Предыдущую
пятую часть читать тут. В это лето мне очень повезло в погодой. Невероятно повезло, и я наслаждаюсь этим подарком небес.
Не торопясь обхожу вершину горы, любуясь пейзажами. Попутно, уже равнодушно, обнаруживаю еще пару немецких схронов. Уже без интереса их осматриваю.
Без дополнительной инфорамации о них, теперь это просто дырки в камне.- первоначальный азарт пропал.
Лениво пытаюсь догадаться о их предназначении в прошлом. Но уже не штырит от этих мыслей и я двигаюсь вниз с горы. Чем ниже спускаюсь, тем выше становятся растения и на середине горы березняк временами уже скрывает от меня вид на бухту. Спустившись в низину, попадаю в заросли Иван-чая, который ростом мне по грудь. Его заросли самые опасные на моем маршруте. До домика, до берега бухты осталось пару сотен метров этого «коварного» растения. Совсем недалеко. Но надо быть очень и очень осторожным, ибо плотно закрывает землю - не вижу куда становится нога. Как писал ранее - один неосторожный шаг и «выскочивший» из-под ноги ржавый трос или «укус змеи» ржавой проволоки могут надолго испортить впечатление от всей поездки на север. Молчу уж про вероятность сломанных рук-ног на скользких трубах-бревнах. В этот раз обошлось. Прогулка закончилась благополучно. Традиционно после «трудной» прогулки сажусь «отдохнуть» на скамеечку около домика.
Шестой большой катер с разгона серьезно и, по-видимому, надолго «паркуется» посреди бухты в сотне метров от берега, перепугав и тюленя и меня. Тюлень, на всякий случай по-тихому исчез, я в растерянности. К чему бы такой визит? Десяток человек на борту этого парохода. Сижу, пью чай, жду развития событий. Гадаю, - наверно, туристов-аквалангистов привез?
Пока я пил чай, на меня, тихо сидевшего за столиком, вышла ободранная/линявшая лиса (песец, как потом догадался). Я замер. Она пошарилась возле помойной бочки и бесшумно исчезла. Весь ее выход длился от силы десяток секунд. После ее ухода, как по команде возобновилось птичье пение, вылезли из нор лемминги. Я вернулся к наблюдению за бухтой.
Седьмой корабль пришел и подошел к борту шестого. Теперь столпотворение в маленькой бухточке.
С вершины видны все плавсредства движущиеся в «мою» сторону. Так что контролирую весь морской трафик - можно не торопиться и не волноваться - никто незамеченным к «моему домику» не приплывет. И не тороплюсь. Сижу на вершине скалы, любуюсь красотой. Здесь, нет даже карликовых растений, только стелющиеся. Я бы сказал, липнущие к камням: костяника, мхи и им подобные. Но, все равно, с какой силой и скоростью прет жизнь из под каждого камня, из каждой расщелины.
Как торопится каждое растение дать цветок и оставить потомство до холодов. Тут свои особенности жизни. А я приехал в самое благодатное и теплое время. В это лето мне очень повезло в погодой. Невероятно повезло, и я наслаждаюсь этим подарком небес.
Не торопясь обхожу вершину горы. Попутно, уже равнодушно, обнаруживаю еще пару немецких схронов. Осматриваю.
Лениво пытаюсь догадаться о их предназначении в прошлом. Чем ниже спускаюсь, тем выше становятся растения и на середине горы березняк временами уже скрывает от меня вид на бухту. Спустившись в низину, попадаю в заросли Иван-чая, который ростом мне по грудь. Его заросли самые опасные на моем маршруте. До домика, до берега бухты осталось пару сотен метров этого «коварного» растения. Совсем недалеко. Но надо быть очень и очень осторожным, ибо один неосторожный шаг и «выскочивший» из-под ноги ржавый трос или «укус змеи» ржавой проволоки могут надолго испортить впечатление от всей поездки на север. Молчу уж про вероятность сломанных рук-ног на скользких трубах-бревнах. В этот раз обошлось. Прогулка закончилась благополучно. Традиционно после «трудной» прогулки сажусь «отдохнуть» на скамеечку около домика.
Шестой большой катер с разгона серьезно и, по-видимому, надолго «паркуется» посреди бухты в сотне метров от берега перепугав и тюленя и меня. Тюлень исчез, я в растерянности. К чему бы такой визит? Десяток человек на борту этого парохода. Сижу, пью чай, жду развития событий. Гадаю, - наверно, туристов-аквалангистов привез?
