Понятие и структура ушу

Sep 18, 2015 14:27


Прочитав за свою жизнь большое количество книг по ушу и изучив множество других источников информации, я нигде не нашёл чёткого определения, что же такое ушу... Обычно, когда в книге освещается данная тема, начинают с истории. Это на мой взгляд совершенно неверно! Представьте, что иностранец спросит вас: "Что такое Россия?", и вы, вместо того, чтобы дать краткое описание: "Россия - это государство, располагающееся там-то, имеющее то-то, государственный строй такой-то, бла бла бла", начнёте с прихода Рюрика на княжение. Скорей всего человек, задавший вопрос, просто сочтёт, что вы не владеете ситуацией, что у вас в голове каша и начиная с таких запредельных далей вы просто пытаетесь "лить воду" и скрыть свою неграмотность. И будет прав! Опять же, в мире всё меняется, и как нынешняя Россия многократно изменилась с тех стародавних времён, точно также и ушу уже далеко не то, что было в V веке, когда оно было создано как описано в истории. Тем не менее, хотя бы вкратце мне придётся пересказать историю, дабы дать общую картину вопроса тем гостям моего блога, которые с ушу совершенно не знакомы.

Итак, всё началось с того, что первый патриарх Чань(яп. Дзен)-буддизма Бодхидхарма, или как его называют китайцы, Да Мо, пришёл из Индии в Китай и попал в, на то время даосский, монастырь Шаолинь в горах Суншань, провинции Хэнань. Монахи хорошо его приняли и в благодарность он решил обучить их дзенским практикам. Однако, когда он начал учить их, оказалось, что монахи были настолько физически истощены, что засыпали во время медитации. Тогда Бодхидхарма, как рассказывает легенда, после 9 лет медитации разработал комплекс упражнений И-Цзин-Цзин ("Канон изменения Сущности" или "Канон изменения мышц и сухожилий"), изучив который, монахи обрели физическое здоровье и выносливость, после чего, конечно же, приняли буддизм. Когда же Бодхидхарма покинул Шаолинь, монахи, на основе изученного комплекса упражнений, разработали первые стили ушу. И по сей день комплекс И-Цзин-Цзин практикуется монахами Шаолиня и адептами шаолиньского ушу в качестве общеукрепляющей оздоровительной системы.
Примерно так в книгах даётся определение ушу с точки зрения истории. Лично на мой взгляд - интересно, атмосферно, но весьма абстрактно! Существует также чуть менее, но всё же абстрактное определение, которое даётся на основе лингвистики.
  • Современный термин: УШУ (кит.武术) - 武(у) воинская 术(шу) техника
  • Старый термин: УИ (кит.武艺) - 武(у) воинское 艺(и) искусство
  • Старый термин: ГОШУ (кит.国术) - 国(го) народная 术(шу) техника
  • Гонконгский термин: КУНГФУ или ГУНФУ (кит.功夫)- мастерство

Как мы можем видеть, транскрипций этого понятия много, но авторы книг упорно переводят это одним словосочетанием "боевое искусство", при этом абстрактность никуда не девается стоит лишь начать разбирать иероглифы, как это сделано выше. А ведь термин "боевое искусство", то есть "искусство боя", "искусство войны", "искусство набить морду", опять же на мой взгляд, неправильный, когда речь идёт об ушу.

Дело в том, что понятие "воин" в культурах западных и восточных народов радикально различается. Если на западе этому понятию даётся однозначное определение: воин - тот, кто занимается войной (англ. "warrior" от "war" - война, нем. "krieger" от "krieg" - война и.т.д.), то на Востоке далеко не всё так однозначно.
Для разбора определения "воин" в восточном понимании лучше всего взять самых известных и раскрученных на сегодняшний день воинов восточной цивилизации, самураев. Как известно, само понятие "самурай" ничего общего с ведением войны не имеет и переводится как "служение", так как именно служением сюзерену определялся весь жизненный путь самурая. То есть смыслом жизни самурая была не война и не бой против другого самурая, смыслом жизни была сама жизнь и смерть в соответствии с определёнными канонами, определённой философией. Для китайских воинов жизненная философия была другой, но суть была той же самой - это были люди, живущие по канонам, сформированным некоей глобальной философией, охватывающей все сферы бытия.

