Писать о Ярославской области, как ни странно, довольно сложно. Потому как кроме великолепных и богатых на памятники городов типа Переславля, Ростова, Романова-Борисоглебска, самого Ярославля и т.д. здесь сохранилось великое множество довольно однотипных сельских и городских храмов ярославской школы XVIII в (реже XVII или XIX вв) - куб, увенчанный пятиглавием, и шатровая колокольня рядом. Храмы эти, конечно, заслуживают внимания, но их настолько много, что в какой-то момент начинаешь в них путаться. Поэтому, когда вдруг в обычном селе встречается нечто из ряда вон выходящее, это и удивляет, и радует одновременно.
Вышесказанное в полной мере касается села Курба (вотчины тех самых Курбских, из которых вышел бежавший в Литву и писавший оттуда Ивану IV язвительные письма, князь Андрей Михайлович), где сохранился один из интереснейших памятников области - пятиглавая Казанская церковь (1770 г) необычной 16-лепестковой формы и стоящая рядом с ней колокольня I пол. XIX в постройки. Несмотря на широкую известность, состояние памятников в Курбе просто удручающее - одно из худших в области (если принимать во внимание архитектурную ценность объекта). Но там и сам поселок, мягко говоря, не блещет благоустройством - одно из самых ушатанных мест, которые мне доводилось видеть в России.
А вот постройки Васильевского погоста, расположенного на противоположном от Курбы берегу речки Курбица в селе Васильевское, нынче приведены в порядок. Да и само село выглядит значительно опрятней Курбы. Здесь сохранился классический ярославский храм XVIII в (1793-1804 гг) - церковь Смоленской иконы Божией Матери, более скромный Спасский храм (1745 г), а также ограда и ворота XVIII в.
Курба. Уникальная церковь Казанской иконы Божией Матери (1770 г), руинированная церковь Воскресения Христова (1710 г), часовня кон. XIX в и колокольня I пол. XIX в.
По пути в Курбу нам попалось село Богослов. Отреставрированная церковь Смоленской иконы Божией Матери (1807 г) - типичный образец ярославской архитектурной школы. Пример поздний, потому колокольня не шатровая, а классицистическая.
Курба. Церковь Казанской иконы Божией Матери (1770 г) строилась тогдашними владельцами Курбы Нарышкиными.
Курба. Церковь Казанской иконы Божией Матери (1770 г) и часовня кон. XIX в.
Вид на Курбу со стороны Васильевского через речку Курбица. Васильевское, ворота погоста и колокольня кон. XVIII - нач. XIX вв.
Васильевское. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (1793-1804 гг). Внутри, пишут, сохранился очень аутентичный интерьер, но мы его не увидели, т.к. дверь была закрыта.
Васильевское. Церковь Спаса Всемилостивого (1745 г).
Васильевский погост. Комплекс Спасской (1745 г) и Смоленской (1793-1804 гг) церквей.
По пути в село Фалюково сделали остановку в старинном селе Новом, где посмотрели большую барочно-классицистическую церковь Троицы Живоначальной (1800 г), а также несколько интересных деревянных домов, украшенных прорезной резьбой.
В Фалюково стоит сделать остановку ради живописной речки Уейма, через которую перекинуты живописные подвесные деревянные мосты. Неподалеку отсюда находится уединенное урочище Архангельское, где с XV в существует храм Михаила Архангела. Нынешняя церковь (довольно большая для такой глуши) возведена в 1787 г, у нее даже интерьер сохранился, который мы, впрочем, почти не фотографировали, поскольку за нами по пятам ходила не слишком адекватная смотрительница.
Короткую остановку сделали в селе Дивная Гора у красивого храма Троицы Живоначальной (1674-1694 гг). А закончили этот день мы в Угличе, где, минуя центр, осмотрели барочную церковь Ильи Пророка (1753 г) в районе Золоторучье, расположенную на берегу Волги, с которого открывается прекрасный вид на центр города.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-Pwvu59B7BE_3pXtzZW4ABs-8aJNLTWpTWoM-C5w9D0R0A21KwlGUMEYUVVauHeM3biGEMqcadoINCo_d60PJR2exppepMKJ2T1xRe-lD_JuA4XAIYFUkk8RY3PM0Cmno6HNgeOXS5iKlsmS4kPkE4lIikXfu-fjdFUw7viQJbnvifsQX8b0SllyfNC8w9Vxn1wYKhymF6IbFjfjW1fJlVB9Q_Dv8EC7VzIYxexe3Q3jzHFZ1exzaWVb0eTD0jfMtiN0Bym-nnUUs6otBtm2L9DWtGhtpCB9INLfzwKeVrD3ScOGDePODpcVQVi6p092bl2IDQafNqY18G11zrjzBtZO3k9NbeemJJDhGTBgkAVESeEUpGZ7ndx13yx474uN807nbnzbIDQmt8Yq04_hGBeMIIoXpGvNOwCOLFftOQ7bJdG1p7zH7wF2E1OEplppAsBmuCEFB2jHMpuiGFDSGAFO2gSvnm8Xb4e8z7NRRORAd2ilOulp8iRL8dhaZ5ptEA8EMBWk8rFxzLTxmWPM7LYIA-Nhb4NlvBePBlx87MJj4jDvo9pa1g5LSTgnJ0L8atnpefUkesB7IB6oT6e6ny4f2FB84x3XqY28N5Zc=w1311-h983-no)
Новое. Новое село. Церковь Троицы Живоначальной (1800 г) и деревянные дома.
И опять Новое село.
Новое село. Тут тоже встречаются дома с надписями - не такие шикарные, как на
Селигере, но все-таки.
Фалюково. Подвесной мост через речку Улейма.
Архангельское. Церковь Михаила Архангела (1787 г), что в бору. Здесь никогда не было поселений, изначально небольшой храм был срублен в глухом лесу в XV в. Сейчас сюда проложен неплохой грейдер, а еще недавно пешком ходили.
Дивная Гора. Церковь Троицы Живоначальной (1674-1694 гг).
Церковь Троицы Живоначальной - яркий пример ярославской школы зодчества XVII в.
Троицкий храм обладает всеми достоинствами русского узорочья XVII в.
Золоторучье (предместье Углича). Церковь Илии Пророка (1753 г) основана статским советником Ф. Сухово-Кобылиным - предком изветсного писателя.
Набережная у церкви обустроена, а вид на Волгу прекрасен.
Вид на центр Углича от церкви Ильи Пророка в Золоторучье.