Начало
тут Предыдущую часть закончил на том, что в первый день пути, около обеда, не выдерживаем и начинаем искать место, чтобы свернуть с дороги и размять кости. Так как начинаем терять чувство контроля над дорогой от жары. К тому же, у меня шалит сердце, теряю концентрацию внимания. Женя молчит, не жалуется, но вижу, что ему тоже не очень хорошо. Кое-как нашли пыльную траву-кусты. Это было где-то возле Выселок.
Отдохнув часок
, уложили коврики на моцы и стартовали далее. Время уже после обеденное. По-прежнему, жарко, по-прежнему на трассе много машин отдыхающих. Но нам после отдыха стало чуть легче.
Дорога забита. Плотный поток легковушек и в одну и в другую сторону. Гнать не получается, да и желания-нужды особого нет. Едем спокойно ..
Направление на Волгоград через Сальск и Белую глину. До Тихорецка плотность машин была высокая, но удалившись от М4, из неприятностей остаётся только жара. Жара до захода солнца.
Остановившись возле продуктового, полторашку холодной воды выпиваю залпом. НИ капли пота не выступило после водопоя на теле. Пренебрегая безопасностью, еду в одной (зато в сухой) маечке - горячий воздух сушит всё моментально. А Женя в полной экипировке. В отличии от мя, раздолбая, он правильный мотоциклист.
Каково ему? Надеюсь, он не мёрзнет. Табло информационное над дорогой показывает температуру 32. Интересно, а сколько же по факту?
Мы не ели с самого утра, но чувство голода нет. Жара его притупила. Да, И какая может быть еда на таком солнцепёке?
К вечеру до Волгограда нам осталось 250. С последними лучами останавливаемся недалеко от Зимовников. Выбор места для лагеря был сумбурный и не очень удачный. Хоть безопасный , и то слава Богу. Палатки на скорую руку, ужин второпях, организационные вопросы, осмотр мотоциклов, звонки домой, дремота, редкие комары, заснули моментально. Сумбурно и в темноте. Завтра лагерем становиться надо будет пораньше, чтобы не в темноте ужинать и не на ощупь искать нужную вещь в сумках.
День третий.
Проснулись очень рано. Поеживаясь от утренней прохлады, первым делом кофе - утренний допинг. Учитывая вчерашний опыт, хотим по холодку пробежать до Волгограда. Пока напиток грелся, мы проводили ревизию имущества и продуктов. Конечно же, в первый день, останавливаясь передохнуть/попить возле магазинов, мы набрали всякой ненужной ерунды, зато где-то потеряли пачку сухого горючего, без которого утренний кофе приготовить невозможно. Мдя. Дальше надо быть повнимательней - наш бюджет не предусматривает необоснованных покупок..
Позавтракали, выкатились на трассу, по холодку оставшееся 250 до Мамаева Кургана - да, запросто! Мы полны сил!
Думали спокойной, пустой дороге без остановок докатимся до Волги за пару часов. Не тут-то было - трасса уже забита отпускниками, плюс интересности-красоты слева-справа - мы останавливаемся фотографировать, теряем время. А тем временем жара все сильней и сильней.
Но как было не остановиться на родине Семёна Михайловича Будённого?
Я это место проезжал 4 года назад и в своих рассказах подробно описывал и это место и его историю. Поэтому мне тоже интересно еще раз возле этого памятника остановиться, посмотреть сколь бережно хранят память о предках, как развивается и растет конезавод, какие огромные табуны лошадей бегают слева-справа от дороги. А Жене и вовсе в первый раз всё интересно. Вон он какой довольный и под впечатлением спускается от памятника первой конной армии.
Про само памятное место и его нонешний внешний вид, по понятным причинам скромно умолчим. Сейчас это просто удобная, бесплатная автостоянка.
Очарование красотами степи, сменилась усталостью и равнодушием после того, как солнышко прочно утвердилось на небе. Опять жара. А мы едва половину прошли. Наш энтузиазм стихает, оставшиеся километры превращается в рутину.
