапы богомола просто не давали ей двигаться. Ван Лан увидел в этой ситуации решение своей проблемы - он поймал несколько богомолов и стал наблюдать за их сражением, копируя их движения и совмещая их с движениями шаолиньского стиля. Когда же он, наконец, создал свой стиль, никто из шаолиньских монахов не смог противостоять ему - их физическая сила и габариты оказались малоэффективны против новой техники боя Ван Лана.
В стиле танлан-цюань используется особая форма кисти, "Лапка богомола", которая предназначена для контроля рук противника, а также неожиданных ударов запястьем. Большое внимание уделяется контролю ног противника путём подцепов их подъёмом стопы своей ноги.

На сегодняшний день наиболее известны три разновидности стиля богомола:
1. Цисин-танлан-цюань (кит. 七星螳螂拳) Кулак Богомола Семи Звёзд
Это самая старая разновидность стиля, та самая, которую создал Ван Лан. Она практикуется монахами Шаолиньского монастыря, поэтому иногда её называют Лохань-Танлан-Цюань (кит. 罗汉螳螂拳) Кулак Богомола Архатов. Особенностью данного направления являются быстрые комбо из ударов руками без замаха в вертикальной плоскости, подобно ударам лап богомола. После успешного проведения комбинации наносится мощный добивающий удар рукой или ногой, свойственный шаолиньскому ушу. Своё название данная разновидность получила благодаря широкому использованию стойки цисин-бу (шаг семи звёзд), в которой задняя нога полусогнута и подтянута к передней. Китайцы углядели в таком положении ног визуальное сходство со взаимным расположением семи звёзд создвездия Большой Медведицы:



Наглядным примером данной разновидности Кулака Богомола служит комплекс Танлан Бу Чань (кит. 螳螂捕蟬) - "Богомол хватает цикаду", который здесь является таолу высшего порядка:

image Click to view



2. Мэйхуа-танлан-цюань (кит. 梅花螳螂拳) Кулак Богомола Цветка Сливы
Эту разновидность создал Цзян Хуалун (1855 - 1924), соединив технику семизвёздного богомола с техникой шаолиньского стиля Мэйхуа-цюань (кит. 梅花拳) Кулак Цветка Сливы, что и определило её название. Также она известна под названием Тайцзи-танлан-цюань (кит. 太极螳螂拳) Кулак Богомола Великого Предела. Несмотря на такое название, ни к даосизму, ни к Тайцзи-цюань она отношения не имеет, а само название отсылает к большому разнообразию и изменчивости используемой здесь техники рук. В отличие от первой разновидности, здесь мало быстрых комбо руками, а сами удары мощные и размашистые.
Вот, например, таолу Ми-Шоу (кит. 秘手) Секретная Рука:

image Click to view



3. Люхэ-танлан-цюань (кит. 六合螳螂拳) Кулак Богомола Шести Координаций.
Это внутренняя разновидность стиля богомола, созданная неким Цзинь Е в период династии Цин. Она представляет собой гибрид техник танлан-цюань и принципов синъи-цюань, в частности, принципа Лю Хэ (шести координаций), который заключается в попарном координировании между собой плечей и бёдер, локтей и коленей, кистей и стоп. Этот принцип является одним из основополагающих требований к положению тела в синъи-цюань, необходимых для правильного выброса силы при ударе. Особенностью люхэ-танлан-цюань, как и в цисин-танлан-цюань, являются быстрые комбо руками, однако, сама манера движения больше напоминает синъи-цюань, чем классического шаолиньского богомола. Для примера, комплекс, который называется Шуан Фэн (кит. 双封) Двойное Закрытие или Двойное Запечатывание:

image Click to view



Ин-чжао-цюань (кит. 鹰爪拳) - Кулак Орлиного Когтя (или просто "Орлиный Коготь" (Ин-чжао))

Этот стиль берёт начало в шаолиньской традиции. Он очень зрелищный, поэтому имеет много поклонников как среди спортсменов, так и среди адептов боевых искусств. Стиль имеет огромное количество разновидностей, объединённых одним общим методом тренировки - укрепление пальцев рук для использования техник цинь-на (болевых захватов и заломов), а также мощных ударов по уязвимым точкам человеческого тела. Во многом благодаря своей боевой эффективности, стиль остаётся на плаву, не скатываясь в спортивную показуху, а метод контроля противника болевыми захватами нашёл отличное применение в китайской правоохранительной системе. Да и в целом, боевые методы ин-чжао очень подходят для улицы - можно вывести противника из строя "аккуратно, но сыльно" (с), например, сломав руку или вывихнув сустав, что излечимо и снижает вероятность летального исхода по неосторожности до минимума(когда, например, от удара по морде вражина падает, бьётся головой об бордюр и умирает, а вам шьют статью, хотя вы просто защищались).

