Внешние и внутренние стили ушу

Sep 18, 2015 15:47


На сегодняшний день любой стиль ушу, независимо от его места возникновения, будь то Шаолиньский монастырь, даосские монастыри гор Удан и Эмэй или просто деревенька в провинциальном уезде, принято относить либо к внутренней (нэй-цзя), либо к внешней (вай-цзя) семье стилей ушу. Однако, если спросить большинство ушуистов о критериях, которые определяют такую классификацию, можно услышать довольно противоречивые ответы или вообще шаблонные фразы, полученные ими из книг и других источников. При этом, сами источники также не дают чёткого ответа по данному вопросу и также содержат множество противоречий, в чём вы можете убедиться, просто погуглив данную тему. Всё это может ввести в заблуждение начинающих ушуистов, в результате чего они могут выбрать неподходящий для них стиль, а то и вовсе попасть на удочку шарлатана. В этом посте я хочу дать чёткое определение внешним и внутренним стилям ушу.

Итак, как я писал в своём посте о структуре ушу (http://kungfu-stav.livejournal.com/901.html), любой стиль состоит из методов (методы шага, методы удара, методы развития силы и.т.д.), совокупность которых и определяет уникальность стиля. Так вот, методы, которые укрепляют тело - развивают скорость, ловкость, силу, выносливость и.т.д. называются внешними методами наработки, а методы, развивающие мышление, точность, интуицию и.т.д. называются внутренними методами. Таким образом,любой стиль ушу состоит пропорционально из внешних и внутренних методов. Вот эта пропорция и определяет, к какой семье следует отнести стиль - внутренней или внешней. Если у вас от 70% времени тренировки уходит на внешние методы, вы занимаетесть внешним стилем, а если столько же уходит на внутренние методы - внутренним стилем.

Многие шарлатаны и просто люди заблуждающися любят противопоставлять внешние и внутренние стили в пользу последних, якобы внешние стили предназначены только для спорта и мордобоя, а внутренние - для духовного и интеллектуального развития и, к сожалению, очень много интеллигентных людей ведутся на эту замануху.

На самом же деле предназначение стиля никак не связано с тем, какой он, внутренний или внешний - существуют внутренние стили, предназначенные для мордобоя и внешние стили, предназначенные для самосовершенствования и развития личности.

Например, подавляющее большинтсво стилей идущих из Шаолиня являются внешними стилями, им свойственны очень интенсивные тренировки, а шаолиньские таолу изобилуют сложными приёмами - ударами в прыжках, падениями, высокими ударами ногой и другими техниками, требующими очень хорошей физической формы. При этом, мало кто из ушуистов задаётся вопросом, а зачем вообще буддиcтские монахи, которые славятся своим пацифизмом и уважением ко всему живому, разработали столь воинственные техники? Ответ прост: по буддистским канонам жизнь - это непрерывания череда страданий, прервать которые можно лишь отрешившись от мирских желаний и благ, тем самым достигнув просветления. Это и называется "постичь дзен". Так вот, постоянно изнуряя себя тренировками, монахи учатся преодолевать страдания физического тела - если ты ударил по кирпичу, но не почувствовал боли, а вместо твоей руки сломался кирпич, значит твоё тело перестало реагировать на эти страдания, а значит ты приблизился к просветлению. Вот это, как раз, яркий пример того, как внешний стиль имеет глубокое внутреннее предназначение.

На этом закончим разговор о внешних стилях, с ними, на мой взгляд, всё понятно. Теперь же я опишу особенности самых известных внутренних стилей ушу дабы у читателя сформировалось представление о внутренних методах тренировки.

1. Тайцзи-цюань (кит. 太极拳) - Кулак Великого Предела.

Самый известный на сегодняшний день внутренний стиль ушу, насчитывающий миллионы поклонников по всему миру. Его популярность обусловлена его оздоровительным эффектом и раскрученностью - его методы тренировки позиционируют чуть ли не как боевую магию, обещают его адептам, что этот стиль подарит им сверхспособности и неуязвимость в бою. В общем, многострадальный тайцзи-цюань подаётся сейчас как некий "стиль для небыдла", который далеко не всем доступен для понимания. Точно также, например, в японских боевых искусствах подаётся айкидо, мол, каратэ придумали крестьяне, а самураи-аристократы создали айкидо, так что, если хочешь подчеркнуть свою интеллигентность - покупаешь хакаму (айкидошные шаровары), делаешь морду понапыщенней и вперёд, на тренировки, учиться любить своего противника!

