Стать инструктором: побочные эффекты

Aug 28, 2015 23:53




- Сегодня ты будешь рулить и взлетать сам. Ну и пилотировать. А я в идеале делаю только посадку.
- Серьезно?! Но это всего лишь мое второе занятие!
- И сколько я тебя должен катать? Нет, в принципе я не против, я знаю одну девушку, у которой 500 часов налета и ни одного самостоятельного вылета. Если ты хочешь быть как она...
- Нет, нет, я слушаю!
- Давай поговорим о некоторых нежелательных эффектах. А в полете я покажу тебе пару упражнений, чтобы ты их почувствовал.



Итак, с двигателем и органами управления связаны некоторые побочные эффекты, которые усложняют пилоту жизнь. От них никуда не денешься, поэтому нужно знать, как они работают и как с ними справляться. Таких эффектов много, но мы займемся сегодня самыми главными.

Несколько серьезных сюрпризов произойдет прямо на разбеге перед взлетом, к ним нужно быть готовым.
Когда ты дашь взлетный режим, самолет потянет влево!
Почему? Винт крутится по часовой стрелке и создает воздушную струю, которая закручивается вокруг самолета и натыкается на вертикальный стабилизатор. У него большая парусность и самолет разворачивает влево.



К тому же, винт тянет нас не строго вперед. Лопасть, которая опускается, дает больше тяги, чем та, которая поднимается. Самолет хочет уйти влево еще сильнее. Что делать?
Смотреть вдаль и удерживать самолет на осевой линии. Для этого нужно дать правую ногу - отклонить руль направления вправо.



Скорость начнет расти, а вместе с ней и эффективность аэродинамических рулей. Поэтому по мере разгона ты это отклонение потихоньку будешь уменьшать. Сначала будешь уделять этому много внимания, но с опытом научишься дозировать ногу идеально и делать это не задумываясь.

По этой же причине пока запрещаю тебе делать touch & go самостоятельно. Ученик, перегруженный посадкой, торопится дать взлетный режим, забывает об эффекте винта и вспоминает о нем, когда самолет уже вынесло с полосы. Иногда, даже если на борту есть инструктор, он не успевает вмешаться. Поэтому пока только полная посадка, руление на старт и взлет.

Кстати, на советских самолетах винт вращается против часовой стрелки и тогда все наоборот, яки уходят вправо.

Приходит шеф-пилот Мишель:
- Что у вас сегодня? Второе занятие? В такую погоду? Ну ладно, с симулированным учеником я тебя отпускаю. Давай, ученик, попарь его как надо, хаха. А ты, инструктор, слушай сюда: ты должен быть безупречен! И даже безупречнее, чем безупречен. Все, что ты делаешь, ученик скопирует. Ты проскочишь через вшивенький стратус - ученик полетит сам и с полной уверенностью влезет в кумулонимбус, да потом еще скажет, что его так научили. Счастливо, птенчики!



Ученик правда решил меня попарить. Рулит, как корова на льду. Отвлекает меня пустыми разговорами. В чеклистах перепрыгивает через пункты и меняет их местами. Сразу становится понятно, что он там, конечно, пусть себе чеклисты читает, но ты сам должен читать их досконально, иначе все очень быстро уйдет из-под контроля.

На взлете напоминаю про ногу и все получается неплохо. Самолет с оси не уходит, взлетаем чистенько, техника тангаж-режим-триммер усвоена. Но на высоте 500 футов ученик вдруг бросает штурвал, достает телефон и начинает фотографировать. Хочется дать по шее, но не положено :)
- Что такое?
- Там мой дом, хочу снять!
- Слушай, если тебе нужно проверить телефон или сделать фотку, я не против, НО в самолете в каждый момент кто-то один должен осуществлять пилотирование, так?
- Угу.
- Сейчас это делаешь ты. Ты можешь отдать мне управление, для этого есть специальный протокол, сдал-принял-отпечатки пальцеу. И только когда ты отдал управление, можешь отвлекаться!
- Угу, извини.

- Ок, давай посмотрим на нежелательные эффекты рулевых поверхностей. Допустим, ты даешь правую ногу. Самолет разворачивается вправо по оси рыскания, "блинчиком".



Левое крыло проходит большее расстояние, чем правое. А значит двигается быстрее, создает больше подъемной силы и поднимается вверх. Самолет сам начнет крениться, хотя ты его об этом не просил! Эта фигня называется индуцированный крен: движение по оси рыскания вызывает движение по оси крена! Теперь обрати внимание на вот этот прибор, видишь, шарик съехал в сторону?



Это значит, что полет несимметричный. Воздух обтекает нас неравномерно. Полет лучше и безопаснее, когда обтекание симметричное, шарик в центре.

- Ладно, допустим, ты хочешь положить самолет в крен, как ты будешь это делать?
- Штурвалом, элеронами.
- Все так, дай-ка я тебе сконфигурирую самолет. Давай, шуруй штурвалом, поведи вправо, потом влево, потом опять вправо. Ну как?
- Гыыы, штурвал веду вправо, а самолет разворачивается влево и наоборот! Все не так!
- А на шарик обрати внимание. Он гуляет где угодно, только не в центре. Этот эффект называется обратное рыскание. Смотри, допустим ты хочешь развернуться, ведешь штурвал вправо.



Левый элерон опускается. Правый поднимается. Если посмотреть на крыло сбоку, ты увидишь, что опускающийся элерон (розовый) создает намного больше сопротивления набегающему потоку, чем поднимающийся (голубой). Значит при крене вправо, левое крыло тормозится сильнее и самолет стремится развернуться влево. О каком там симметричном обтекании говорить, конечно шарик уплывает!

Как с этим всем бороться? Запомни, сопряжение органов управления! Повел штурвал вправо, дал правую ногу. Смотрим, шарик лежит в середине, самолет разворачивается симметрично туда, куда нам надо. Красота. Все счастливы. А несимметричные виражи могут быть очень опасны, но об этом в другой раз.

- Хорошо, еще один побочный эффект тебе покажу и достаточно. Хоп, я убрал режим мотора, что происходит?
- Эээ самолет опускает нос и вправо пошел.
- Почему?
- Ну опускает нос, потому что тяги нет, подъемной силы стало меньше.
- А вправо почему?
- ???
- Помнишь, что на взлете было? Убрав тягу ты этот эффект аннулировал! А что будет, если я сейчас дам взлетный режим?
- Полезет вверх и влево!
- Все правильно. Как с этим бороться? Очень просто. Какой твой курс? Вон на тот лес. Так и держи. А еще держи свой тангаж, ты уже достаточно чувствуешь управление, чтобы справиться. Даю взлетный режим... ррраз. Так, тангаж крейсерский держи, крылья ровно, шарик в центре, режим, триммер. Молодец! Понял?
- Да!
- Устал?
- Устал.
- Домой дорогу найдешь?
- Эээээээ
- Ничего :) Все в порядке, воооон туда разворачивайся, я тебе покажу.

Предыдущая глава | Следующая глава

летать!, fi, рисунки, летная учеба, стать инструктором, michel

Previous post Next post
Up