Предыдущую вторую часть
можно читать тут.Рассказ веду про маршрут на север, что на рисунке ниже.
Предыдущую часть закончил на том, что поздним вечером мы очутились на окраине города Энгельса, куда нас завел навигатор по запросу "музей стратегической авиации". Чтобы было понятней, приколю схему города.
Немного обескуражены, но сумерки, комары и усталость требуют решительных действий. Поэтому начинаем искать место для ночлега. Отъехав га пару сотен метров от гаражей, нашли какую-то отворотку влево, раздолбанную настолько, что моя красавица в свете фар еле-еле смогла сьехать с дороги. Думал уже, что завязну в грязных лужах и комьях раскисшей земли. Но вдвоем смогли добраться до кустов, которые первоначально показались прекрасной защитой от любопытных глаз. Но мы недооценили сложность своего положения: ибо оказались на «военной территории» - повсюду белыми салфетками по зелёной траве были отмечены «заминированные» участки.
Еще раз подтвердилась истина, что остановиться на ночь надо по светлу. А иначе. Пока поставили мотоциклы на относительно «не заминированный» площадке и пошли искать иные кусты подальше, чтобы поставить палатки в не сильно засранном вместе, чтобы явно всю ночь не воняло гавном, и чтобы не видно было с дороги. Такое место нашли - вроде белых меток совсем мало. Но, всё-таки, поутру обнаружили, что пару раз всё-таки «подорвались» на экскрементах. В темноте то было не видно. Пришлось отмываться-оттираться.
Как потом оказалось, мы ночевали на загородной территории, где регулярно проводятся народные гуляния. Что-то типа не организованного парка отдыха, в котором не то что платных туалетов, но, даже, и пластмассовых bio горшков никогда не было. А мы естественно, 'выбрали' себе из всей территории именно участок, который использовался как отхожее место.
Ну, да это потом мы осознали. А пока, радуясь чистым квадратным метрам, срочно ставили палатки и разводили огонь под кофе. Вроде всё нормально. Дождя нет, комаров много, темнеет. Недалеко за кустами гудят самолёты, между кустами видно колючая проволока и плотный забор. Если какие-то часовые нас не прогонят отсюда, то все будет идеально. Сидя возле кастрюльки с кипятком, вдруг слышу, как из-за кустов ко мне приближается рёв самолёта. Над кустами в полусотне метров от меня проплывает кусочек киля самолёта со звездой. И вдруг струя горячих выхлопных газов задувает мою импровизированную печку и вовсю треплет полотнища палатки - это развернувшись на дорожке самолёт выхлопными газами задел наш лагерь. Всё заходила ходуном. Ругнувшись, заново поджигаю сухое горючее. Ночью, есно, фотографировать было невозможно, но по утру сделал пару кадров.
Через 10-15 минут новый борт тем же маршрутом выруливает на взлетную полосу. Наша «печка» уже затушена, но ситуация с проверкой прочности палаток повторяется заново. Потом ещё и ещё раз. Все потому, что мы остановились в створе взлётно-посадочной полосы аэродрома стратегической авиации под Энгельсом. Всю ночь они летали-садились над нами.
С одной стороны романтично, с другой непонятно почему угарными газами самолеты никак не могли разогнать комаров, которые всю ночь лезли ко мне в палатку через не застегнутую дырку в пологе. Так ночь и прошла - через каждые 15-20 минут взлетает садится ту-95. В промежутках между взлётами-посадками комары штурмуют моё убежище. Всю ночь ворочался, не мог заснуть, прятался от комаров под курткой и не мог понять, откуда они берутся. Незастегнутую молнию на пологе заметил только по светлу. Застегнул, очередной раз разогнал комаров, укрылся с головой и попытался заново согреться и заснуть.
День следующий.
Не выспался. Хотя под утро полёты прекратились. Помятый, покусанный и разбитый выползаю часов в 5-6 утра из палатки. Солнышко уже пригревает вовсю, самолёты затихли, комары улетели, воды опять нет, то есть умыться нечем. Ну, хоть на кофе осталось. Оглядываюсь. Красивая природа ярко зеленого цвета, а вокруг нас вместо цветов белые пятна гигиенических салфеток плотным ковром накрывают местность.
