Проблемы современного ушу в России

Sep 18, 2015 14:51


Этот пост я хочу посвятить наиболее важным, на мой взгляд, препятствиям, которые могут возникнуть на пути русского человека, изучающего ушу. Вот они:

1. Различие менталитетов.

Ушу получило широкое распространение в Западной цивилизации только в конце XX века, с выходом первых фильмов с участием Брюса Ли. До этого же оно передавалось закрытыми традициями, не выходящими за пределы Китая, поэтому, чтобы постичь его действительно глубоко, необходимо, как минимум, на базовом уровне понимать менталитет среднестатистического китайца. Для этого совсем необязательно поступать в МГИМО или ехать в Китай и жить там - достаточно прочесть 2-3 хорошие книги, написанные учёными-китаистами. Лично я предпочитаю книги Алексея Маслова, поскольку их автор сам вхож в ушуистскую традицию Шаолиня, а его книги написаны интересным и понятным для широкой публики языком.
Если же описывать вкратце данную проблему, то главными особенностями китайского менталитета для русского новичка в ушу являются:
  • Способность к монотонной и однотипной работе
  • Мышление большими временными отрезками

Дело в том, что все дальневосточные народы, включая китайцев, способны выполнять нудную монотонную работу, не испытывая никакого эмоционального или физического дискомфорта, который появляется при подобном роде занятий у большинства европейцев. Китаец может неделями расписывать один единственный веер или чайник для продажи, или вручную скручивать в шарики чайный лист для ферментации, причём заниматься этим всю жизнь, причём китайцы могут этим заниматься поколениями, целыми династиями производя какой-то один вид товара, доводя искусство его производства до совершенства. Пили когда-нибудь элитный китайский чай, скрученный в мелкие шарики, например, Бай Лун Чжу или Те Гуань Инь? Так вот, каждый этот шарик сделан вручную! Более того, китайцы генетически склонны именно к такому виду деятельности - их никто специально не ставил в такие условия, им просто так удобнее.
Практика ушу также не является исключением - каждый комплекс или метод тренировки построен так, что для достижения результата его нужно повторять многократно и монотонно в течении длительного количества времени. А так как китайцы мыслят большими отрезками времени, то, как правило, один метод отрабатывается несколько месяцев или даже лет. Для русского человека это, зачастую, абсолютно неприемлемо - наш менталитет таков, что нам нужно всё сразу и, желательно, позавчера. Поэтому, очень многие русские, не осилив такого подхода, бросают тренировки на полпути, особенно часто это случается при изучении жёсткого цигун. К примеру, учитель скажет: "для того, чтобы ты смог понять методику железной рубашки, прежде стой в стойке всадника каждый день по 30-60 минут в течении трёх лет", русский, скорее всего, прозанимается от силы год, не почувствует результата и, подумав, что учитель просто так зло подшутил над ним, забросит тренировки, хотя на самом деле всё было по-честному, просто разница в менталитетах оказалась слишком большой.

От себя же могу сказать, что не так нудна тренировка в ушу, как это выглядит со стороны. Да, если смотреть, как человек отрабатывает один и тот же комплекс, повторяя его по сто раз, можно заснуть от скуки, но когда вы сами начнёте отрабатываете комплекс, это может оказаться очень интересным занятием. Лично мне особенно доставляет ситуация "внезапного открытия знания", когда, поначалу, какое-то время что-то не получается, и вот ты повторяешь это что-то неделю, две, месяц, пытаясь понять некую "фишку" движения, а потом ты, в какой-то момент интуитивно делаешь эту "фишку", а то и просто она тебе открывается даже не на тренировке, а, например, по пути с работы домой. И всё сразу становится гораздо понятней, движения обретают внутреннюю силу и мощь. И вот ради этого ощущения, когда тебе открывается выстраданное тобой знание, которым теперь владеешь только ты, я готов тренироваться снова и снова, и мне уже неважно сколько времени у меня уйдёт на тренировку, потому что я знаю, что чем дольше я тренируюсь, тем более ценное знание мне откроется в конце.

