Предыдущую,
вторую часть читать тутЦелый год ждал это событие - снова вернуться в Кемь и вот это случилось. Здравствуй, Кемь!
Я не знаю, который час - мне это не важно, но судя по фото ниже еще не поздно, не так ли? :)
Как всегда, поужинал в столовой. Благо, она круглосуточная.
Напротив, в Магните купил вкусняшек к чаю на вечер. Успел до закрытия. После покатился к Юре в гараж. Вот они - торжественные последние сотни метров до гаража. Где фанфары?
Людей нет (десять вечера). Уже ночь? Или вечер? Белая ночь? Вот знакомый поворот, неизменившиеся двухэтажные сталинские домики. Как я рад, что снова приехал сюда! Вроде все обычное, но я очень рад увидеть знакомые места. В душе появилась та самая радость, которой не было в день отьезда. Стоит ли ради этого ощущения праздника в душе переться через всю страну в эту тьму-таракань?
А хозяина нет дома. Но ключ на месте и я отпираю гараж. Обнаглел или я дома?
Закатываюсь. Рядом с хозяйским ставлю свой мопед. Беговой день окончен. Жаль хозяина нет.
Сам ползу на второй этаж. Вот в этой комнате проведу ночь на диване, что за столом спрятался.
Начинаю неспешный вечер в «домашних» условиях. Хотя какой там вечер? Раскладываю на просушку по соседним мотоциклам свои сырые вещи, кипячу чайник, наконец-то спокойно просматриваю отснятые в дороге за прошедшие дни кадры. Вот и весь мой вечер
Десять вечера, а за окном светло. И в одиннадцать светло. Теряюсь во времени. Но это уже не существенно. Я доехал и мне все равно, который сейчас час. Вот какой сейчас, глядя на картинку ниже, - это фото из окна гаража - похоже что сейчас уже ночь?
Жителям Кеми и всего Севера время принципиально, а мне - нет. Все мои дни здесь будет круглосуточно светло.
Оба-на! А одна флешка умерла. Лишился части фотографий. Досадно. И это перед самым интересным местом моей поездки. Значь завтра перед отьездом надо купить новую, ибо дальше по маршруту это сделать будет гораздо сложней. Для покупки этой ерунды, которая в краснодарском крае продается в каждом магазине, здесь надо потратить уйму времени. Вспоминаю, как два года назад с кумом бегали по всему городу в поисках дождевика.
Непонятно в каком часу ночи ложусь спать, укрывшись знакомым черным спальным мешком. Спасибо Юра, что его до сих пор не выкинул. Сколько лет я помню этот черный спальный мешок! Сколько людей под ним выспалось! И я последние лет десять дважды в год под ним сплю.
Свежо, аж прохладно, но уютно и тепло под спальным мешком.
20 июня.
Проснулся рано. Мне сегодня последний рывок до Заполярного. Это опять 700километров. И в Мурманске бы поздороваться с Егором хотелось бы, - значит потеря нескольких часов. Так что надо поторапливаться.
Так что с утра, проснувшись в шесть часов, быстро попил чай и побежал покупать флешку в фотоаппарат. Хм. А в семь и восемь часов все магазины закрыты. Надо ждать до десяти утра, а то и до половины одиннадцатого утра, пока неторопливые продавцы доберутся до своих прилавков. Сходил сфотографировал берег Белого моря. Время у меня много и как раз отлив - хорошие кадры получились.
Заодно проверил устойчивость к воде новых ботинок. Фигня. Не держат воду. Но ради искуства ползал в воде пока полностью не промок. Конечно, тут не столь сильный отлив, чем на тыщу километров выше по глобусу, но куда-то же надо было время девать!
Нафотографировался и снова нервничаю - время теряю. Вернулся в гараж, позавтракал, Собрался, упаковался, почистил одежду и осмотрел мотоцикл, а до открытия магазинчиков все равно еще много времени. Чтобы не возвращаться и не тратить время, запер гараж и покатился на мотоцикле к магазину.
Желаемой флешки на 128Гигабайт в городе не оказалось. Да, и цены не божеские. Взял 64Гига за 650рублей. Надеюсь, она будет работать. Все, сейчас в этом городе меня уже ничто не держит. Еду дальше на Мурманск.
Погода радует. Чистое небо. Авось всю дорогу такой погода будет. Выскакиваю на трассу, впереди 700км.