Пока я пил чай, на меня, тихо сидевшего за столиком, вышла ободранная/линявшая лиса (песец, как потом догадался). Я замер. Она пошарилась возле помойной бочки и бесшумно исчезла. Весь ее выход длился от силы десяток секунд. После ее ухода, как по команде возобновилось птичье пение, вылезли из нор лемминги. Я вернулся к наблюдению за бухтой.
Седьмой корабль пришел и подошел к борту шестого. Теперь столпотворение в маленькой бухточке.
Восьмая легкая лодочка появилась через минут двадцать. Куда я попал? Судя по выписываемым лодкой зигзагам, она искала в прозрачной воде тюленя. Но тот уже пару часов как ушел из бухты с приходом шестого катера. Из восьмой двое высаживаются на берег, побродили полчаса по берегу, погрузились и уплыли. Слава Богу. Шестой катер с аквалангистами, наконец-то, ушел в устье Амбарной.
Тишина. Даже чайки не кричат. Благодать. Отлив. Жарко и нет ветра. Тишина такая, что шум лодки слышен за километры. Как и голос над водой слышен далеко-далеко. На шестом катере в паре километров отдают команды, а мне все слышно. И эти команды, мне в «моем» мире Робинзона кажутся такими странными и нелепыми.
Время по солнышку ориентировочно часов 16-17. Отлив почти закончился. Аквалангисты не уходят, Эврипид за мной не приходит. Восьмая лодка не уплывает. Скучаю.
Послышался звук очередной лодки. Я было обрадовался, но из-за скалы выскочил очередной белоснежный скоростной Девятый прогулочный катер. Лихо влетел в бухту, но оценив столпотворение: два с аквалангистами + лодка + я за столом. Крутнулся и ушел искать более уединенное место.
С восьмой лодки начинают подкармливать «местную» пару чаек и те от радости дармовщины начинают орать дурными голосами. На их клич… Вобщем на пару булок хлеба с округи сбежалось еще восемь пар чаек. Гвалт невообразимый. А делов-то, повторю, всего-то пара булок хлеба, а крика, будто два вагона гуманитарки привезли. Покричав уже с сожаления, что хаванины было мало, чайки наконец-то разлетаются. Я облегченно вздыхаю, - статус кво в бухте восстановлен. В наступившей тишине хорошо слышна команда с седьмого корабля команда о 15-и минутной готовности к отплытию. Наконец-то. Они своим присутствием уже мне все нервы истрепали. Да и пейзаж бухты портят. А вот и следующий шум мотора.
Десятый катер издалека не похож не похож на моих спасателей. Но рулит в бухту бодро. Но и он оценив шумную обстановку (аквалангисты еще не ушли) в бухте крутнулся, показав профиль обыкновенной колхозной моторки и ушел на соленые озера искать иное тихое место. Надеюсь, не вернется. Через пару часов закончится отлив.
Буквально через десять минут после десятой лодки ушел один «аквалангист» и «орнитологи» кормившие чаек. Остается вдалеке еще один «аквалангист» спускающий на воду очередную лодку с туристами-ныряльщиками. Но они далеко от меня.
Увы, десятая лодка возвращается в бухту минут через двадцать. Видимо, моторка не нашла иного более тихого места. «Моя» Амбарная бухта оказалась шумным местом. Не разочарован, но открытие. На Робинзона я уже не похож. Скорее на постового-диспечера.
Отлив заканчивается. Еще полчасика и начнется прилив. Десятая лодка начинает выписывать круги по бухте в поисках тюленя. С обоих бортов в воду свесились две головы. Видимо местный возит туристов и пообещал им показать диковинного зверя. Но тюлень еще и не думал возвращаться. Сделав два-три круга по маршруту тюленя (точно местный туристов возил) десятая лодка, не солоно хлебавши, ушла, даже, не попытавшись высадится на берег. А ведь в полный отлив, когда каменные хребты в полный рост торчат из моря это занимательное зрелище.
Очередной шум лодки за скалами, «за углом». Разьездились. Никакого покоя и уединения в отпуске. Кого там опять несет? Шото выскакивает из-за скал Ура! Это лодка спасателей. Дальнейшее описание лучше заменить кадрами из мультика про льва Бонифация, который посреди циркового представления для детишек вдруг услышал гудок «своего» парохода.
Все рады. Еврипид, наверно, больше, потому что ему не надо возиться с моим трупом. А вместо этой скучной возни с моим хладным телом, можно неспешно погрузиться в лодку и на выходе из бухточки, половить гребешка, мидинел и морского ежа.
Для этого он надел костюм и погрузил в лодку меня и ласты.