По солнцепеку знакомая дорога показалась и длинной, и утомительной. Хоть она и несложная, маршрут знаю, мемориал нашли без проблем, но сил на это ушло очень много. Финальные 50 км по городу мы прошли в самое пекло. Поэтому заехали на мемориал и уставшими, и разбитыми. А ведь всего-то на тыщу километров от дома удалились.
Сил и желание смотреть уже не осталось. Но наш долг. Оставили мопеды на парковке, постаравшись загнать их в редкую тень деревьев. Сами разделись до приемлемо культурного уровня, взяли в руки "обязательное имущество" и побрели по жаре отдавать дань памяти сложившим здесь голову солдатам. К нашему удивлению людей на мемориале было много. Я здесь не первый раз поэтому употреблю словосочетание "как всегда много". Отрадно, что по-прежнему, в самое пекло, когда на сотни километров вокруг все спалено солнышком, тут вовсю зеленеет трава - полив большой территороии налажен и работает.
Женя первый раз, ему всё в диковинку.
Вот этих переодевающихся клоунов из Бурятии раньше на склонах Кургана не видел. Это нечто новое для меня.
На правах экскурсовода веду его самым тенистым, по-моему мнению, маршрутом. Ему интересен Зал Воинской славы, чтобы посмотреть на его стенах фамилии родственников, которые могли здесь воевать. Пока он смотрит, стою у прохладной стены, наблюдаю за происходящим. Святое, культовое, почитаемое и уважаемое место - Зал Воинской славы, - имеет внутреннюю жизнь и внешнюю. Я, как представитель внешнего мира, наблюдаю с каким благоговением, любопытством, уважением, не сдержанными эмоциями люди проходят по ступеням пантеона. А с другой стороны существует внутренняя жизнь караульных, дружинников, казаков, полицейских и дворников - они живут в своём мире, общаются между собой так, что нам, посетителям это незаметно. Они все фильтруют поток гостей, выискивая неблагонадежных. И между делом, незаметно для посетителей, переговариваются между собой. Для меня несколько минут стоящего под стеной павильона, было очень необычно наблюдать, как часовые почётного караула подавали незаметные сигналы друг другу с просьбой то обратить внимание на кого-то подозрительного посетителя, то просили старшего сделать замечание нервной мамашке, то попросят подойти начальнику караула, то послать сигнал напарнику.. Закулисная жизнь мемориала.
Посмотрел и смену караула, во время которой переговариваются между собой, в течении нескольких секунд, пока старый и новый караул меняются местами: жестами, движением пальцев, мимикой лиц. Было интересно.
Обойдя все, возвращаемся. Я радуюсь, что приехал сюда в тапочках и хожу по испепеляющей жаре не в мотоботах. А каково Жене, таскающиму кроме сапог ещё и свой тяжеленный куртофан в руках? Его вид на фоне женщин в лёгких платьицах и сланцах просто нелепый. Но мы , как суровые байкеры, должны держать марку выносливых, несгибаемых, не сломленных жарой мотоциклистов. Поэтому с высоко поднятой головой, обливаясь от пота, мы удаляемся в сторону своей техники.
Можно ехать далее. Но у меня ещё один пункт культурной программы в этом месте - музей И.Сталина. В годы становления советской власти, Иосиф Виссарионович несколько лет жил, воевал, работал в окрестностях этого города. И позже он много сделал для его становления и развития. Этому периоду в жизни вождя и посвящён музей.
Навигатор говорит что музей здесь, в 10 шагах от стоянки наших мотоциклов. Оглядываюсь, обхожу территорию. С одной стороны забор, с другой Мамаев Курган, с третьей респектабельная кафешка. А где же музей?
Наконец, среди иных, вижу неприметную из-за огромных стеклянных витрин кафе, вывеску. Музей вождя народов расположен в одном здании с кафе и занимает 'огромную' площадь в три комнаты в подвальном помещении. Мдя..
Оставив Женю просыхать в тени редкой листвы деревьев у мотоциклов, сам пошёл в музей. Если не принимать во внимание месторасположение и сопутствующую навязчивую торговлю сувенирной с ликов Сталина, а окунуться именно в оформление, то мне понравилось. Сам антураж маленького музея выполнен в стиле тридцатых годов. Отделка стен, освещение, ковровые дорожки - всё стилизовано под обстановку прошлого века. Конечно, этот музей совсем не зрелищная выставка, где можно любоваться фейерверками и картинами, цветочками и прочими чудесами современных компьютерных технологий. Но если тебе не безразлично прошлое страны...