Предпосылками к приобретению такого имижда у тайцзи-цюань послужили его древность и мистичность истории его создания. Тайцзи-цюань берёт начало в даосских монастырях горы Удан, где, по преданию, его создал легендарный даос Чжан Саньфен (кит. 張三丰), который был непревзойденным мастером боевых искусств и, как утверждают некоторые даосские источники, достиг бессмертия. Личность самого Чжан Саньфена очень неоднозначна и многие историки вообще ставят под сомнение его существование, поэтому в этом посте я эту тему поднимать не буду из-за её обширности, кому интересно - гугл в помощь. Кстати, существует фильм-экранизация одной из версий жизни Чжан Саньфена, 1993 года, с Джетом Ли в главной роли. Называется он "Мастер Тай-Чи", и лично я считаю этот фильм лучшей работой в его актёрской карьере. Также есть "кастрированная" версия этого фильма для западного обывателя, называется "Два воина", её я смотреть категорически не рекомендую дабы не испортить впечатление от музыкального оформления (они повырезали все звуковые дорожки, которые в этом фильме просто шикарные), лучше попытайтесь найти оригинал.

Существует также другая, официально признанная версия происхождения тайцзи-цюань, которая рознится с представленной выше. Она гласит, что тайцзи-цюань создал бывший полководец династии Мин, Чэнь Вантин, который, после её падения в результате нападения маньчжуров на Китай, вернулся в родную деревню и соединил свои боевые навыки с знаниями, полученными из прочитанных им даосских трактатов.

На сегодняшний день насчитывается пять разновидностей тайцзи-цюань, традиционно названных фамилиями мастеров, которые их создали - есть тайцзи-цюань семьи Чэнь, Ян, Сунь, У (от мастера У Юйсяна) и У (от мастера У Цзяньцюаня). Самыми популярными являются стили Ян и Чэнь, причём первый позиционируется, в первую очередь, как озоровительная гимнастика, а второй - как боевой вариант стиля. Также существует шестой вариант тайцзи-цюань, который практикуют даосы горы Удан, но из-за имени Чжан Саньфена, этот вариант мистифицирован настолько, что за него можно выдать любой самодел из набора тайцзишных движений, подтверждением чему может служить огромное количество "учебных" материалов по уданскому тайцзи-цюань, в которых представленные комплексы вообще не похожи друг на друга ни одной формой. Причём половина из этих комплексов является всего лишь немного видоизменёнными комплексами из пяти упомянутых направлений стиля. Из-за этого, к огромному сожалению, определить эталон уданского тайцзи-цюань не представляется возможным - для этого придётся ехать в Уданшань и разбираться во всем самому...

А теперь о сути тайцзи-цюаня. Само понятие "Великий предел" - суть даосского учения о мироздании, которое выражено во всем известном символе "Инь-Ян":


поэтому, правильно данный символ называется Символом Великого Предела. В нём отражается вселенский круговорот основополагающих начал - мягкого Инь и жёсткого Ян, которые противоположны друг другу, но при этом взаимно дополняют друг друга, и в этом взаимодействии есть суть всего вселенского движения. Так вот, Великий Предел - это такое состояние пространства, когда проявлена вся суть вещей, когда все тайное стало явным и нет ничего, что было бы непонятно, это состояние, когда мягкое начало Инь вообще не содержит в себе жесткого начала Ян и наоборот. Это некий абсолют, недостижимый в нашем несовершенном мире, в котором нет ничего идеального - Инь всегда содержит немного Ян, а Ян всегда содержит немного Инь.

Тайцзи-цюань, как и многие даосские стили ушу, был создан в первую очередь для того, чтобы познать Великий Предел - расширить сознание настолько, чтобы видеть любую истину, окружающую нас, которую в обычной жизни мы просто неспособны заметить из-за нашего несовершенства.Методом, который должен помочь человеку в этом стремлении, является метод уподобления воде. В Дао-де-цзин сказано:

Дао подобно воде.
Вода бесстрастна -
потому не встречает препятствий.
Бесцельна -
Потому всякому приносит пользу.
Зверь ждет в кустах добычу.
Цветок тянется навстречу солнцу.
Камень скрыт в земле.
Человек в чаще ищет тропу.
А вода холодна, спокойна и прозрачна.

