Давно скачала "Свалку" Стивена Долдри, потому что его
"Билли Эллиота" я регулярно пересматриваю,
"Жутко громко и запредельно близко" мне тоже понравилось, и на основе этих двух фильмов я вывела для себя типаж долдриновского мальчика, который как крапивинский мальчик, только не крапивинский. А еще обнаружила, что
"Чтеца" тоже Долдри снял, - обнаружила с удивлением, потому что руки режиссера совсем не узнала. "Свалку" же хотела посмотреть, потому что там тоже главные герои подростки, да еще в нетипичных для Долдри декорациях "страны третьего мира", которая оказалась просто Бразилией.
Ну, что сказать - и тут уже можно предположить эмоциональный окрас отзыва. Опять-таки с изумлением поизучала годы создания фильмов, предполагая, что качество продукции должно как-то соотноситься с режиссерским опытом... Но нет, Карл: "Свалка", рассказывающая о том, как четырнадцатилетний парнишка, трудящийся на свалке, находит в мусоре бумажник, за которым начинают гоняться полиция и другие ищейки, - самая поздняя работа режиссера из всех виденных мною - и самая клюквенная и ходульная, прямо очень сложно представить, что у руля стоял тот же человек, что снял тонкого "Билли Эллиота". Агитка с лозунгами с точки зрения посыла, а к развитию сюжета можно как-нибудь относиться, предварительно отключив критическое мышление. Я была так удивлена этими аспектами, что даже не испытывала финский стыд, а просто наблюдала за перипетиями и фамильярно думала "ну ты, Стивен, даешь".
Но тут есть одно большое "но". Или даже два: во-первых, снимать детей Долдри умеет, и в общем-то не так важно, какую дичь творят герои: на них просто приятно смотреть, приятно наблюдать за тем, как трое пацанов подзуживают друг друга, участвуют в авантюрах и иногда решают повыяснять, кто тут альфа. А во-вторых, Бразилия в кадре прекрасна даже несмотря на тот факт, что действие в основном развивается на свалке, повсюду мешки мусора, воды местной речушки желты от грязи, и вообще нищета демонстрируется запредельная. Конечно, "Свалка" рифмуется с
"Городом Бога", и даже некоторые актеры участвуют в обоих фильмах. Музыкальное сопровождение тоже отличное: то рэпчик, то зажигательные бразильские ритмы, то что-то динамичное интернациональное, а несколько раз мне казалось, что саундтрек написала "Оргия праведников" (хотя тут, конечно, маршрут обратный, это ОП вдохновлялась музыкой Южной Америки). И местный колорит хоть ложкой ешь или лопатой греби, и это тоже повышает привлекательность фильма.
Короче, проведя два часа на "Свалке" и даже не морщась от агитационного компонента, я с невольным уважением думаю: все же надо уметь так снять пургу, чтобы смотрелась она бодро, красочно и, не побоюсь этого слова, с симпатией. Но фильмец, пожалуй, с компа удалю.
К отзывам на фильмы