2. Китайский консерватизм и национализм.
Эта проблема относится к предыдущему пункту, но требует отдельного рассмотрения. Китайцы - народ крайне консервативный сам по себе, очень щепетильно относящийся к своим корням и традициям. Прибавим к этому тот факт, что подавляющее большинство китайцев являются либо выходцами из сёл и деревень, либо проживают там по сей день, а этот контингент населения у всех народов отличается крайней закрытостью и неприязнью к другим слоям общества и, тем более, иностранцам. Всё это приводит к тому, что русский человек, поехавший в Китай учиться ушу, может расчитывать, в лучшем случае, на ошмётки знаний, которым китаец снисходительно вас обучит, в худшем - вернётся ни с чем.

Кроме того, китайцы - прирождённые торгаши, которые интуитивно чувствуют прибыль. И если среди европейцев какая-то часть китайской культуры пользуется большой популярностью, будьте уверены, они вам попытаются её "втюхать" по-максимуму. Так произошло с монастырём Шаолинь, который уже давно не является обителью великих мастеров ушу - сейчас это просто огромный рынок с актёрами, продающими ушу и сопутствующие ему аксессуары огромному потоку паломников, съезжающихся сюда со всех сторон света. Для этих целей недалеко от Шаолиня выстроен целый спортивный комплекс, где европеец может, прозанимавшись месяц-два, внеся определённую плату, получить сертификат о том, что он является мастером шаолиньского ушу. Также сейчас в большинстве школ ушу, не только шаолиньских, вошла в моду пресловутая "Церемония Бай Ши" - ритуал посвящения в традицию, которая, якобы, определяет учеников, приближенных к учителю. На самом же деле никакого особого знания такие ученики не получают - это просто свистопердящий титул, поднимающий социальный статус лаовая (так китайцы называют иностранцев) среди ему подобных. Будьте уверены, наставник школы беганью по стенам или умению крошить пальцами камни этих людей никогда не учил и учить не будет - это не те знания, которым китаец когда-нибудь будет учить иностранца! Настоящие же мастера ушу затерялись среди всего этого торгашеского шерпотреба и если русский человек всё-таки найдёт такого мастера, который согласится его обучать - это будет великой удачей!

К слову об удаче - именно здесь возникает упомянутая мной выше проблема ограниченной передачи знаний иностранцу. Если вам всё-таки посчастливилось найти учителя, всё равно только он будет определять чему именно он соблаговорит вас научить и какой степени глубины будет это знание. Очень большая вероятность, что это будут совсем не те знания, ради которых вы проделаете путь в полмира.

3. Ограниченность учебного материала в России.

На сегодняшний день эта проблема является наиболее преодолимой благодаря интернету, тем не менее лично я не находил ни одной книги или видеометериала, который бы описывал полноценную систему тренировок какого-либо стиля. В основном это ошмётки знаний из различных систем.

Подавляющее большинство учебного материала по ушу посвящено комплексам таолу, причём половина из этих комплексов являются спортивно-показательными, то есть не содержат техник, разработанных основателями стиля, а вместо этого содержат большое количество прыжков,  пробежек, акробатических кульбитов, шпагатов и.т.д., которые могут вообще отсутствовать в классическом варианте представленного стиля. Из-за этого для наработки спортивных таолу возникает необходимость в приличных размеров площадке или специально оборудованном спортивном зале с высокими потолками и ровным полом. Многих, впрочем, такая акробатика и показушность наоборот привлекает, каждому своё, однако же им следует помнить, что, спортивные таолу сделаны только для показательных выступлений на соревнованиях и будут мало полезны людям, ищущим глубоких практических знаний.

Гораздо меньше, чем материалов по таолу, встречается материалов по базовой наработке (цзибеньгун), и эти материлы, на мой взгляд, наравне с материалами по не-спортивным таолу, представляют наибольшую ценность для русского ушуиста, так как именно они несут максимально полезные знания для самостоятельной практики ушу.