Я в качестве сторожа и приемщика выловленных даров моря. Несложная работа складывать ракушки/урожай в сетку. Пока Еврипид нырял, я созерцал вертикально вниз уходящие скалы и чистейшую воду Баренцево моря - на три-четыре метра в глубину видны камни на дне моря. Ветер и волны постоянно сносят лодку, приходится это учитывать. Со дна моря поднимаются пучки спирулины. Много читал, знаю про ее полезные и вкусовые качества, но впервые вижу, как она космами поднимается со дна и стелется по воде. Пытаюсь оторвать себе на тестирование полметра, что бы попробовать. Но не тут-то было! Она прочная и скользкая. Скользит между пальцев и убегает опять в море. НА снимке ниже - я за капитана , пока Эврик где-то впереди ныряет, не мучаясь, как я приступами паники, я потихоньку рулю за ним. Справа полтора метра водорослей на камнях показывают величину отлива. Впереди стены скал окружают бухту.
Вот она спирулина! Вьется возле борта лодки большими длинными макаронинами, но не рвется. Достаю нож, отрезаю. А ничего на вкус. Соленая. Съедобная. Понравилась. В салат вполне пойдет. Не зря ее культивируют азиаты. Пока Эврик нырял, я ее несколько метров съел.
Позже спрашиваю про неё, он не понимает вопрос - не принят такой азиатский (дальневосточный) деликатес на русском Севере. Хотя в амбарной бухте я ее видел много.
Но вот ужин собран в сетку и мы возвращаемся.
Далее следует гастрономический ликбез для меня: как какую ракушку правильно употреблять в пищу. Это мой первый опыт употребления моллюсков в пищу. Свежайших и ..гм.. почти собственноручно выловленных. Жаль, что не записывал и не зарисовывал инструкцию по их употреблению, а потому с достаточной точностью не могу воспроизвести, чем употребление мидинелл (оч крупных мидий) в походных условиях отличается от приготовления гребешков и морских ежей. Но первые явно выигрывают объёмом белковой массы.
А вот морские ежи (точнее морские ежата, судя по их размерам) - полная профанация питательного вопроса. Съедобного в ежах - лишь крохотная полоска желтой икры, которая едва видна на кончике ложки, но возни с ними - выше крыши. Что бы ими перекусить взрослому мужику, нужно наловить их хотя бы пару-тройка полных ведер ежей. А вот мидинелл для того же вопроса достаточно штук пять-семь. Хотя есть ценители именно морской ежатины.
Сетка с уловом была не настолько огромна, чтобы походный перекус был длительным. А блуждание по скалам не входило в план сегодняшнего пребывания. А потому после чаепития начали собираться в обратный путь. Да и собираться - это оч громкая фраза. Спасибо этому месту за приют. Мне тут было хорошо и уютно.
Пара прощальных кадров на память
Вернусь ли сюда? Вряд ли. Хоть и очень любопытна судьба этого места лет так скажем через пять.
А потом мы поплыли назад. Тюлень нас проводил поворотом головы - он вернулся на свое место. Вышли из тихой бухточки и море встретило мелкой волной, о которой за два дня я и забыл. Лодку начало непривычно для меня качать, а мой необитаемый остров начал удаляться. Стало грустно, что самое интересное закончилось. Для полноты моих впечатлений, в заветном месте хозяин предложил наловить рыбы на ужин. Хорошая идея. Жаль, не согласовали вопрос ловли с самой рыбой, а потому клева не было. Зато я познакомился с местными орудиями для ловли. Ну, не ужаснулся размерам, но был впечатлен, ибо ничего подобного в моей жизни никогда не было. Даже вполовину меньшего размера крючков не встречал. Это ж каких кашалотов мы собирались на них ловить? Но ответ на этот вопрос я узнаю лишь на следующий день.
Пока ловили, на море опустился туман. Волнительно для меня - берега исчезли. Ориентация только по GPS.
На мобильнике четко прорисовывается и берег, и плавсредства. Но все равно, непривычно плыть по навигатору. Вобщем на сегодня экспедиция подходит к своему финалу, идем домой. Я переполнен эмоциями. Вот и скалы в тумане стали видны - очень необычно выглядят - сурово. Через полчаса будем у причала. Напоследок прошу Эврика пройти поближе к торпедным аппаратам, чтобы и рассмотреть и сфотографировать.
Эврик прижимается к левому берегу. Он около двигателя, управляет им, капитан, и не отходит от него ни на секунду. Но и с десяти метров видимость не самая лучшая.
Тогда сокращает расстояние до пяти метров.
