Интерфейс велосипедных манеток

Apr 18, 2014 11:43

Манетки - это такие штуки для переключения скоростей на велосипеде (викиВ обычном горном велосипеде их две: справа для переключения скоростей на заднем колесе (звёздочки там называются кассетой), слева - на той хуйне, где педали (на каретке). Манетки бывают разные, распространённый вариант: два рычажка ( Read more... )

Велосипед, Манетки, Интерфейс, Илья Бирман, Руки из жопы

Leave a comment

Comments 41

ejieji April 18 2014, 08:03:35 UTC
Механизм переключения на передней звездочке стоит внутри системы, То есть пружина тянет внутрь. На задней - наоборот.
Большим рычагом манетки ты взводишь пружину, натягивая цепь на бОльшую звездочку. Маленьким рычагом ты отпускаешь пружину, и цепь соскакивает на меньшую. Нельзя (ок, гораздо сложнее) сделать соскок с маленькой звездочки на большую. А так как к повышению скорости приводит увеличение звездочки впереди и понижение сзади, то мы имеем ситуацию, когда один и тот же рычаг на разных манетках приводит к разному результату.

Дизайном для людей в данном случае будет отсутствие переключателей (фикс) или неучастие пользователя в процессе переключения (автоматическая коробка передач).

Reply

ksoftware April 18 2014, 09:03:09 UTC
Автоматическая коробка - это выход в надсистему. Так можно додумать до того, что велосипеда вообще не должно быть :-)

Reply


alxt April 18 2014, 08:05:39 UTC
Справа можно. Есть варианты заднего переключателя, где пружина стоит в обратную скорость и "большим рычажком" (монетка одна, рычажка два) ты переводишь цепь на маленькую звёздочку. Что-то из самых дорогих серий.

Так что причины делать так, как есть, есть:
1. Манетки и переключатели- независимая сущность.
2. "Большой" нужен потому, что ты, фактически, руками двигаешь цепь плюс натягиваешь пружину. А маленьким- ты просто освобождаешь пружину на одинщелчёк.

Кстати, тот факт, что для переключения одной скорости на бОльшую звезду надо сделать движение в 3 раза больше, чем для задней- тебя не смущает? Или на этом переключателе такого нет?

Reply

ksoftware April 18 2014, 09:01:10 UTC
Смущает, но это уже издержки технологии, я понимаю, что у меня довольно простая система и я руками её двигаю. Это как в старых машинах, где шторка печки физически двигается усилием пользователя. В новых просто кнопочка.

Reply

alxt April 18 2014, 09:05:25 UTC
Ну АКПП всё же на велах редкость- вес экономится :)

В общем- все велосипедисты давно привыкли, никто не парится. Тратить деньги на разработку того, что ты хочешь- никто не будет.
Можешь http://velosamara.ru/articles/bajjker_koleni_minus_artrit поставить - будет всё "наоборот".

Reply


ejieji April 18 2014, 08:07:44 UTC
Разница в размерах как раз и обусловлена тем, что большим рычагом ты взводишь пружину - это большое усилие, справится только большой палец. Маленьким рычагом ты просто отпускаешь ограничитель.

Мозг калибруется на первом десятке километров.
Не такая сложная в обучении проблема, чтобы применять гораздо более сложные (дорогие, неудобные) инженерные решения.

Reply

ksoftware April 18 2014, 09:09:05 UTC
Видимо у меня неправильный не велосипедный мозг, я накатал уже 156, а всё никак. Ну то есть я научился быстро инвертировать и переключаться, но раздражает.

Reply

ejieji April 18 2014, 09:21:13 UTC
Мой тренер говорит: "Сначала закрепи навык, потом будешь анализировать, как он работает. Закрепление навыка через понимание происходит гораздо дольше". Практика показывает, что он прав.
Не во всех сферах это так, но, думаю, здесь как раз такой случай. Кажется, тело более пластично и нейронные связи для двигательных навыков устанавливаются быстрее, чем для мыслительных. Я так себе это понимаю.

Reply

valiullin April 18 2014, 09:16:25 UTC
Поддерживаю. Дизайн адекваден. Прикольно ещё маленьким рыжачком сбрасывать сразу несколько скоростей.

А горный велосипед должен быть как Т-34, эффективный, простой и ремонтопригодный. В походе, где в радиусе 40 километров нет никого, мне будет похуй на интерфейс, главное ремонтопригодность.

Reply


ext_438429 April 18 2014, 08:13:08 UTC
Я чё-то пока не открыл сезон, не помню, что куда переключается. Но у меня должна быть такая же система, и интуитивно получается переключаться куда надо.
Запоминал так, что стрелка, которая скорость показывает, она, например, на увеличение идёт по часовой. И ту манетку, которая поднимает передачу, нужно толкать тоже по часовой. Наверное, на разных системах вот эта штука, которая текущую скорость показывает, может быть по-разному сделана (стрелка сверху или снизу приделана, или вообще ездит не стрелка, а штука под ней).

Reply


ejieji April 18 2014, 08:30:37 UTC
Есть хорошая книжка "Современный велосипед", из неё я узнал что современный байк - это очень навороченная по технологиям система, чуть ли не каждый болт запатентован, имеет несколько вариантов у разных производителей, прошел долгий эволюционный путь в борьбе между ценой и качеством. Куча технологий, куча инженерных решений, сплошная конкуренция. Много маркетинга конечно ( ... )

Reply

ksoftware April 18 2014, 09:09:18 UTC
Спасибо за книжку.

Reply

ejieji April 18 2014, 09:28:16 UTC
книжка по большей части для веломехаников, но там есть несколько теоретических глав хороших.

Reply

valiullin April 18 2014, 09:19:37 UTC
О, спасибо за наводку.

Reply


Leave a comment

Up