Мдя. Ночевка посреди сортира. На всякий случай, снимаю тапочки и надеваю сапоги. Хотя поздно. Женька тоже умудрился влезть в г**** и мои колёса ими испачканы и угол палатки умудрился поставить в кучку гавна. Зато посмотрели, как взлетают самолёты. Полёты начались в 8:00 утра, когда мы собрались покинуть наш 'приятно пахнущий' ночлег.
Всё таки, волнительное зрелище, когда громадная сигара стального цвета с выпущенными шасси, едва не цепляя верхушки деревьев, медленно проплывает над тобой. Очень волнительно. Ведь обычно их 'рабочая' высота - за облаками - около десяти. А тут спутной струёй чуть наши моцы не опрокидывает.
Летают.
И, дай им Бог, - пусть летают.
Ради этого зрелища низко пролетающих бомбардировщиков мы простили и забыли про ' заминированную' поляну.
И музей отсутствующий простили.
Хотя, въезжая в Энгельс, решаем всё-таки на всяк случай, чтобы, возможно, уличить вражеский гугл во лжи, расспросить аборигенов, где он находится. Ведь, не случайно же google публикует заманушные картинки музея, на которые мы купились. Почему-то все встреченные нами жители, едва ли не включая мамаш с колясками, были все в одинаковых синих военных комбинезонах. Оказывается мы на территории военного городка, который вплотную примыкает к действующему военному аэродрому. Вчера мы этого не заметили.
Начинаем «опрос». Четвёртый или пятый военный со звёздами капитана всё же «сознаётся», что музей есть, но мы в него не попадём. Хотя,.. если мы из 23-го региона (не местные), то может быть нам и выпишут пропуск в военной комендатуре из жалости. Мы в растерянности. Не ожидали такого поворота.
Но раз 2000км сюда мы проехали, то глупо не попытать счастья. Отряхнув в себя пыль и ошмётки г**** с сапог, пригладив слипшиеся под шлемом остатки волос, приведя себя более-менее приличный вид, изобразив на морде приветливую улыбку, иду на переговоры в указанное мне приземистое серое здание за старинным кованым забором.
Металлическая калитка. Через три шага металлическая клетка. За ней скрипучая железная дверь, за дверью ещё решетка. Глухое помещение с тусклым светом 50-и ваттной лампочки. Отделка комнаты в стиле пятидесятых годов. То ли Освенцим то ли гестапо. За решёткой двое караульных и их начальник. Через металлические прутья происходит диалог, в результате которого узнаю, что музей, таки да, существует на территории воинской части. Но он ведомственный, а потому допуск в него только для военнослужащих и членов их семей, проживающих на территории военного городка. И то, возможно лишь в специально отведённое для этого временя. Поэтому нам, - пришлым шпионам - лучше обломаться и уезжать отсюдова. Случайно проходящий мимо офицер званием повыше, видимо тоже поклонник мототуризма, пытается замолвить за нас мимоходом слово. Но бесполезно, - начальник непреклонен и не намерен отступать от буквы устава. На этом всё. Посещение музея стратегической авиации на этом закончено. Можем ехать дальше. Под любопытными взглядами десятка служивых людей в одинаковых в синих комбинезонах, мы гордо разворачиваемся и выкатываемся с территории военного городка.
Теперь нам на север. Но сначала нам нужна вода, чтобы помыть руки и, хотя бы, умыться. Рядом с нами протекает великая русская река, полная воды, но умыться нечем. Воды надо много - двумя полторашками не обойдемся. И пить охота - опять жара. Ладно, где-то воду найдем. Где-то АЗС встретится, на которой можно вдоволь поплескаться и наполнить бутылки. Нам ща предстоит проехать Энгельс, потом набережную, далее мост, опять набережную Саратова и выскочить куда-то в сторону Москвы.
Едем, озираемся по сторонам в поисках халявной воды.
Как Яндекс и обещал, территория Саратовской агломерации густо нашпигована военной техникой на постаментах. Этакая экономия на малых художественных скульптурных формах. Вместо скульптур здесь множество списанной техникой. Через каждый 200м то бронеавтомобиль, то пушка, то самолёт на постаменте. Это такая военизированная парковая зона вдоль реки. А ещё на въезде в военный городок были самолёты А ещё отдельно стоящие памятники Великой отечественной с военной техникой на пьедесталах. Созерцанием военного изобилия, было компенсировано наше не посещение музея.