В нашей стране наиболее известна разновидность Шаолинь Ин Чжао Цюань (кит. 少林鹰爪拳 ), которая в её нынешнем виде дошла до нас благодаря мастеру Чэнь Цзы Чжэну (1878 - 1933), который дополнил классические "орлиные" шаолиньские комплексы ударами из стилей Фань-цзы-цюань и Юэ-ши-лянь-цюань, где используется быстрая техника рук и непредсказуемые методы атаки под разными углами.

Комплексов Орлиного Когтя очень много, для примера, вот один из них:

image Click to view



:
Хун-цзя-цюань (кит. 洪家拳) Кулак Семьи Хун (более известен как Хун Гар)

Самый известный стиль Гонконга и всего юго-восточного Китая. Он настолько известен, что можно с уверенностью заявлять, что не гонконгские боевики принесли славу Хун Гар, а Хун Гар принёс славу гонконгским боевикам. Это некий стиль "по-умолчанию" для всех гонконгских актёров конца XX века, включая Джеки Чана и Саммо Хунга.
Основную известность Хун Гар принесла его история, неразрывно связанная с революционным движением в Китае. Считается, что этот стиль изобрёл один из пяти выживших монахов монастыря южный Шаолинь (не путать с известным сегодня северным Шаолинем, который находится на горе Суншань), когда маньчжуры, захатившие Китай и установившие династию Цин, разрушили его до основания и убили всех обитателей монастыря, дабы они не представляли угрозу новой власти. Этот монах укрылся от преследований в провинции Гуандун, где взял себе имя Хун Хэй Гун и стал работать поваром в Доме Оперы (в китайской опере не поют, она является, в нашем понимании, костюмированным акробатическим театром), в котором обучал боевым искусствам тайных революционеров, стремящихся к свержение династии Цин. В дальнейшем он женился на девушке Фонг Юньчунь, которая была мастером стиля журавля. Сам Хун Хэй Гун был мастером стиля тигра. Соединив своё мастерство и мастерство жены, он создал стиль хун-цзя-цюань. Большую славу Хун Гар принёс непобедимый мастер боевых искусств и революционер Вонг Фей Хун (1847-1924), легендарная личность, национальный герой Китая, известный как борец с династией Цин и социальным неравенством. Вонг Фей Хуну посвящено более ста гонконгских фильмов, где он фигурирует как эпизодический персонаж или как главный герой. Например, именно его играл Джеки Чан в "Пьяном Мастере" (помимо стиля Хун Гар, Вонг Фей Хун был также мастером пьяного стиля), и  Джет Ли в серии фильмов "Однажды в Китае".
На сегодняшний день Хун Гар представляет собой систему из пяти подражательных стилей - Тигра, Журавля, Дракона, Леопарда и Змеи, но основополагающими всё равно остаются стили Тигра и Журавля. Для этого стиля характерны низкие стойки и перемещения, большое внимание уделяют развитию физической силы, укреплению кистей и пальцев рук, а также проработке мощных ударов и блоков предплечьями. Для него даже есть специфическое оружие, представляющее собой бронзовые браслеты с шипами, которые утяжеляют руку и многократно усиливают удар.
Наиболее известным таолу стиля Хун Гар является комплекс ху-хэ-шуань-син-цюань (кит. 虎鹤双形) Парная Форма Тигра и Журавля:

image Click to view



На территории России, помимо перечисленных, существует множество других подражательных стилей. В основном это стили шаолиньского направления, которое сегодня активно раскручивается и пропагандируется. Однако, можно найти и менее известные стили других направлений. Также я не стал здесь описывать не-подражательные стили, в арсеналах которых имеются подражательные таолу, например, Вин Чун (там есть таолу "Змея и Журавль") или Пигуа-цюань (таолу "Кулак сине-зеленого дракона"), поскольку подражательной составляющей в них очень мало и человеку, который стремится освоить именно подражательный стиль, они будут малоинтересны.

ушу

Previous post Next post
Up