Потом до трех. Ну, вот и первый кусок бетона выплыл из тумана. Глушит мотор. Я делаю несколько кадров. В это время, лодка с заглушенным двигателем, становится игрушкой волн и ее разворачивает, несет на скалы, прямо на торпедные аппараты, торчащие из скалы. Теперь я их не то что сфотографировать могу, но и пощупать. Но тут не до щупанья, ибо надувной борт лодки волной бьет о скалу - так и затонуть можно. Ситуация меняется очень быстро - из простой превращается в аварийную - лодку надо срочно развернуть, чтобы не погнуть винт о подводные камни. Очень быстро надо убираться от немецких сооружений, к которым стремился попасть несколько лет. Для этого лежа на борту лодки, руками разворачиваю «надувной матрас» так, чтобы мотор с винтом смотрели в море, и лодка задним ходом отошла от берега/скалы. Так произошло мое близкое знакомство с немецкими торпедными аппаратами, вмурованными в береговую скалу. Я их трогал руками!
Около полуночи благополучно вернулись в Лиинахамари.
Туман полкилометра не дошел до порта. Остановился посреди бухты. Мы выскочили из него и вдруг стало светло (ночь на дворе). Мы мокрые насквозь. Я кашляю и насморк, но счастлив и переполнен эмоциями. Спасибо хозяевам, мои мечты сбылись.
А хозяева на завтра (или уже сегодня?) предлагают посетить Вайду губу.
Это удаленный (для меня ) мыс на полуострове Рыбачий. Гораздо дальше, чем Айновы острова. То место, о котором я даже думать не мог, из-за его транспортной недоступности для меня. Конечно, я согласился.
25июня воскресенье
В цивилизацию, то есть к электрической розетке добрались около часа ночи.
Хорошо было на острове без мобильника - у меня была куча времени. А тут тока про Е.Пригожина читал до четырех утра. Потом не мог заснуть от кашля до семи утра. Тока заснул - позвонила Люба. Так началось утро. А за окном все так же отличная погода и тепло, и не верится, что еще сутки назад я был на необитаемом острове, где нет панельных многоэтажек и вообще, нет ни магазинов, ни людей - никого.
Я готовлюсь на Вайду губу, а страна в тревоге смотрит как колонны идут маршем по М-4 на Москву.
С этой мыслью о жизненных контрастах, заряжаю аккумуляторы и телефоны. Потом намечен поход к моцу, сушить мокрые сапоги. Без сапог местные в море не выходят. Мне тоже рекомендовано свои тапочки оставить на берегу. Вместо них, Эврик дает мне свои старенькие. Они в гараже. Надо их посмотреть, проверить, подготовить.
Но ключа от гаража нет, и вместо этого иду осматривать «тропу здоровья» - новую достопримечательность города.
«Тропа» - результат нацпроекта по благоустройству в малых городах и исторических поселениях. В Заполярном, на месте бывшего пустыря на окраине города, построена круглогодичная зона для прогулок и занятий спортом. Она получила название «Тропа здоровья». Это пара километров асфальтированного, благоустроенного тротуара, вписанного в местный ландшафт. Обошел все. Получил удовольствие.
Покормил птиц у водоема. Насчитал шесть-семь разновидностей болотных птиц. Были среди них и кулики, которых вижу первый раз в жизни. Про них читал в книгах чуть ли не с самого детства. А здесь, на краю света, наконец-то увидел первый раз. Они меня не боялись и брали хлеб из рук. Погрелся на скамеечке. К обеду местные, компаниями начали выползать из домов в сторону этой тропы, занимая свободные площадки. Не зря ее строили. А я иду к дому встречать Эврика с ключами от гаража.
По пути в гараж, зашли в «Охотник и рыболов», докупили крючков и приманки. Моему удивлению нет предела. А Эврик сомневается: "Не маловаты ли будут?"
Я, конечно, давно не ходил на рыбалку. Но, все равно, не помню, что бы таких размеров снасть встречал на Кубани. В четыре раза меньший крючок в Краснодарском крае считается нормальным. А тут.. Первая моя мысль при их созерцании - а не маловата ли будет ли лодка для рыбы таких размеров? Куда пойманных касаток будем складывать? Но я ошибся. Кстати, если что, светлая приманка, что видна на картинке, оказалась для трески самой «вкусной».