То есть, если максимально уподобиться стихии воды, двигаться плавно и податливо, огибать острые углы и препятствия, в конце концов, познаешь Дао, то есть познаешь Великий Предел и тогда увидишь всю суть вещей.

Данный принцип определяет метод тренировки в тайцзи-цюань. Здесь всё отрабатывается комплексами, в которых движения медленные и плавные, подобные течению реки, одно движение перетекает в другое и не останавливается от начала и до конца комплекса, при этом огромное внимание уделяют положению тела, которое не должно содержать острых углов или выпрямленных конечностей, всё должно быть округло и дугообразно:

image Click to view


Внешние методы тренировки в тайцзи-цюань либо сведены к минимуму, либо отсутствуют вообще - только комплексы и отработка интуитивного чувствования противника. Считается, что наращивание мышечной массы закрепощает тело и тогда ни о какой плавности и уподоблению воде речи быть не может.

Что же касается боевого применения тайцзи-цюань, то оно почти такое же, как в айкидо - боец задействует силу противника и выводит его из равновесия. Но если в айкидо выполняется бросок, то есть применение силы направлено вокруг самого бойца, то в тайцзи-цюань применяется т.н. усилие опрокидывания, когда выведение из равновесия происходит путём отталкивания противника от себя или в сторону:

image Click to view


Как раз это усилие опрокидывания и подаётся тайцзишниками в виде "боевой магии", хотя на самом деле это всего лишь сложное усилие, которое складывается из тренированности тела и разума, а также умения чувствовать положение системы тел (вашего тела и и тела вашего противника) в пространстве, которое и даёт вам возможность хорошенько приложить вашего врага об землю. И если убрать всю даосскую мистику, боевое примение тайцзи-цюань - не что иное, как умение интуитивно использовать закон рычага.

2. Багуа-чжан (кит. 八卦掌) Ладонь Восьми Триграмм.

Внутренний стиль ушу с очень сложной теорией, который, как гласит официальная история стиля, был создан мастером Дун Хайчуанем (кит. 董海川) в середине XIX века. Дун Хайчуань был большим мастером шаолиньского стиля лохань-цюань (кит. 罗汉拳) (Кулак Архата), но однажды в одной из дуэлей убил своего противника, который был родственником влиятельного чиновника, что вынудило его оставить родные края и отправиться странствовать. Как гласит легенда, в своих странствиях он встретил некоего даоса, который обучил его "искусству движения по кругу с изменением ладоней", а также "учению о восьми триграммах" на основе которого он и создал стиль багуа-чжан.

Этот стиль, также как и тайцзи-цюань, служит инструментом для постижения Великого Предела, но использует для этого другие методы тренировки. Багуа (восемь триграмм) - это символы из книги перемен, которые описывают фазы вселенских циклов. Процесс взаимного превращения инь-ян делится на восемь фаз, каждой фазе присваивается свой символ из комбинации трёх черт - сплошных и пунктирных, названный триграммой, через который и изучаются свойства этой фазы:



Наступление каждой фазы также делится на восемь подфаз и изучается отдельно. Сочетание фазы и подфазы называют "гексаграммой". Поскольку всё во вселенной циклично, гексаграммой можно описать абсолютно любое вселенское явление, более того, можно предсказать, какое явление будет следующим, если вывести, какая гексаграмма последует за текущей. Это описание теории в общих чертах, на самом же деле теория триграмм - это самая сложная теория в даосских учениях и нужно потратить не один год, чтобы хоть как-то начать её понимать.

Что касается стиля багуа-чжан, методом его тренировки являются комплексы движений, каждое из которых соответствует той или иной гексаграмме. Базовый комплекс стиля багуа-чжан, который называется Лао-ба-чжан (восемь старых ладоней) содержит восемь подкомплексов (каждый соответсвует определённой триграмме). Таким образом, через движение изучается теория триграмм, а через правильную последовательность движений достигается понимание Великого Предела.