До поселка Зеленоборского дорога далась легко. Я ее много раз описывал, так что повторяться не буду. Из нового - заправки на трассе появились. На них, говорят, даже бензин вполне терпимый. Ноя не рискую заправляться.
Мотоцикл бежал больше 100 легко, без надрыва. Начали встречаться автомобили отпускников. Но их мало. Даже пару мотоциклов навстречу мне пролетело. Всё как обычно, привычно.
Дежурное фото обязательное у синего столбика. Без эмоций. Чиста для галочки и шоб размяться. Эмоции были лет семь назад. Тогда это было событие. Сейчас это просто отметка километража : "До Зеленоборского осталось менее 15минут езды".
Втягиваюсь в дорогу, и начинаю замечать красивые моменты.
В Зеленоборске на АЗС звоню в Мурманск, чтобы предупредить его о своем визите. Очень обрадовался, что он согласен и готов проводить меня до Заполярного - вдвоём веселей.
Серая громада Мурманска на одном берегу Туломы в тучах. А на другом - солнечно. Но я этим северным чудесам уже не удивляюсь.
Мы встретились на заправке. Обнялись. Мы рады друг друга видеть. Короткий обмен новостями и стартуем. Егор впереди, показывает мне дорогу. Хоть я и не первый раз, но все равно, в улицах Мурманска , все равно, до сих пор путаюсь. Надежно и правильно умею лишь ехать по объездной. Вот на ней я не ошибаюсь.
Егор едет быстро - за сотню, - едва успеваю смотреть по сторонам.
Вроде, всё знакомо, но чуть-чуть поменялось, стало более европейским, цивилизованней, теряет свою аутентичность, которая меня удивила, которую запомнил 8 лет назад.
Самая большая для меня новость по дороге к Заполярному, это то, что местами сравняли, выровняли дорожное полотно - меньше «петель» и поворотов. Стало меньше «бугров» - резких подъемов и спусков. А еще - начали делать откосы, которых раньше на этой дороге никогда не было. Теперь дорога стандартная, как по всей России.
По бокам дороги появились строительные и торговые площадки, на которых торгуют стройматериалами. Год назад тут вовсе ничего не было! И новая АЗС с кафешкой на семнадцатом километре появилась. Не было никаких АЗС от Мурманска до Заполярного! Теперь есть. . Год назад никакого сервиса на этом отрезке пути не было.
Более детально на скорости рассмотреть сложно.
Внезапно впереди, в «чистом поле» появляется шлагбаум и Егор тормозит перед ним. Торможу следом. Оказалось, мы долетели до пограничного поста Так быстро? Я про него совсем забыл. Точнее, не забыл, но думал, что до него ещё ехать далеко-далеко. А оказалось, мы уже возле Титовки и надо доставать паспорт.
Так получилось, что из-за эмоций сфотографировать пост я и забыл. Или фотки погибли. НО для иллюстрации ситуации приведу картинку следующего поста в Лиинахамари. Различия между ними не оч большие. Обьехать или обойти пост сложно. В одном случае колючая проволока на километры. В другом случае скала и река. Дорога только одна - через шлагбаум. Чтобы не загораживать дорогу, сьезжаем на обочину.
Паспорт у меня в барсетке. Барсетка в боковом кармане куртки на липучке. С виду простая операция - его достать. Но пальцы замёрзли и не гнутся, не могу даже липучку на кармане потянуть. Вроде и на улице не холодно и солнышко еще вечером. Но замёрзли пальцы. Благо людей на посту кроме нас нет. И отношения к нам, сумасшедшим мотоциклистам доброжелательное и пограничник терпеливо ждёт. Но вот достал паспорт. Моя прописка привычно вызывает удивление и вопросы. Спокойно отвечаю. Но далее началось то, чего не было ранее - проверка.
Я удивлён, ибо это не первый мой проезд через этот пост. Но никогда ранее столь тщательных поверок не было. Вообще, ничего подобного не было. А было достаточно показать российский паспорт, и шлагбаум тут же открывался - можешь ехать далее. А сегодня пограничник, сидящий в домике, звонит в управу, просит меня назвать адрес приглашающий стороны и контактные телефоны, по которым можно проверить правдивость моих слов. Ну, хоть не медицинскую справку спрашивает. Стараюсь держать себя в руках и не показывать удивление. Списываю происходящую проверку на то, что война. Но от неожиданности, или из-за замёрзших рук, я всю информацию забыл. Благо Егор называет явки, пароли, телефоны.