Мдя. Старенькие сапоги были и дырявые, и мокрые. А дырку в них клеить и поздно, и нечем. Единственное что мог - высушить газетами. Но где в высоко цивилизованном Заполярном городе найти газеты? Их почти никто не выписывает! И никто, есно, не выкидывает. И почта оч далеко. И есть ли пресса на почта? И заменить газетную бумагу нечем. Обошел весь гаражный кооператив, нет даже салфеток. Глядя на мою кислую физиономию, Эврипид вытаскивает из загашника потрепанную книжку, которую хранил для растопки печки. Мдя. Меня, конечно, учили иному отношению к книгам, но обстоятельства поменялись. Нашлась и газета. Худо-бедно набил сапоги бумагой. Резаная дырка в сапоге посреди голени, - авось не наберу воды, будучи в лодке.
И вот снова в пути. Все штатно и гладко. Едем на рыбалку на Вайду губу. Это далеко. С нами матросом дочь Катя - уже взрослый человек. Лодка привычно болтается на прицепе. Двадцать километров до Печенги не кажутся бесконечными. Все уже привычно и узнаю знакомые повороты. Здравствуй, Белый танк! Помню, как первый раз долго-долго с удивлением рассматривал его. А теперь он просто отметка на маршруте.
и повторное прохождение пограничного контроля особого ужаса не вызывает. Вот опять нос корабля в скале, дедушка Ленин на скале, мертвые глазницы окон в хрущовках, мелькают редкие жители поселка.
Рад все снова это увидеть. С удовольствием бы походил бы по поселку моряков, но машина едет к «главной» точке поселка - место спуска лодок в море. Машинка на парковку, лодка в море
и я через полминуты оказываюсь в мокрых сапогах - набрал, не успев залезть в лодку.
Прошли пограничников. Прошли Крестовый. Прошли торпедные. Прошли Амбарную с необитаемым островом. Вышли в Баренцево море. Из неприятного - волна. Солнце и волна. Солнце во все небо. Волна не высокая. Но лодка со всего размаха шлепает днищем о волну. Так шлепает, что внутренности в организме отрываются. По каждой невысокой волне норовит ударить днищем посильней, аж кишки отрываются и больно позвоночнику. Каждая косточка позвоночника болит.
Мы в лодке сидим раскорячившисвшись, держась за дуги, чтобы компенсировать удары лодки. Так проходят двадцать-тридцать минут. Слева до горизонта безбрежный океан, а мы песчинка, которая тщится что-то отщипнуть от его щедрот, боясь далеко удалиться от берега. А справа на расстоянии километра проплывает полуостров Средний. Хочется рассмотреть его получше, но удары волн. Спереди из волн начинает подниматься полосочка земли. Крохотная.
Это и есть Айновые острова крайние кусочки суши России. Два крохотных кусочка земли. На которые и высаживаться то нам нельзя, ибо это заповедник. Птичий заповедник. Крохотный не крохотный, но траулер на нем поместился.
Большой Айнов примерно 300 на сто метров в размерах. Малый Айнов за ним плохо видно, но из-за волны уже ничего смотреть не хочется. Хотя сейчас в сезон он весь должен быть облеплен птицами в период гнездования. Но наше желание - поскорее уйти в тихую бухту, где нет волны. Пытаемся прикрыться островом от волны и закинуть удочки, но неудачно - я оторвал два подряд грузила и все равно сносит ветром на волну. Неудача. Высаживаться на берег не будем, тем более невдалеке от берега стоит военный корабль. Для вояк мы мелкие пакостники, но, зачем нам административные протоколы за любопытство?
В таком режиме до Вайды губы мы не дойдем. Сейчас мы не прошли и половины пути, а уже вымотаны и уставшие. А если и дойдем, то сожжем в один конец против ветра весь бензин.
Идем к берегу полуострова Средний, где у Эврепид знает место клева. И оно - место - «работает»! На все огромное море это место - площадка сто на сто метров на которой клев есть! На остальном огромном море клева нет.
Если бы не ветер, который сносит лодку в сторону! Из-за него на этой площадке вытаскиваем две три рыбины и надо снова заводить мотор и подруливать на площадку клева. Ловим, 2-3 рыбины, лодку опять сносит, возвращаемся, снова ловим по 2-3 рыбины. Сам процесс «ловим» длится десять-пятнадцать секунд, столько размотается леска под тяжестью грузила.
Как только килограммовое грузило достигло дна, тут же, без паузы легкое подергивание и можно поднимать снасть вместе с рыбой. Начинается рутинная работа по сматыванию лески, сниманию рыбины с крючка и снова разматыванию за новой рыбиной. И все повторяется. Потом вдруг замечаешь, что леска не дергается - нет клева. Это потому, что лодку снесло в сторону. Значит, надо заводить мотор, возвращаться на площадку клева. Вот так, задним ходом, держа грузило в руке возвращаемся на площадку клева.