Наконец, совсем мало встречается материалов по серьёзной внутренней наработке (нейгун), причём именно в этой категории содержится максимум шарлатанских и самодельных методик, которе могут нанести серьёзный вред здоровью, именно поэтому на эту категорию следует обращать внимание только очень опытным ушуистам, которые смогут отделить зёрна от плевел.

Также следует заметить, что подавляющее большинство годных материалов по ушу имеют пояснения на английском либо китайском языках, поэтому для их изучения нужно, как минимум, владеть английским на уровне понимания английских субтитров.

4. Шарлатаны.
А куда же без них? К любому серьёзному знанию всегда цепляются паразиты, желающие нажиться на самом его существовании. Ушу также не является исключением, особенно в России, где шарлатанов всех мастей ещё с 80-90х годов накопилось огромное множество. Их цели самые разнообразные - от банального желания поправить своё финансовое благополучие до стремления создать собственную секту, где учителя (то бишь его любимого) будут считать центром Вселенной.

Всю эту шайку псевдо-ушуистов можно разделить на несколько категорий:
  • Барыги. Это как раз классические жулики, которые навариваются на неосведомлённости обывателя, ищущего знаний. Как правило, эти люди едут в Китай, получают там за деньги сертификат о том, что они мегамастера, иногда всё же оттренировавшись полгода-год (особо ленивые то же самое делают в Москве или Питере), по возможности подкрепляют этот сертификат прохождением у китайцев церемонии Бай Ши (возможно даже снятой на видео) и открывают школу с весьма ощутимой оплатой за обучение. Отличить их можно, как и любых торгашей, по гиперактивному, зачастую даже агрессивному, пиару - они вам обязательно покажут свою фотку с учителем, о котором расскажут небылицы, навроде умения передвигать взлядом бутылки и прочего джедайства, они обязательно сделают вам некую церемонию посвящения и вообще будут делать очень много церемоний, они обязательно максимально обвешают зал тематической атрибутикой, они всегда будут заходить в зал в китайских свистопердящих шмотках, но при этом они никогда не будут вести тренировку сами, либо будут её вести крайне мало, показав один-два приёма в две недели. Вместо себя они, скорей всего, поставят вести тренировку некоего "старшего ученика", который будет вам рассказывать небылицы о запредельной улётности их учителя. Наконец, они будут всячески принижать авторитет других школ ушу, чьи наставники не прошли церемонию Бай Ши, а значит, по их мнению, не имеют права преподавать ушу и вообще являются людьми недостойными (в общем, классическая ситуация "держи вора!").
  • Сектанты. Те же самые барыги, но их цель не деньги, а создание из себя образа Великого Гуру со всеми вытекающими...
  • Самодельщики. Преследуют те же цели, что барыги и сектанты, но при этом они слишком ленивы чтобы куда-то ехать и чему-то учиться. Вместо этого они хватают любые подвернувшиеся под руку знания из любых боевых искусств (бокса, айкидо, каратэ и.т.д.) и выдают это за некий стиль ушу или ответвление стиля, который, якобы, малоизвестен в ушуистских кругах. Они никогда не признают публично свой стиль самоделом, а попытаются дать ему такое название, которое позволит им "примазаться" к славе извесных классических стилей ушу, например, "Вин-чун цветных рубашек" или "тайцзи-цюань ветер-гром". Известная в 90х годах школа "Чой" как раз является таким классическим шарлатанским самоделом (http://choy-crushalo.ru/, http://masterboja.ru/interesnyie-sistemyi-boya/o-shkole-choy.html). Если вы не новичок в ушу, отличить самодельщика очень просто - попросите его исполнить таолу из его стиля. Скорей всего, он откажется, объяснив это тем, что в их школе таолу не практикуется (таолу - краеугольный камень ушу, оно практикуется ВСЕГДА!), или что он не показывает таких "секретных" техник первому встречному. Также можно поговорить с ним о теории стиля, на котором он паразитирует, о теории других стилей, об истории ушу - он будет путаться в простейших истинах, либо будет отвечать завуалировано, всячески увиливая от чётких ответов. Несмотря на всё перечисленное, самодельщики являются самой безопасной категорией шарлатанов, причём, зачастую у них таки выходит годный новый стиль. Их шарлатанство заключается не в самом факте создания чего-то нового (иначе бы не появилось такого разнообразия стилей ушу), а во лжи, которую они вокруг себя распространяют. Если человек вам скажет честно, без утайки о том, что его стиль является самоделом, о том, что он многого не знает, но стремится узнать, тогда он уже не шарлатан, а просто искатель истины (и такой человек всё-таки будет собирать материалы, как-то обучаться, а не лепить своё детище из того, что под ногами валяется), если же он вам при первой же встрече нагло лжёт, при этом ещё и оказывается, что у него каша в голове, значит он либо дурак (а с дураками связываться опасно), либо преследует цели далеко не благие...
  • Мордобойщики. Как правило, это те же самодельщики, которые стремятся выжать из всех систем и стилей максимальную боевую эффективность. Они не практикуют таолу, их лица  и тела постоянно в синяках от бесконечных спаррингов, их методы тренировок отличаются крайней жесткостью, а порой и жестокостью. Эти люди следуют сформированному Брюсом Ли принципу "бери лучшее и эффективное, а неэффективное отбрасывай". В силу такого подхода, эта категория шарлатанов представляет особую опасность, так как на их тренировках можно получить серьёзные травмы ещё до возможного возникновения экстремальной ситуации, к которой они себя готовят так рьяно, как будто она неизбежна. Фактически это параноики, которые думают, что, выходя из своего подъезда, они попадают в кишащий орками Мордор. Самый известный в нашей стране мордобойщик - А.Н. Кочергин , чьи книги весьма часто встречаются на полках книжных магазинов России.