Спасибо организаторам, - собрали и выложили множество фактов в доступном и понятном оформлении. То есть, если хочешь, - можешь быстро по пунктам, по заголовкам посмотреть события той эпохи. А если есть время и желание, тут же можешь глубоко окунуться в детализацию приказов, выписок, статей, газетных публикаций, хронологии фотоальбомов прошлых века и газет. Мне было очень интересно. Экспозиция музея расширила мой кругозор в области биографии вождя народов. Мне было интересно. Правда, Женя за время моего отсутствия уже занервничал, заждался меня и рвался дальше в дорогу.
Выхожу. Программа на Мамаевом кургане нами выполнена полностью. Едем дальше. Оставшийся на сегодня путь не очень далек. Учитывая околообеденное время и жару, планируем пораньше остановится на ночь на том берегу в полусотне километров от Волгограда. Все просто и мы рвевся к месту отдыха. Но, традиционно для меня, не обошлось без путаницы в поисках моста. Проскочив нужный поворот, на котором не увидел указателя, пришлось нарезать лишние километры на сумасшедших волгоградских развязках. Но всё же нашими героическими усилиями, удалось преодолеть Великую русскую реку. Правда, не на том мосту к которому стремились. Пришлось половину города (30км) заново проехать.
Уже который раз в этом городе, но, по-прежнему не совсем понятен этот город. Не понимаю его организацию и многократное переделывание дорог. С каждым годом все больше машин. Дорожное покрытие за прошедшие два года стало гораздо лучше, исчезли огромные ямы. Но при этом город стал более сумбурный. Чем ниже реке тем людей всё больше и больше. Очень много по моим понятиям людей на улицах. Долго выбирались по различным развязкам без указателей на знакомую мне трассу.
Наконец-то опять выжженаая степь с редкими кустами. А еще час назад мы были на Кургане, где все зеленое и свежее.
Выехав на другой берег, за Волжским была не менее утомительная дорога на север, на Быково в сторону переправы. Мотоцикл устал - тяжеловато идет. Толи бензин, толи воздушный фильтр забит... Пот льет. Воды бы. И тут доезжаем до начала оросительной системы: остатки насосной, памятный знак. Все как и прежде в моем рассказе про поездку по этому берегу. Что такое оросительная система, как она строилась и что с ней случилось я ранее описывал.
А сейчас меня привлекают купающиеся в ней люди: пара легковушек и их пассажиры плещутся возле импровизированных мостков. Людского жилья нет в обозримых окрестностях. То есть люди сюда приехали купаться за десятки километров. Хм. Если они купаются , то почему бы и мне пот не смыть? Я уж было собрался поставить моц под дерево и макнутся, но тут яростно против выступил Женя: яростно тыкая пальцами в мутную воду, начал пугать меня всякими вирусными болезнями, которые живут в этом проточном канале. Видя, что мя волнуют микробы в воде, переключился на наше отставание от графика, потом вспомнил короновирус и прочую ахинею типа дна не видно, спасателей нет и телефон не ловит связь. Шоб прекратить его стенания, и где-то глубоко в душе все же учитывая риск, решил не рисковать, а продолжать дорогу дальше немытым.
Но до парома мы не планировали ехать - кончились силы, кончился день. А потому и остановились под первым же кустом на окраине очередного огромного поля. К нашему огорчению, мы не одни в пустынной местности - вдали бегают какие-то собаки. Стая. Что-то ищут или кого-то ловят на окраине поля. Что тут делает стая собак в 40 километрах от ближайшего жилья? А может это уже совсем дикие собаки? Не хотелось бы встречи с ними.
Но до следующего возможного места ночлега уже нет сил и желания тянуть. Авось, обойдется. Из последних вечерних сил шумит дорога. Я дважды ехал по этой дороге года четыре назад. Тогда она была пуста - единичные машины. И асфальт был убитый. А сейчас это вполне комфортная шумная трасса параллельно Волге, которую мы не видим с этой дороги..