У Дун Хайчуаня было много учеников, каждому из которых он подбирал индивидуальную систему тренировок. Что, примечательно, каждый из них до начала обучения уже владел одним из стилей ушу, что может говорить о том, что багуа-чжан это не конкретный стиль, а система выстраивания правильной последовательности движений, которую можно применить абсолютно к любому стилю ушу. На сегодняшний день существует несколько направлений багуа-чжан, которые названы фамилиями учеников Дун Хайчуаня, от которых они присходят. Самые известные направления - Инь (от имени мастера Инь Фу), Лян, Чен, Фу, Ли и Гао, также существует несколько других, менее известных. В отличие от тайцзи-цюань, где любое направление использует одни и те же методы тренировки, в багуа-чжан они зависят собственно от базового стиля, которым владел ученик Дун Хайчуаня. К примеру, направление Инь основано на Кулаке Архатов и потому оно содержит ударные техники и резкие движения, в этом направлении много внешних методов тренировки:

image Click to view


а направление Чен основано на китайской борьбе Шуайцзяо, потому здесь используется бросковая техника и усилие опрокидывания, движения плавные, очень важное внимание уделяется методу шага, который даёт возможность заходить противнику за спину:

image Click to view


Абсолютно во всех направлениях багуа-чжан комплексы отрабатываются с хождением по кругу, который символизирует знак Великого Предела, это позволяет в боевом аспекте отработать навыки ухода с линии атаки, а в космогоническом аспекте занять правильное положение относительно сторон света, что позволит ещё эффективней познать триграммы, заложенные в движениях.

От себя же могу сказать, что сегодня багуа-чжан является "мёртвым" стилем, поскольку изначальная задумка сопоставить движения с гексаграммами благополучно профукана китайцами из-за их страсти ставить традицию выше здравого смысла и тупо копировать движения учителя, не спрашивая при этом сути движения. Прозанимавшись различными направлениями багуа-чжан в общей сложности около 5 лет, я не нашёл ни одного видеоматериала, где бы разъяснялось, какой гексаграмме соответствует движение, почему движения идут именно в этой последовательности, почему движения в комплексе одного направления радикально отличаются от движений в комплексе другого направления (они как минимум должны быть похожи и различаться лишь особенностью базового стиля). Лишь в одной книге разъясняется соответствие движений триграммам -  это книга мастера Сунь Лутана, "Багуа-цюань сюэ" (учение кулака восьми триграмм), которую он написал ещё в начале XX века, но её недостаточно, чтобы получить ключ к правильным последовательностям движений. Подтверждение же того, что после Дун Хайчуаня мастера не разъясняли ученикам соответствие движений и триграмм, я нашёл в книге Ди Гоюна "Багуачжан", посвящённой направлению Лян, где он прямым текстом говорит о том, что его учитель Ли Цзымин (ученик создателя направления Лян Чженпу, последнего ученика Дун Хайчуаня) не объяснял сути движений, а заставлял многократно повторять то, что он показывал, мол "придёт время, ты сам всё поймёшь". Впрочем, возможно, что китайцы держат эти знания в секрете, но если вы читали мои предыдущие посты, то должны понимать, что для нас с вами это означает, что их можно смело считать утерянными во времени.

3. Синъи-цюань (кит. 形意拳) - Кулак Осмысленной Формы. В нашей стране известен как "Кулак Формы и Воли" (крайне дибильный перевод, на мой взгляд).

Внутренний стиль ушу, предназначенный для мордобоя. История его создания также неоднозначна. По одной версии его создал легендарный китайский полководец Юэ Фэй, который жил в начале XII века и знаменит не только как величайший стратег, но также и как знаток даосских практик. Ему приписывают создание оздоровительного цигун Ба-дуань-цзин (8 кусков парчи), который он разработал для поддержания здоровья своих солдат в походных условиях. По другой версии, Синъи-цюань создан мастером боя копьём, Цзи Цзикэ (еще он известен под прозвищем Цзи Лунфен (дракон-вихрь)), жившим в XVII веке, который создал этот стиль на основе одного из философских трактатов, написанных Юэ Фэем.

Методом тренировки в данном стиле является психофизическая практика, основанная на том, что за долю секунды до того, как какое-либо движение будет совершено, оно должно быть осмысленно, проиграно в уме максимально живо, как если бы оно уже свершилось. Это приведёт к сильному эмоциональному порыву выполнить данное движение, в результате чего мысль и тело сольются воедино и движение обретёт чистоту и совершенство. Считается, что наполненый таким образом удар будет иметь максимальную разрушительную мощь.