И все повторяется. Так продолжается час или два. Азарт. Я давно забыл про мокрые сапоги. Летящие брызги от от волн тоже мало беспокоят. Лишь бы умница матрос Катя не попросилась бы на берег. А в остальном все хорошо. Скоро запомню последовательность цветовой гаммы на 150метровой катушке лески.
А мы ловим треску с глубины всего 100метров. А мечущиеся на крючке белые тушки трески становится видно в чистой морской воде уже на глубине порядка пяти метров. Азарт. И вода не кажется холодной. И ты чувствуешь свою сопричастность с этим морским миром.
В лодке всего два спиннинга. А нас трое. Поэтому логично, что матрос Катя к исходу второго часа морской прогулки заскучала. Да и нам нужен перерыв. Идем к двум Братьям. На картинке ниже - так выглядит побережье полуострова Средний.
Там хотим высадиться и осмотреть красивое, культовое место, до которого (пока) не каждый турист добирается. Дороги к этим скалам есть, но не каждый паркетный джип рискнет по этим дорогам ехать. Я вот несколько раз пытался доехать, но лишь в этом году вплавь удалось посетить это место. Вот так это место выглядит. Это если все хорошо. Но у нас все было иначе.
Не могу сказать, что был очарован красотой гор. Или мистика поразила или еще что-то. Скорей всего, мое внимание было раздвоено между тем, что волна разбивала лодку о прибрежные камни, туман красиво спускался со скал, а Эврипид был спокоен, наблюдая за дочерью, бегавшей по берегу. Наши изначальные условия показаны на картинке ниже. Из воды торчат камни - правый нижний угол. Ветер гонит лодку на берег. Винт уже шкребет по камням и волна перехлестывает через борт.
Счет шел на секунды. И сосредоточится на красоте скалах я просто не успевал. Через пять-шесть секунд выловленная треска своим ходом могла бы вместе с моим паспортом уйти назад море. Мы бы не погибли, оставшись в 30-40-а км от пограничного поста, но геморроя бы хватило бы на пару недель.
Надо срочно развернуть лодку, которую уже наполовину залило водой, закинуть Катю в лодку, завести мотор и аккуратно задним ходом отойти от берега. Вроде просто, но повсюду камни и лодка сидит на камнях, винтом скребет по камням, прибойная волна выкидывает лодку на берег.
Не очень хорошая идея была высаживаться на берег в этом месте, зато, спустя полгода, есть что вспомнить.
Треска из синей бочки не уплыла назад в море, воду вычерпали из лодки, Катю завернули в куртки и она не простудилась, адреналин получили, на полпути домой попали в туман. Второй раз в тумане, но, по-прежнему, необычно.
Что бы по-полной, получить эмоции, Эврик решил показать мне полуостров Немецкий. Это тоже историческое место, про которое надо рассказывать отдельно. Для краткости приведу схему этого места.
Как мне описать увиденное? Перед войной здесь был дикий край. В войну тут были передовые немецкие позиции на которых стояли дальнобойные батареи стрелявшие на 20км. Потом опять , в советское время, пустынные земли. И вот, десятилетие назад, здесь появились первые, робкие ростки отечественного туризма. Робкие мелкие ростки. Не крупный туристический бизнес, а мелкий. Который вскоре, через пару лет, обязательно будет сметен крупным бизнесом. Мне бы, конечно, хотелось бы, чтобы и мелкого тоже тут не было, но этот, хотя бы не столь сильно природу загрязняет и рекламные щиты не ставит.
Я не ожидал такого - на краю света, в десяти километрах от Норвегии, за двумя пограничными постами по берегам Малонемецкой восточной бухты расположился немаленький туристический поселок.
К сожалению из видео не получилось "выдернуть" четкие кадры, но уж поверьте, берега и "стоянки" водного транспорта заняты все. На нашу лодку смотрели с интересом как на потенциальных клиентов.
Радоваться что национальный бизнес встает с колен или сожалеть о загубленной фауне и флоре?
Сделав круг по бухте мы идем домой. Программа на сегодня выполнена в полном объеме. Время за полночь. Около часу ночи ставим лодку на прицеп. В полвторого ночи потрошу рыбу/кормлю чаек.
В два часа ночи закатываем лодку в гараж.
В половину третьего ночи заходим в квартиру. В три часа ночи кушаем пойманную жаренную треску. В четыре часа ночи ложимся спать. А что там Е.Пригожин?
26 июня день отьезда.