Для ушу, неважно, даосского, буддистского, конфуцианского или какого-то другого такой философией стал принцип "бесконечного движения Вселенной", пришедший из даосизма. Суть принципа такова: всё во вселенной движется, во всём есть движение, поэтому, если двигаться правильно, в соответствии со вселенскими законами, можно постичь эти законы, а через них постичь некие практические знания - методы оздоровления, методы боя, методы расширения сознания.
Именно поэтому ни в одном другом воинском искусстве нет такого количества комплексов движений, как в ушу, потому как комплекс (таолу 套路) - это квинтессенция вселенского движения, которое никогда не прекращается, но лишь перетекает из одной фазы в другую. К сожалению, в нашем западном мире, далёком от подобной мистики, комплексы ушу рассматриваются в лучшем случае просто как бой с тенью, в худшем - как шаманские танцы. Да и в самом Китае с победой материализма устойчиво закрепляется именно такая точка зрения...
Тем не менее, исходя из описанного выше, я могу дать собственное определение термина ушу:

УШУ - это набор систем психофизического тренинга, основанных на принципе возможности постижения законов природы через постижение законов движения собственного тела.

Каждая такая система в ушу называется стилем. Некоторые стили принято называть "цюань"(кит.拳 - кулак), некоторые "чжан"(кит.掌 - ладонь), некоторые "мэнь"(кит.门 - врата).
Каждый стиль имеет свою теорию, то есть причину, по которой он был создан. Одни стили - боевые, причиной их создания послужило стремление побеждать других людей в бою (напр. "танланцюань"(кит.螳螂拳 - кулак богомола), "винчун"(кит.咏春 - вечная весна)), другие стили - философские, которые были созданы для постижения конкретной философии (напр. "багуачжан"(кит.八卦掌 - ладонь восьми триграмм), "тайцзицюань"(кит.太极拳 - кулак великого предела)), третьи - спортивные, созданные для соревнований и общефизической подготовки (напр. "чанцюань"(кит.长拳 - длинный кулак)).
Стилей огромное множество, но каждый имеет конкретную теорию, которая сподвигла основателя на его создание. Поэтому, если ваш наставник не знает, а главное, не понимает теории стиля, он, конечно, может вас чему-то научить, но не факт, что это что-то будет иметь практический смысл. К примеру, если у человека есть толстенная книга с заклинаниями, а он не умеет читать и всю жизнь ей гвозди забивал, чему он может вас научить? Только также забивать гвозди этой книгой, как и он сам. Впрочем, сейчас есть очень много людей, которых такое применение книги с заклинаниями вполне устраивает...

Далее, каждый стиль состоит из методов(по-китайски "фа"(法)), направленных на достижение определённой цели, которые в совокупности и приводят к реализации теории стиля в теле человека. Существуют методы шага, методы удара, методы захвата, методы дыхания, методы выброса силы и.т.д., для каждого стиля свои.

Наконец, все стили объединены в направления (по-китайски "цзя"(家 - семья)). Направление показывает, что данные стили имеют под собой одну общую базу, а потому их методы совместимы между собой. Совместимость методов очень важна, особенно если это методы нейгун (внутренней работы с биоэнергией) и если практиковать методы несовместимые, это может в различной степени повредить здоровью.
Существует три больших направления ушу: шаолиньское (идущее из монастыря Шаолинь), уданское (идущее из гор Уданшань) и эмэйское (идущее из гор Эмэйшань). Эти направления основаны каждое на своей философии: шаолиньское на чань-буддизме, уданское на даосизме, в эмэйском сочетаются даосские методы практики с философией буддизма или наоборот, в зависимости от стиля.

Теперь, подводя итог, я могу описать следующую формулу любого стиля ушу:

Стиль ушу = философия направления + теория стиля + методы реализации теории

Данную формулу воплощают в комплексах таолу, относящихся к стилю, объединяя её с базовым для всего ушу принципом следования бесконечному движению Вселенной, поэтому можно утверждать, что таолу - это и есть весь стиль целиком. Однако, стоит заметить, что работа с таолу будет эффективна только тогда, когда мы обладаем достаточными знаниями по всем составляющим формулы, иначе будет как в приведённом выше примере с забиванием гвоздей.

Таким образом, все три раздела формулы являются равноценно важными, и ваш наставник по ушу должен если и не обладать по ним достаточно полными знаниями, то хотя бы не утаивать от вас отсутствие своих знаний, лишая вас тем самым возможности найти их в будущем самостоятельно. Нынешние реалии таковы, что китайцы весьма неохотно делятся с нами, западными людьми, своими методиками, передающимися из поколения в поколение, что понятно, поэтому нет ничего позорного в признании ограниченности своих знаний русскими тренерами. Наоборот, позорно, когда тренер всячески вуалирует свою ограниченность, сочиняя пафосные легенды о своём "великом учителе, живущем отшельником в горах и двигающем там камни взглядом" и создавая всяческую таинственность и ритуальность вокруг своего стиля, либо наоборот категорично заявляя, что ушу - это мордобой и ничего кроме мордобоя. И то и другое является всего лишь стремлением тренера компенсировать нехватку знаний в одном аспекте ушу переизбытком знаний в другом и ни к чему хорошему привести не может, так как сводит на нет возможность развития полноценной личности как самого наставника, так и его ученика.

ушу

Previous post Next post
Up