Синъи-цюань делится на два больших раздела - Кулак Пяти Стихий и Кулак Двенадцати Животных.

Первый раздел является базовым. В нём изучается пять ударов руками, каждый из которых по своей манере исполнения соответствует одной из пяти стихий (у-син), из которых состоит наш мир - металлу, воде, дереву, огню и земле. Каждая стихия способна порождать одну из стихий и разрушать другую. Визуально это можно представить символом пентаграммы, вписанной в круг:



Сплошными линиями здесь показано, как одна стихия порождает другую, а пунктирными - как одна стихия уничтожает другую.Теория пяти стихий лежит в основе китайской медицины. Считается, что любой орган человеческого тела относится к одной из стихий, а бозень представляет собой дисбаланс между стихиями, который и устраняют через иглоукалывание, прижигание, фитотерапию и другие методы лечения. Пять стихий также вписываются в теорию триграмм, так как считается, что каждая триграмма соответствует той или иной стихии.

Применительно же к стилю синъи-цюань, теория пяти стихий, а вернее сам принцип взаимого порождения и покорения, является стратегией ведения поединка - удару противника, относящемуся к одной из стихий противопоставляют удар, который соотвествует стихии, разрушающей первую. При этом собственный удар внутренне наполняется отождествлением себя со стихией и её свойствами, что усиливает мощь удара.

На видео ниже показаны пять базовых ударов синъи-цюань, относящиеся соответственно к стихии металла, воды, дерева, огня и земли:

image Click to view


Эти удары могут отрабатыватся как отдельно, так и в комплексе, который так и называется "У-син-цюань" (кулак пяти стихий), и служит не только инструментом отработки умения комбинировать удары, но также и инструментом психической работы, так как исполнителю приходится постоянно изменять внутреннюю наполненность ударов в соответствии со стихиями:

image Click to view


Когда адепт синъи-цюань достигает определённого уровня в изучении Кулака Пяти Стихий, он приступает к изучению более сложного раздела стиля - Кулаку Двенадцати Животных. Этот раздел представляет собой 12 комплексов ударов, каждый из которых соответствует манере боя одного из двенадцати зверей: дракона, тигра, обезьяны, лошади, крокодила, петуха, ястреба, ласточки, змеи, птицы Рух, орла и медведя, причём в синъи-цюань не используется внешнее подражание движениям этих животных, а используется, опять же, внутреннее отождествление себя с одним из них, в результате чего движение обретает свойство характера животного - ярость тигра, изворотливость змеи, проворность обезьяны, силу медведя и.т.д. Вот, к примеру, форма ласточки, в которой воплощается манера ласточки постоянно менять направление и высоту полёта, что отражается в ударах на разных уровнях и направлениях:

image Click to view


Несмотря на то, что синъи-цюань является стилем боевой направленности, внешние методы тренировки здесь практически не используются, а сила и скорость удара складывается из правильного положения тела в пространстве и психоэмоциональной наполненности движений, что позволят вложить в удар мощный импульс.

В заключение хочу посоветовать читателю не стремиться к практике столь модных в наше время внутренних стилей. Как видно из написанного выше, они содержат множество недомолвок и сложную теорию, которая в разы увеличивает время, необходимое для освоения внутреннего стиля. За это же время можно освоить 2-3 внешних стиля. Но, если вы, всё-таки, неравнодушны к китайскому "колдунству", я советую вам начать с изучения какого-либо внешнего стиля, параллельно изучая теорию внутреннего стиля, который вас заинтересовал. Когда вы начнёте хорошо понимать теорию, тогда можно переходить к практике, но учтите таже тот факт, что вам, вполне возможно, придётся отказаться от наработанных внешних методов тренировки, так как они могут розниться с методами интересующего вас стиля (как, например, в случае с тайцзи-цюань), зато у вас к моменту начала практики будет наработана хорошая база и координация движений, а самое главное, вам будет куда вернуться, если вы вдруг, попрактиковавшись, осознаете, что выбранный внутренний стиль вам не подходит (такое случается довольно часто) . Также следует заметить, что представленные выше внутренние стили крайне опопсели, из-за чего развелось огромное количество всякого рода жуликов, стремящихся на этой популярности "навариться", так что, в идеале если уж и заниматься внутренним стилем, то тем, который от этой троицы стоит как можно дальше.

ушу

Previous post Next post
Up