Пропущу описание плутания по солнцепеку по развязкам Саратова. Мне оно показалось утомительным. А Женя бодрячком телепается сзади, подгоняя меня. А я устал и мне уже надоело. Поэтому случайная встреча с Олегом на окружной дороге и визит в его мотосалон мы восприняли как божий подарок. Спасибо ему, что остановился и пригласил попить холодной воды в его вотчине. Нам этот отдых был очень нужен. Так приятно было помыть руки и умыться. Выпить чашечку кофе, поговорить с людьми из мото темы, обменяться мнениями и координатами. В общем, спасибо что он есть. В таких случайных встречах и есть прелесть мототуризма. Ради этого общения мы отправляемся в путь.
Теперь воды у нас четыре полторашка и мы готовы покорить весь мир, а не только Териберку. Время улетает очень быстро, мы отстаём от графика, а потому очередной раз срезаем углы, выравниваем маршрут, чтобы как-то уложиться в запланированные сроки. Наш путь проселками через Зубову Поляну и далее на Владимир, где хотим посетить место гибели Юрия Алексеевича Гагарина.
Не хотелось бы ехать по плотно заселённой центральной части России. Но в этот раз выбора нет - время поджимает. Сегодня до нашей дневной нормы пробега еще порядка 400 км надо пробежать от Саратова. На наше счастье, солнышко уже не жарит, а выглядывает из-за туч это видно по фотографиям. Жара отступила, и ветерок временами забирается под куртку. Наша дорога уже не стратегическая а второстепенная районная поэтому часто гладкий асфальт сменяется ямочным ремонтом - мы то разгоняемся, то тормозим. А разбитых участков на второстепенных районных дорогах, по которым едем по РОссии много. В основном ямы на них не оч глубокие (не критические для моих колес), потому, помня свой предыдущий опыт, на таких плохих участках (коих, повторю, много на нашем пути) я не сбрасываю скорость, а наоборот, увеличиваю. Прохожу их на скорости без проблем - кочки "замечаю" через одну. А вот Женя... Женя ... .. оттачивает мастерство слалома. Это как бы хорошо - бережет моц, едет оч меджлено и аккуратно между колдобин - но оч утомительно для мя - стоять в конце разбитого участка и ждать, когда же он, интенсивно крутя рулем обьедет все ямы.
Иногда не выдержав, не жду его, а еду дальше. В таком случае разрыв между нами может достигает и 20минут. Не посмотрел в зеркало, проскочил, убежал вперед, а потом ждешь его, ждешь. А он не едет и не едет. Начинаешь волноваться - не случилось ли чего с ним? Уже начинаюь разворачить моц на поиски напарника, когда наконец-то на горизонте появляется одинокая фара. Наконец-то! Еще живой! Слав Богу! Все же одинаковый темп езды это немаловажно.
В таком разноплановом режиме до конца дня пробежали свою норму почти 500 км и начали искать место для отдыха не доехав намеченной Зубовой Поляны. Место ночлега нашли, но не очень удачно. Тут, на фото ниже, была первая попытка остановится. Но ни капли ровного места под палатки. Даже для мотоциклов ровной площадки не нашлось.
Пришлось потратить еще минут двадцать, пока нашли удаленную окраину поля. Со второго раза, среди огромных, бескрайних полей нашли островок зелени для себя. Получилось хорошо - и ветерок сдувал комаров и от дороги далеко.
Поставили палатки. Доели сало с помидорами. Хлеб доели, тот, что ещё взял из дома. Ни на что нет ни сил, ни настроения, ни интернета, - засыпаем мгновенно.
День следующий.
О том, чтобы выехать пораньше речь уже не идёт. Собираемся раскачиваясь, - не шатко не валко, едва к 8:00 утра выехали на дорогу. На трассе то ли сил нет крутить ручку, то ли солнце влияет, то ли общая наша расхлябанность в отпуске. Благо, что разбитая межрайонная дорога не способствует скоростной езде. Тормозим по всяким пустякам: то Женя дикую вишню нашёл и её надо всю обнести - недостаток витамин ощущаем. То я начну какую-то красоту фотографировать. Теряем время. Хотя по плану нам сегодня намечено добежать до места гибели Гагарина увидеться с Мишей, потом посетить музей в Черноголовке - время терять нам неразумно. Сегодня надо много надо успеть, но особого рвения всё выполнить у нас нет. Повторюсь, - второй день подряд какая-то вялость и усталость.