Ждём ещё пять минут, пока пограничники проверят сведения. После этого шлагбаум открывается перед нами. За ним пограничная зона.
Первым делом, торможусь в полусотне метров за шлагбаумом у поворота на Рыбачий. Смотрю на дорогу ведущую на полуостров. Пытаюсь вспомнить, посчитать, сколько раз я ездил по ней. Даже на своей хондочке пару раз. Спасибо Доктору - мотопутешествие с ним запомнилось ярче всего. Ностальгия. Сама дорога не изменилась. Ее до сих пор не заасфальтировали, не грейдироавали.
Следующая традиционная остановка через пару сотен метров на Титовке. В моем понимании это очаг жизни, а по сути - обычная парковка с элементами инфраструктуры. У нее своя, богатая, многовековая история, о которой ранее рассказывал, но в нынешее время ее суть - площадка для отдыха.
Для меня самый яркий её элемент старинный грейдер и дорожный каток на постаментах - памятник строителям этой дороги в 58 году. Не знаю, кто и когда поставил эту дорожную технику на бетонные глыбы около трассы, но в окружающем пустынном пейзаже они выглядели очень своеобразно и необычно. Но в этом году я их не увидел. Они исчезли вместе со своими бетонными постаментами.
Естественно, традиционно, мы остановились в Титовке. Её не узнать - она на кануне большой перестройки. Не узнать и саму дорогу - её расширили, благоустроили, установили отбойники, световые табло, над дорогой. Но очень грустно, что исчезла привычная визитная карточка этого места. Копошившиеся рядом с дорогой два мужика рассказывают нам про нового хозяина, который тут будет строить современную гостиницу, а потому ему не нужно старое железо. Сетуют, что новому хозяину этого места не нужна ни история, ни традиция, ни память. Грустно, при том, что музей канатной дороги в вагончике остался на своем месте в 20метрах от трассы. И ряд туристических домиков по-прежнему виден за забором и две кафешки в вагончиках на месте. А дорожную технику почему-то убрали.
Едем дальше. С каждым километром, за каждым поворотом узнаю знакомые места. Вот при спуске с холма видна Печенга. За зелёными деревьями мелькает белый танк. Сам въезд в Печенгу немного изменился - появились световые табло над дорогой. Ещё десяток километров по спрямленной дороге через воинские части и вот поворот на Луостари налево. Дачные участки с парниками, по-прежнему, справа. А дорогу расширили.
А вот и Заполярный. Привычную железную въездную стелу в город поменяли на новую бетонную. Заасфальтировали широченный поворот. Асфальт идеальный. А пушку над дорогой не трогали - значит, всё в городе нормально. Едем через весь город в гаражи на окраине. Город не изменился вроде. Все дома на месте. Людей по-прежнему не видно.
Или сейчас уже ночь? Сколько же сейчас время? Впрочем, это не суть важно. Радость в душе, что доехал и время мне безразлично. Светло и тепло на улице, только солнышка не видно, почему-то. Но и без него нормально. Главное что доехал.
И как я с первого раза нашел неприметную отворотку в гаражи? Когда я тут последний раз был? Три или уже четыре года назад?
С трудом вскарабкался на трудный щебеночный десятиметровый подъем и вот уже торможу перед гаражом Эврипида.
Эмоции описывать не буду. Их много. Он нас ждал. И не он один. Тут и Виталик, и Катя, и Беня, и знакомый гараж, и силуэт Комбината.
Как же я рад их всех видеть! Когда немного улеглись эмоции, обратил внимание на время, - оказывается, полночь уже была. Первый час ночи. Поэтому не видно людей. Но ночь не ощущается. По крайней мере, я не ощущаю. Легкая усталость от 700км пути есть, а ночной усталости - нет. Адреналин?
Егор передал меня под попечительство Эврипида и культурно поговорив минут 10 на отвлечённые темы, уехал ночевать к своим знакомым. Я остался в компании принимающей стороны. Мне каждому хочется уделить внимание, но почему то у меня это получается не очень элегантно. Наверно, от эмоций.
От радостной суматохи еле осознаю, что дорога окончена. 100 + 650 + 650 + 750 + 780 + 850 итого пять полноценных беговых дней я и добрался до Заполярного. И вот, мотоцикл в гараже, мое будущее на пару дней определено, и все будет хорошо.