К обеду не выспавшись, позавтракав, пошатываясь идем в гараж. Не торопясь собираюсь. Куда торопиться? На работу? Грустно. Такие отпуска, как этот, даются свыше крайне редко. Потому стараюсь растянуть последние минуты. Торопиться мне некуда. Впереди только гонка длинной три тысячи.
А тут еще и погода портится на глазах. Небо затягивает тучами. Тепло уходит. Я пакуюсь в куртку без раздумий и кладу дождевик сверху, чтобы в любую минуту. Неужели вчера я в одной майке был? Вот и Эврик сынишку в куртку одел в куртку.
Попрощались. Проводили меня на трассу. На выезде из города обнаруживаю, что вольтметр, который установлен у меня на мотоцикле для контроля напряжения бортовой сети, говорит, что в аккумуляторе всего 10Вольт напряжения. Это мало. Должно быть сейчас 13. Я в растерянности. Генератор сдох? Аккумуляторные банки опять между собой замкнулись, как в прошлом году, пока я рыбу ловил? Или дешевый вольтметр от холода врет? И что мне делать? Возвращаться к Эврипиду не надо, ибо у него куча дел и плохая примета. Надо ехать вперед. Но осторожно, имея перед каждым отрезком пути подстраховку в виде знамомых, которые могут выручить. Особенно, первые пару тысяч пути, пока дорога идет по северам, где нет людей на десятки километров. Поэтому звоню Егору в Мурманск. До него «всего» 120км. Авось аккумулятор выдержит такую дистанцию.
Егор обещает морально поддержать, пока я в пути. Гоню к нему. На нервах доехал за полтора часа. Общее впечатление - Хондочка не собирается умирать. Ну, и, слава Богу. Зато на нервах не обратил внимание на красоты севера, что были вокруг меня. Все внимание было на вольтметр и на звук двигателя - не собирается ли умирать.
К семи вечера доехал до Мурманска.
Замерз. Как будто не было пяти жарких дней в Заполярном. Егор работает до 11 вечера, но уделил мне время: затащил к се на второй гостевой зтаж, принял, напоил кипятком, внимательно выслушал мя, с умным видом попинал ногой колесо моего мотоцикла.
И заднее тоже. Но никаких признаков умирания мотоцикла от аккумуляторной болезни не обнаружил. Сказал, что в таком сложном случае надо обращаться к врачу. Мне тоже показать иные симптомы болезни мотоцикла, кроме как цифирки на табло вольтметра, было нечего. С тем мы и пошли ужинать, оставив хондочку в темном гараже выздоравливать неизвестно от чего.
Поздний ужин, есно, разговоры. Пригожин - друг или враг? Кадры из Ростова на Дону воодушевляют. На Лавозеро, как собирались, не поехали, и лишь в два часа ночи легли спать.
Почему тут, на севере ни разу за весь отпуск до полуночи не получается лечь спать?
Наверно, 27 июня, если не путаю.
Утром если не снег за окном. Спасибо Егору, что выделил мне теплое покрывало - не замерз ночью и сладко выспался. Выходим из дома, стуча от холода зубами. Неужели, два дня назад было плюс 25? Сейчас плюс десять, небо плотно затянуто тучами и накрапывает дождь. Низкие тучи от горизонта до горизонта.
Мне бы сегодня добежать до Кеми. 750км. Наверняка, буду мокрый до трусов. Прощаюсь с Егором.
Спасибо ему за поддержку, спасибо, что попинал колесо. Ты знаешь, что ты не один в мире и это уже моральное облегчение. С тем и трогаюсь в путь. На часах десять утра. Поздновато. В Кемь я заеду в девять вечера. Ну, да, ничего, - белые ночи еще не закончились.
Первые четыре сотни километров было хорошо, если можно так сказать - ехал за дождем. Не верится, что еще вчера я был в тепле и в окружении ярких краских севера.
Сейчас же вокруг меня тусклые серые полутона, туман по болотам, сырость проникает под куртку. Я скукожился, вцепился в руль и боюсь пошевелиться, чтобы сырая одежда не липла к телу. Старался не догнать дождик и это у меня получалось. Вроде сухой в сырой одежде.
Кола в этом году приятно удивляет ровным асфальтом и отсутствие затяжных ремонтов. Ни одного ремонта на дистанции тысяча километров. Что случилось? В том году их было минумум десять или двенадцать?
После четырех сотен безостановочной гонки начал уставать. На мое счастье, впереди на пустой дороге появилась такая же, как у мя, хонда за которой я увязался хвостом и продержаться в хорошем режиме еще 300 км.