В середине дня звоню Мише насчет встречи. Оказывается, он на работе. И eхать к нам навстречу за 200 км после работы ему нет смысла. Помня, что памятник на месте гибели Гагарина год назад тоже подвергся большой переделке - не очень горю желанием смотреть новодел. Поэтому исключаем эту точку из наших планов, маршрут очередной раз выравниваем. Исключаем заодно и Черноголовку, на осмотр которой уйдет много драгоценного времени. Теперь у нас опять новый маршрут - мы едем строго на север в сторону Онежского озера через ивановскую область, Ярославль. Остаток дня превращается в рутинную гонку. Второй бензобак за день. Из развлечений - мелкие забавы - то разговор с ДПС, то заброшенные деревни.
Что интересно, до "заброшенной" Ивановской области, где только(!) по моим старым понятиям "существуют" заброшенные деревни еще ехать и ехать. Мы еще в Рязанской-Владимировской, а пустые деревни уже на нашем пути...
Останавливаемся, тратим время на осмотр брошенных деревянных домов вдоль дороги. Благо они прямо возле дороги - далеко ходить не надо.
Для нас это в диковинку - пустая земля и брошенные дома - такое в краснодарском крае крайне редко встретишь. А тут еще и в зарослях!
Дорога узкая извилистая, разбитая по заброшенным деревням. За очередным поворотом, скрытый деревьями вдруг появляется вполне сносный с первого взгляда дом с пустыми окнами. Непривычно.
Женя такую заброшку видит впервые, так что к осмотру домовладений отнесся со всей тщательностью и серьезностью.
Благо, его экипировка позволяет (закрыв плотно визор и надев перчатки) без ущерба лазить по колючим зарослям борщевика и крапивы. Вот для чего нужны защитные мотоботы!
Людей на многие километры почти не видно, зато леса с обоих сторон дороги стоят высоченной стеной. Наверно, в них уже и черника есть. Останавливаемся, проверяем - пока нет.
Внезапно появляется вывеска 'Гусь Железный' - большая деревня около дороги, над которой огромным пятном высится шпиль большого храма. Причем отворотка с трассы ведёт прямо к этой явно старинной церкви. Решаем полчаса уделить этому строению. Не пожалел - передо мной открылась ещё одна страничка истории становления металлургического дела на Руси.
Запарковав мотоциклы, обходим храм. Печальное зрелище. Он в самом центре села, на площади - церковь Троицы Живоначальной (1802-1868) напоминает, скорее, английское аббатство, чем православный храм.. Говорят, это потому, что набожностью суровый хозяин Гуся не отличался, что дало повод соседям даже подозревать его в принадлежности к масонству. Простонародье считало, что он продал душу дьяволу, потому и церковь «не православного» вида. После революции из храма изъяли ценности, потом был закрыт. В советские годы в храме размещались склады и торговали керосином. Рядом, в сотне метров усадьба хозяев Баташевых, которую видели, но до которой мы не доехали сотню метров. Раньше в ней был детский санаторий, сейчас - разруха.
Женю на мотоцикле на фоне храма видно?
А места тут живописные. Красивейшая река Гусь. Сейчас жалею, что не остановились (не знали ничего заранее - к вопросу, как надо готовиться к поездке) не посмотрели. Если повезет, то надо обязательно, не торопясь, как мы, поразмышлять о нашем отношении к старине сидя в парке. Сейчас же, на скору руку мы тока представляем, каково оно всё тут было 200 лет назад, когда братья Баташовы решили строить здесь свой очередной металлургический завод. Их чугунный завод был закрыт более ста лет назад. На его месте остались функционировать мастерские, производящие различные инструменты еще сотню лет спустя после закрытия. А сейчас и вовсе запущение. Борщевик выше человеческого роста везде где тока можно.
А каково до Баташовых было 'многоэтажное' строительство российских деревень в XVII веке? Как контрастировал эта высоченная церковь с окружающими домишками крестьян в 19-м веке? Сейчас наши отношения к братьям Баташовым как к героям, поднявшим Россию с колен. А каково было отношение к ним 200 лет назад? Как к кровопийцам и тиранам-эксплуататорам?
Едем дальше. Нам сегодня надо бы еще 300км до Иванова добежать. Но не смогли. Осилили только 200.
Прекрасный закат - мы начинаем искать место для ночлега.
Новая напасть - борщевик. В этом пустом краю с ним никто не борется, поэтому он выше человеческого роста. В его зарослях бы и остановиться - враг в таких кущерях нас не найдет.
Продолжение следует.