Мы отъехали от дороги полкилометра и стали лагерем в жиденькой посадке. В этой степной местности большие деревья редкость. Тх нет. Есть невысокий и иногда густой курстарник. Нам уже всё равно, - кустарник или деревья... Без разницы, какая это посадка - мы устали за этот беспокойный день. Нам важна лишь безопасность отдыха. Ставим палатки, готовим ужин. Оказалось, у нас не так уж много воды и совсем мало овощей. Огурцы-помидоры мы забыли купить в Волжском, когда перепуганные ехали следом за мотобатом через весь город. Да и не увидели в Волжском, где можно купить свежих и недорогих помидор. А вторая полторашка воды вылетела из под паука где-то на очередной яме в асфальте. Поэтому на ужин мы доели домашние продукты и выпили по последней чашке кофе. Воды на утро у нас не осталось. Интернета нет вообще. Мобильной связи тоже нет. Так что оставалось только лечь спать. Вдобавок к собакам, наш отдых портили охотники - неоднократные выстрелы из ружья периодически раздаются в паре километров от нас в сгущающейся темноте. Наверно, ночью на каких-то кабанов- волков косуль с фарами охотились, думал я, проваливаясь в глубокий сон.
День четвертый.
Эти же выстрелы в 4:00 утра меня разбудили. Наверно, те же самые косули-кабаны-волки-зайцы непрерывно толпами атаковали охотников и те с интервалом в одну-две минуты отстреливались от нападающих зверей. Дичи настреляли, наверно, сквозь сон думал я, на три Камаза. Разбудили меня. Вылажу из уютного спальника и выглядываю из палатки. Хм. Мёртвая, по моем понятиям дорога, ведущая непонятно куда, уже шумит. Светло, свежо, хорошо, тихо, если не считать редкие легковушки. И комаров нет. . Вдруг в утренней тишине - Бах - опять ружейный выстрел. Через 30 секунд снова -бах. Вздрагиваю, оглядываюсь в поисках бегущих охотников и убегающей дичи, - но никого нет. Нет даже вчерашних собак, что шарились на дальнем краю поля. Никого, кроме пролетающих по дороге машин нет. И снова - Бах - очередной ружейный выстрел. Я нервничаю Следующий выстрел. И ещё. А в соседней палатке, слышу, мирно сопит Женя. Видимо, ружейная пальба ему не в диковинку.
Ещё минут через 15, по частоте выстрелов, понимаю, что охотники стоят на месте и на нас охотятся не будут. Точка выстрелов не перемещается, а стоит на месте. Это хорошо. Но сколько же у этих 'охотников' патронов? Ящики боеприпасов? Явно за третью сотню уже было выстрелов за время нашей стоянки. Хм..
Мой сон уже ушёл. Но не выспался. Но залазить в палатку досыпать уже глупо. Потихоньку начинаю утренние хлопоты. Мимоходом вспоминаю, что сегодняшний день мне приснился монотонно утомительным. Посмотрим. Делю пополам остатки батона и консерву. Сегодня по плану из интересного у нас паромная переправа в город Камышин. А далее гонка до Саратова. Посмотрим что будет.
Вышли на трассу и покатились к неизвестному нам парому. Неизвестному потому что перед нами был выбор: две паромные переправы с интервалом в 70км. Одна через Волгу в Камышине, вторая в Бережновке - через приток Волги. На схеме ниже попытался показать дислокацию: первая переправа рядышком с местом ночевки в КАмышин, а вторая - на север порядка сотни километров через приток Волги в Бережновке.
Нам интересней переправиться по второй - через приток, чтобы бы по пыльной федералке на правом берегу не пилить до Саратова. Но работает ли переправа в Бережновке? Помнится, в прошлый раз она была закрыта. Я об этом писал в своих сказочках хранение.
Поэтому, чтобы не рисковать на остатках бензина, сворачиваем на ближайшую переправу к Камышину.