Дорога пустая. Пустая. Лишь в полутора-двухстах метрах от меня на скорости сто убегает от меня точка ходы. Ставлю себе задачу догнать ее. Ну, или , хотя бы, не сильно от нее отстать - развлекуха на унылой дороге. Слева-справа серые болота, смотреть на которые не хочется, под колесами ровный асфальт, поэтому вижу лишь пятнышко красной хонды впереди. Она шустро бежит. Мне нужно ее догнать - вместо того, чтобы уныло дремать на ходу, приходится накручивать ручку газа.
По пути влетал-вылетал в мелкие дождики, надо бы надеть дождевик, но не хотелось останавливаться, - терять темп. Спасибо лидеру - он задавал хороший темп, не давал мне расслабиться. Иначе я на этом участке потерял бы много времени. Перед заправкой около Кеми влетел в серьезный ливень. Вот тут-то точно надо бы остановиться и надеть дождевик, но мне уже было не страшно, - до теплого гаража Юры оставалось 20 км. Вода потекла по спине. Стекает в берцы. Ну и пусть. Главное, что не потерял лидера и доехал! Ай, да я! Ай, да молодец!
На АЗС познакомился с этим мотоциклистом.
Решили вечер скоротать вместе. Дальше стандартно - вместе с Валерой поехали к Юре в гараж обсыхать и отдыхать после трудного дня.
В расчетное время вложились - около девяти вечера закатили моцы в гараж. Спасибо и Валере, и Юре за этот день.
28 июня.
Еле проснулся в десять утра. Где я? И кто я? Холодный ветер за окном и тучи. Голова болит. А холодно-то как! Осень началась или уже зима? Надо собираться. А куда собираться? Почему так холодно? Тучи угнетают. Но ведь я уже более тыщи км на юг спустился с севера? Почему холодно? Почему же опять вчера/сегодня опять в третьем часу ночи спать лег? Зачем было с Юрой спорить? Боже, о чем в этот раз я с ним спорил? О чьем-то творчестве или про войну, или про Пригожина? Да, какая разница! Все равно, в следующий раз, опять все повторится. Где мои носки?
На соседнем диване, под кошерным черным спальником спит Юра. По внешнему виду он тоже не в самом хорошем состоянии. Наверно, ему сон плохой снится? Хорошее было вчера. А где же Валера? А где мои носки? Ни носков, ни Валеры.
Носки ложил вчера сушится на мотоцикл. А где же Валера? Минут десять хожу по кругу пытаясь найти хоть что-то. Хорошо было вчера. А сегодня тучи, холодно и нет носков.
Когда совсем отчаялся и решил покупать се новые в магазине, они нашлись на другом конце мотоцикла. Одна пропажа обьявилась. Подобным образом начал искать и остальные вещи. Штаны почему-то не высохли. Но хоть ботинки просохли.
Просыпается Юра. Хмурый. Тоже, наверно, больной. Спрашиваю его про Валеру. Оказывается, в час ночи мы его проводили в дождь на юг. Хм. «Безумству храбрых поем мы песню»(с)
Итак, вечерняя сказка закончилась. Началось хмурое летнее утро. Через полчаса в этот гараж заедет калужская группа мототуристов и Юра будет их встречать. Я буду лишним. Надо уходить. Прощаемся.
Грустно, что еще одна страница отпуска заканчивается, а на сегодня опять гонка километров на 700 - до Медвежьегорска, потом до Пудожа, далее еще около сотни в сторону Вытегры, чтобы в сухом тихом соснячке заночевать. Это план на сегодня. Может к вечеру выскочу из под туч.
Ну, все, завожу мотоцикл.
А мотоцикл то и не захотел заводиться. Понравилось в Кеми? Мне тоже. Потом и вовсе заглох - барахлит красная кнопка. Надо бы ее перебрать, но Юра торопится и поломка не сильно серьезная. Авось. Кое-как завел и отъезжаю от гаража. Глупо, рисково, но..
Доехав до кемской столовой, плотной завтракаю, размышляя над дальнейшим ходом событий. Если моц едет, то на ровной трассе, скорей всего, ничего не произойдет - до Медвежки доеду. А там, у Антона, или Леши если шо, починю кнопку - поломка ерундовая. А, может, и Валеру встречу/догоню по пути - вдвоем веселей поедем.
С тем и выкатился на Колу. Временами моц резко дергается - грешу на бензин. Но в целом почти терпимо мотоцикл себя вел. Если еду по крупным трассам без нерв и гонки, то потихоньку и дотяну.
Дотянул до Медвежьегорска. А в этом городе солнышко! Ура! За три дня я по нему соскучился!
Продолжение следует