Отличный фильм про подростка из шахтерского селения, который хотел танцевать балет и шел к своей мечте вопреки всему, а пунктов "вопреки" набиралось много: категорическое непонимание со стороны отца и брата, по мнению которых мальчик должен заниматься боксом или футболом, но никак не танцульками; бедность (в шахтерском городке и минимальному достатку взяться особенно неоткуда, а если на дворе еще и забастовка, то тем более проблема финансов и романсов усугубляется); отсутствие каких-либо жизненных перспектив, потому что городок - дыра дырой, где и заниматься-то нечем, кроме ежедневного спуска в шахту вместе с товарищами по несчастью...
Однако и в таких условиях люди живут, и в их жизни есть место дружбе и товариществу, предательству и одиночеству, взаимной заботе и невниманию друг к другу, поиску призвания и долгу, отсутствию взаимопонимания и все-таки достигаемому единству... В общем, много всего умещается в два часа фильма, и это умещающееся, надо сказать, иногда бывает довольно внезапным. Помимо всего прочего внезапным для меня оказалась эпизодическая нецензурщина в кадре, в том числе из уст ясноглазых детишек, но с другой стороны для детей чернорабочих они еще мало ругаются; однако в целом перевод и дубляж отличные.
Снято кино, на мой взгляд, великолепно, как и все у ВВС: ребятишки в типично английской школьной форме, каменные клетушечки-дворы, двухэтажные, но, несмотря на этажность, страшно тесные домики с трубами, холодное море и зеленые мягкие холмы под низким небом - просто Честертон как он есть; глядя на экран, я вспоминала, с какой любовью он описывает в своих произведениях эти лишенные ярких красок незамысловатые пейзажи. Картинка сочная, фактурная, атмосфэрка замкнутого социума на отшибе весьма насыщенная и слегка леденящая душу (хотя иногда и согревающая ее) - прелесть, очень нравится мне такое. Некоторые художественные приемы режиссера типа внезапного исчезновения персонажей из кадра ставили меня в тупик (оправданным подобный финт мне показался только в финале, когда с его помощью показывают скачок во времени), и, если бы не они, то с технической стороны придраться было бы вообще не к чему.
Что до актеров, то мальчишка, исполнитель главной роли, классный, однако особенно мне понравился Гари Льюис в роли отца Билли, простого работяги и сурового мужика, который, возможно, не умеет проявлять эмоции, ибо думающему только об угле шахтеру это умение ни к чему, но тем ценнее те моменты, когда кажется, что его сейчас кондратий хватит от бушующей внутри бури чувств. Джули Уолтерс, которую я знаю как суматошную актрису на пенсии из
"Уроков вождения", хороша в своем амплуа экстравагантной дамы. Актриса, сыгравшая дементную бабушку, напугала меня выражением старческого безумия на морщинистом лице, и некоторое время я переживала за ее умственные способности, хотя тут надо скорее радоваться силе способностей актерских.
А особенно понравилась мне реалистичность всего происходящего: во-первых, ВВС в принципе умеет воссоздавать нужную атмосферу (в данном случае - атмосферу середины восьмидесятых, когда разворачивается основное действие), а во-вторых, киношный балет в Лондонском театре - это точь-в-точь те британские балетные постановки, с которыми я имею дело по работе. Никакой клюквы, очень здорово сделано.
Ну и еще я горда тем, что, считаю, углядела аллюзии на Вацлава Нижинского, о котором неоднократно читала статью в Википедии и как-то раз - воспоминания его сестры, по-моему. Прямо дико культурной себя от этого почувствовала.
К отзывам на фильмы