Всемирный день поэзии - 2013

Mar 21, 2013 19:49

Сегодня 21 марта - очередной Всемирный день поэзии, отмечаемый по инициативе ЮНЕСКО. Я сердечно поздравляю всех поэтов и любителей словесности с этим праздником и желаю им новых творческих открытий и ярких впечатлений от встречи с талантливыми стихами.

В 2010, 2011 и 2012 гг. в этом дневнике уже размещались обращения ко всем любителям изящной словесности, с приглашением поговорить о путях современной поэзии. Я благодарю всех принявших участие в тогдашних дискуссиях и обращаюсь к ним сегодня снова с предложением обсудить следующий вопрос.

60 лет назад классик аргентинской литературы Хорхе Луис Борхес написал эссе «Сфера Паскаля», в котором заметил: «Быть может, всемирная история - это история нескольких метафор». Сам он рассмотрел одну из таких метафор - образ бога (или природы) в виде сферы, «центр которой везде, а окружность нигде». Своё эссе он завершает более осторожной формулировкой: «Быть может, всемирная история - это история различной интонации при произнесении нескольких метафор».

К числу таких метафор можно отнести уподобление людей буквам и словам, а букв и слов - людям. Традиция это давняя - достаточно вспомнить антропоморфные алфавиты в старинных рукописях (напр., изображение буквы «М» в виде двух рыбаков, несущих наполненную рыбою сеть и проч.) или пассаж из «Новой жизни» Данте, который рассказывает о своей первой встрече с Беатриче. Она явилась, «облаченная в благороднейший кроваво-красный цвет, скромный и благопристойный, украшенная и опоясанная так, как подобало юному ее возрасту». Цвет её платья словно соотносится с рубриками рукописных книг, где абзац было принято начинать красным инициалом, и неспроста в начале этого сочинения сказано: «В этом разделе книги моей памяти, до которого лишь немногое заслуживает быть прочитанным, находится рубрика, гласящая: "Incipit vita nova"».

Сегодня я предлагаю обсудить современные судьбы этой метафоры. Для затравки разговора приведу несколько цитат.

«Ходят люди, как рассыпанный шрифт,
Не понять, что было им писано,
А пуще не понять - что должно было быть.
Слишком резок крик, слишком ярок цвет -
Это я мешаю их ладу.
Они некрасивы, и я некрасива,
Они мне не нравятся, значит, я им не нравлюсь.
А они друг другу?
Они живы, толпятся, значит, нравятся.
А я себе?»

Клара Лемминг (псевд. М.Л. Гаспарова)

Среди современных авторов отмечу Веру Павлову, в произведениях которой тут и там мелькает упомянутый образ. Например, в стихотворении Le ventre она описывает, как ожидала появления на свет своей дочери Елизаветы и соотносит каждую из букв её имени с одним из месяцев беременности.

Вот ещё несколько примеров из стихов того же автора:

«Белый идет всем.
Чёрный - только красивым.
Нет не больных тем,
если живешь курсивом».

«твои глаза тикают
как буквы мелкого шрифта
в третьем часу ночи»

«Воздух ноздрями пряла,
плотно клубок наматывала,
строк полотно ткала
Ахматова.
Лёгкие утяжелив,
их силками расставила
птичий встречать прилив
Цветаева.
Ради соитья лексем
в ласке русалкой плавала
и уплывала совсем
Павлова».

«Я памятник была нерукотворный
тебе.
Я память о руках твоих упорных
теперь,
ваятель мой! Мужское божье дело -
ваять.
А мне - свое крошить на буквы тело:
а - ять».

Итак, обращаюсь к публике со следующими вопросами:

1/ У кого ещё из современных литераторов вам встречались подобные метафоры и кто из них, по-вашему, наиболее интересно их разрабатывает?

2/ Какие из букв русского или латинского алфавита, по вашему субъективному ощущению, наиболее пригодны для того, чтобы уподоблять их людям, их внешнему облику, характерам и т.п.?

Пишите, интересно будет узнать ваши мнения и обсудить их.

поэтика, слова

Previous post Next post
Up