    (http://www.youtube.com/watch?v=V0_P7EKuI0Q, http://www.youtube.com/watch?v=4LOlyWWHHqc).
    Впрочем, справедливости ради должен заметить, что Кочергин позиционирует себя как каратиста, а не как ушуиста, поэтому лично я, как ушуист, не имею права приписывать его к шарлатанам-мордобойщикам, пусть это делают другие каратисты. Тем не менее, если вы, заинтересовавшись какой-либо секцией ушу, встретите подобного "учителя", советую держаться от него и его "школы" как можно дальше дабы уберечь от травм своё тело и психику.
  • "Мастера" бесконтактного боя. Тут вообще без комментариев, смотрим видео:
    http://www.youtube.com/watch?v=gBUlBD2t1ck, https://vk.com/video20212975_166089012И хоть на видео не ушуисты, но суть, я думаю, понятна...

Вне зависимости от категории шарлатанов, лучший способ их проверить - попросить продемонстрировать таолу их стиля, и если они всё же его исполнят, по манере исполнения всегда можно понять, обладает ли этот человек какими-то навыками. Также эффективной проверкой будет спросить, как называется таолу, которое было продемонстрировано. По названию таолу (а таолу имеет название всегда) можно нагуглить в интернете не только видео с данным таолу в исполнении китайцев (тем самым сравнив уровни мастерства владения стилем), но и материалы, подтверждающие или опровергающие сам факт существования данного стиля.

В заключение хотел бы напомнить, что мир не разделён на чёрное и белое и бывает так, что человек, который изначально практиковал правильное ушу, скатывается в шарлатанство из-за своей алчности, славы, недостаточности теоретических знаний и.т.д, а бывает и наоборот, что шарлатан через свою практику приходит к правильным методикам тренировки в ушу. Как бы то ни было, необходимо уметь отделять зёрна от плевел.

ушу

Previous post Next post
Up