Но вот в гараже все хлопоты закончены, я беру необходимые вещи, мы грузимся в машину и Эврипид везёт меня к себе домой. Ехать недалеко. Время, напомню, почти час ночи, но светло как днём. Только без солнышка в небе.
Мой приезд ждали. Хоть и на несколько часов раньше. Поэтому хозяйка уже спит - ей завтра на работу.
И пока хозяйка спит, Эврипид накрывает на стол, мы ужинаем и начинаем бесконечный разговор обо всём. Мы не виделись лет пять и нам есть что обсудить вне социальных сетей. Разговор затягивается на часы. Чтобы не создавать шум, перемещаемся в спальню. Под утро к нам в комнату заглядывает сонная Юля и строго гонит нас спать. Думаю, что это случилось вовремя - на меня тут же наваливается такая усталость, что едва проводил хозяин из комнаты, мгновенно засыпаю. За окном по-прежнему светло и Солнышко уже всходит(?). Наверно, уже 4:00 утра
21 июня.
Несмотря на усталость, сон очень чуткий. Сквозь него слышу, как хозяева шкребутся за стенкой. Вот скрипнула дверь, вот звякнула кастрюлька. Значит, и мне пора вставать. Но голова как чугунная, шумит, я плохо соображаю. Еще хоть часик надо поспать. Но валяться в постели, когда хозяева проснулись, уже неприлично. И мы же сегодня собирались плыть на остров!! Остров! Эта мысль заставляет меня сползти с кровати! А еще солнышко уже высоко поднялось, пригревает в окно. Кое-как, держась за стенку, выползаю из комнаты.
Зря я поднялся - это Юля в 7 утра встала на работу. Ей к 8:00, а я только путаюсь у неё под ногами. Так что радостно иду досматривать сны. Только коснулся кроватки, уснул моментально.
Второй раз проснулся от того, что детские ножки зашлёпали по ламинату. Ну, тут уже без вариантов - надо просыпаться. Благо, голова чуть посветлела.
Сонные, хмурые вдвоём с Эвриком, сидим на кухне. Пьем чай и чего-то жуем на завтрак - медленно просыпаемся. Ночные разговоры вылазят нам боком. Долго завтракали, ещё медленнее собираемся. Мы долго запрягали в это утро.
У Эврипида сегодня выходной, но он не бесконечный. К обеду нам надо выехать из города. Куда, что, зачем, сколько раз - я не совсем понимаю, но стараюсь не отставать от хозяина и не задерживать, и не задавать лишних вопросов.
Забегая наперед, оказывается, мы выехали по плану. А план на сегодня - прогулка на лодке до бухты Амбарной, на берегу которой меня и оставят на пару дней. Географически это берег бухты. А в фигуральном этот берег мне можно считать необитаемым островом. Ибо кругом , на десятки километров только скалы без присутствия человека.
Через пару дней меня заберут, и финал моего пребывания должен быть интересным во всех смыслах.
Из-за сумбурности в сборах оказалось, что не полностью зарядил все аккумуляторы на фотоаппаратах, поэтому я был ограничен возможностях. Ещё позже на острове, оказалось, что и фонарик мой слабоват для прогулок в подземных катакомбах. Но ещё больше меня удивил мой мобильный телефон, когда его полностью заряженный аккумулятор чудесным образом умер через полчаса, как лодка хозяев оставила меня на берегу одного. Наверно, геолокацию и прочие интернеты надо было отключить, как я понял позже. Но тогда я не расстроился из-за умершего телефона, ибо со мной был полный Power Bank. Лишь на вторые сутки я вспомнил, что шнурок зарядки от него я тоже забыл в гараже. Впрочем, как и свой второй фотоаппарат. Позже, оказалось, что и мой походный фонарик очень слабый для просторных подземных помещений немцев. Но все это будет позже.
Время выхода лодки в море надо заказать заранее пограничникам по телефону. Таков порядок. Поэтому, чтобы не опоздать к уже назначенному времени, к обеду очень резко мы ускорились в своих сборах. Впрочем, сборы были в основном у меня - взять кое-какие продукты, тёплое бельё, палатку и спальник, а еще репелленты. Почти все это мне не понадобилось, но в тот момент я думал иначе.