Пока искали правильный поворот к переправе, Женя обнаружил, что я пробил переднее колесо. Мдя. Сон про муторный сегодняшний день начинает сбываться. И как Женя заметил этот прокол колеса? Вроде мотоцикл и едет. Но если внимательно посмотреть, то колесо пробитое, пустое. И как он его заметил? Вот он геморрой на весь день - дырка в колесе. . Где его чинить где проверить где накачать? И главное, сколько дней уйдёт на починку? В этой местности, в центре России, на десятки километров ни одной шиномонтажки нет.
Шиномонтажка нашлась в Николаевске. Это что-то около 15-20 км назад. Спасибо Жене, - руководил действиями мастера от начала и до финиша. Указывал ему как чистить , Как снимать, как бортировать, куда мазать, куда и сколько дуть. В итоге так 'заремонтировал' пожилого мужика, что тот был рад, что от нас все же отделался. Даже денег с нас не взял за ремонт. Ремонт от момента обнаружения прокола до выезда из мастерской занял часа три. Неплохо. Как потом мы подсчитали, на пробитом колесе я умудрился проехать более сотни километров. Всё вместе (починка мотоцикла) мне обошлось в половину бензобака бензина - столько дополнительно, излишне "съело" пробитое колесо. Это аукнулось мне потом уже, после парома, когда на последних каплях бензина я еле-еле дотянул до ближайшей заправки.
Но тогда я этого ещё не знал.
Мы продолжили поиски парома.
В итоге наших метаний оказалось, что переправа через Волгу на Камышин нам в ближайшие четыре часа не улыбается - паром уплыл на обед, вернется не скоро. То есть этим маршрутом сегодня мы не то что до Саратова (триста км), а едва ли даже за Камышин сможем выбраться. Поэтому мы рванули на другой паром - в Бережновку.
Это тот вариант оказался чуть веселее. Паром работает. Он принадлежит частнику, который придерживаетя чёткого расписания. И даже, людей паром будет возить до последнего человека даже по темноте. И ближайший рейс через полтора часа. То есть, сейчас полтора часа в нашем распоряжении. Мы посвятили время купанию, обеду, прогулке по берегу, общению с людьми, фотографированию. Убивали время.
Время полетело, как говорится, незаметно, появился паром.
Еще двадцать минут и мы уже грузимся на старенькое, ржавенькое корыто. Цена этого аттракциона 350руб с мотоцикла. Продолжительность плавания "по морю" 15 минут, в течение которых я обнаруживаю что бензина у меня уже на нуле. Срочно расспрашиваю у соседей, где пополнить запасы живительной жидкости для железного коня.
Оказывается, в 20 км.
По факту же получилось все 35.
Выгрузившись с парома на пустом берегу (на фото выше видно) где ни людей, ни машин, никого... Паром высадил нас в "голую степь", в иной мир. Зато, мы "обнаружили" дождевую тучу, летящую на нас. Перспектива в жару оказаться промокшим насквозь была велика - дождевая туча была и низкой, и тяжелой. Ливень намечался серьезный. В нашем запасе до начала дождя было минут 15. Укрытия от дождя (написал выше) нигде никакого. Надо было попытатья убежать. И мы побежали, До самой бензоколонки мы гнали. Мотоцикл выиграл гонку - мы не намокли и выскочили из полосы дождя.
Методом пробы ошибок нашли живительный источник бензина. Он выглядел очень уныло и архаично - посреди вытоптанного травяного пятачка на бетонном постаменте высилась одинокая колонка времён советского союза. Рядом с ней чуть ли не фанерная будка, в которой миловидная женщина включила нам десяток литров бензина. Бензин здесь был по 45. В Новороссийске в это время уже 47 и галимого качества. А тут идеальный - моц на нем пер как в первый год эксплуатации. Позже я очень пожалел что не налил полный бак.
Поблагодарили, попрощались и вот мы снова на трассе. Нам очень повезло с переправой поэтому сегодня мы успевали пробежать мимо Саратова, при этом посетить место посадки Гагарина и музей стратегической авиации на окраине города Энгельса. Это важно, ибо мы заметили, чт о выбиваемся из графика. Нам надо торопиться, так что переправа через приток Волги нам здорово съэкономила и километраж и время.