У Эврипида же всё необходимое уже сложено в лодке. И самое сложное для него - выкатить лодку, стоящую на прицепе из гаража и подцепить к машине. Всё это сделали за 10-15 минут. И вот мы уже катимся в Лиинохамари.
В роли пассажира очередной раз с удивлением и радостью смотрю по сторонам, расспрашиваю местных жителей про изменения, смотрю, как похорошели воинские части на семнадцатом и девятнадцатом километре.
Да, и сама Печенга изменилась к лучшему.
Пограничный пост вызвал у меня волнение. Я не знаю, уже попали ли на этот пост мои, много раз исправленные, пропуска? Хотя в глубине души у меня живет уверенность, что ничего плохого не произойдет. Так и случилось. Спасибо Эврику, - он бодро переговорив с пограничником, убедил того, что я не вражеский шпион. Слава Богу, и пограничник не пытался доказать обратное, не проявлял особого внимания ни к пассажирам, ни к багажу, ни к лодке. Шлагбаум поднялся, и мы едем дальше.
нос с корабля из скалы почти над самой дорогой - культовое место для фотосессий,
Вот проезжаем дедушку Ленина на скале это уже в самом поселке. Он в верхнем правом углу на снимке ниже. А зеленое здание слева - самое свежее в поселке это пограничная служба.
полуживые пятиэтажки в которых живут люди.
Вот мы выкатываемся на бережок, с которого лодки выходят в море. Раньше это называлось портом. Здесь стояли боевые корабли и подводные лодки. То, ради чего весь этот поселок существовал. Ради чего строилась военно-морская база и велись боевые действия.
Сейчас все заброшено и лишь в дальнем углу, куда мы едем, рабыки уходят в море.
То ли день сегодня не урочный, то ли в обед никто не выходит, но мы оказываемся одни на берегу. На стоянке грустят пара машин рыбаков. Сегодня понедельник - все на работе.
Спуск лодки с прицепа в море - радостный момент. Я суечусь и не знаю, куда приложить свою помощь. А Эврик с Катей по-хозяйски спускают лодку. У них всё уже многократно отрепетировано. Катя держит верёвку, чтобы лодка не уплыла, а Эврик сталкивает её с прицепа. Мне остаётся только стоять на бережку и смотреть. Успеваю сделать пару фотографий.
Долго стоять не приходится, - надо поторапливаются - к пограничникам лучше не опаздывать. Очередной раз, меня прошибает пот - взял ли я свой паспорт и пропуск? Очередной раз проверяю - всё на месте. Я ж его пограничникам десять минут назад показывал!
И вот лодка качается в 2 м от берега. Как же мне попасть во внутрь, через её высокий, надутый борт? Хорошо Кате, - ее отец закинул в лодку. А у Эврика высокие резиновые сапоги он без проблем перешагнул высокий борт и уже из лодки поторапливает меня А как же я? Эх, была не была, лезу в своих тапочках и джинсах по колено в море. Оно не очень холодное. Или это Адреналин не дает почувствовать температуру воды? Залез. На мокрые по колено ноги не обращаю внимание.
Всё внимание на окружающий мир который с борта плавсредства выглядит совсем иначе чем с берега. В первую очередь бросается в глаза прозрачная вода. Волны нет и дно просматривается на глубину нескольких метров. Пока я смотрю дно, лодка отходит от берега, но картинка дна остаются по прежнему четкой.
Вот еще в качестве примера картинка под днищем лодки не менее трех метров
Может и гораздо больше - проверять было недосуг.
Берег с моря кажется, совсем узеньким. А крутые скалы поднимаются практически от самой воды. За много десятилетий освоения этого берега человек едва-едва смог отвоевать десяток метров ровной поверхности земли около моря. Его хозяйственных построек то тут, то там много, а между строениями вьется дорога. А на неудобьях, под защитой скал, где не задувают холодные ветра, ютится густая растительность. Благодаря таким, как мы рыбакам бухта кажется живой, не заброшенной. Всё, куда не смог дотянуться человек, - голая скала, вылизанная ветром и водой.
Долго рассматривать берег не удаётся потому, что Эврик разворачивает лодку и направляет её к пятому причалу, где нас должны ждать пограничники. До него несколько сот метров гладкой воды. Пограничники отметят в журнале наш выход в море - погранзона. До Норвегии от выхода из бухты менее 15км. Поэтому учет и контроль.
Продолжение следует