Поехали. Места красивейшие. Тем паче, перед нами прошёл полосой еще один дождик, который окрасил яркими красками местность. Красивейшие изгибы дороги, временами выглядывает радуга, Волга, плёсы заливные луга, облака, игрушечные деревушки, опять красивейшие повороты на ровном асфальте, то тут, то там небольшие стада коров. Временами то ли холмы, то ли горы на горизонте, где-то тёмно-зелёные полоски лесов. Ухоженная дорога, по которой легко бежит мой мопед. Ну прямо альпийские красоты в Саратовской области. Душа такой красоты распахнулась и хотелось орать песни.
Не заметили, как добежали до указателя 'место посадки Гагарина'
Окультуренно, ухожено, современно, но заранее скажу, что мне этот новодел не понравился. В своей оценке учитываю хлопоты-труды чиновников, которые с одного советского памятника умудрились сделать две парковые зоны ( прогулочных места ) но, ещё раз, - они мне не понравилась. В них "залили" миллионы бюджетных рублей, но при этом потеряли историю и патриотизм, ради которых этот памятник изначально строился. Гагариным в этих местах пахнет весьма слабо. Ощущение подвига, сопричастности к космосу, к подвигу человека исчезло вовсе. Остались хорошие прогулочные дорожки (на фото ниже) неплохой wi-f (не воспользовались)i, прокат самокатов(весьма дорогой) какое-то ультрасовременное кафе, востановленный автобус за веревкой, вместо памятника первому космонавту. Закатанные в асфальт километры земли, огромные парковки на сотни мест, десятки видеокамерповсюду на столбах, пульты вызова полиции, а космоса и героя-человека, увы, нет.
А может оно и правильно? Зачем нам памятник событиям более чем полувековой давности?
А еще был обязательный общепит. Не будка с пирожками, а фундаментальный с конференц залом и охранниками. Как же без него можно почтить память покорителей космоса не пожрамши? Это кафе самое большое и значимое строение на месте приземления Гагарина. Сам Гагарин, то есть символический памятник , там, вдали, на фото выше - на окраине парковой зоны, белый памятник, что остался нетронутым реставраторами - влетающая ракета и скульптура косманавта. Спасибо, что его не убрали вовсе.
На фото ниже - одно из творений этого места - алея героев на заднем плане, за кафешкой, что справа не видна.
Место падения спускаемого аппарата это первая прогулочная зона с прекрасной видовой площадкой, с которой открывается шикарный вид на Волгу, заливные луга, окрестные деревушки.
Место приземления именно Юрия Гагарина на парашюте, это вторая парковая зона и прогулочная в трех с половиной километрах от первой.
Выше на фото - памятник покорителям космоса на отшибе у леса.. Когда-то я стоял около него, 5 лет назад. Тогда это был центр единого мемориала на окраине леса - участок 200 на 300 м. Мемориал был полностью посвящён космосу. Сейчас его разделили на две независимых зоны отдыха с велодорожками для жителей города Энгельса.
С чувством некоторого облегчения, через сорок минут осмотра я покидал это место. Больше сюда не вернусь - здесь нет космоса и истории страны, которой я гордился.
А пока, до захода солнца, нам хотелось бы добежать до музея стратегической авиации. Время оставалось мало, поэтому, чтобы не петлять, не тратить время на остановки и распросы аборигенов, я включил навигатор. По нему и поехали оставшиеся 40 км. Долго ли, коротко ли ехали с одной остановкой в Энгельсе (для покупки продуктов и воды), но в итоге навигатор нас довёл до нужного места. На экране телефона появилась надпись "0 м до цели" и "приехали о'кей". Гм. Заветным местом оказался пустырь за гаражами. Натуральный пустырь с высоченным, некошенным бурьяном, редкими кустами. Сгущающиеся сумерки. Людей нет. Темные тучи над головой. Перед нами только фронтовая дорога, ведущая от гаражей непонятно куда вдаль, в темноту. А еще есть надпись 'здесь музей стратегической авиации' на экране Моего навигатора. Искать музейные самолёты в сгущающейся в темноте мы не стали. Зато озаботились поиском хоть какого-то места для ночлега.
Если интересно, то
продолжение следует здесь.