Стать инструктором: первый полет

Aug 21, 2015 17:33



Первые сеансы - самые важные. Поэтому на них мы будем концентрироваться особенно.
И самый первый - самый важный. Это твоя визитная карточка.
Вот пришел человек. Мясник Вася. Жена подарила ему на день рождения полетать на самолетике. У тебя есть пятнадцать минут на то, чтобы:
- объяснить базовые органы управления самолета и базовую технику пилотирования
- дать введение в организацию кабины и приборы
- показать предполетный осмотр
- объяснить технику руления
- рассказать план вылета
- ответить на вопросы
Не день, не час, 15 минут максимум! А информации много. Самая большая ошибка - перегрузить ученика еще до того, как он сел в самолет.


Что именно рассказывать и насколько подробно - прикладная психология, все зависит от твоей способности сходу чувствовать человека.

Например, мясник Вася пришел развлечься. Значит только база: штурвал от себя, домики больше, штурвал на себя, домики меньше.
Пришел, например, симмер. Не надо вообще ничего объяснять. Ему самому не терпится тебе объяснить. Потерпи, выслушай, как он сажает Конкорд на авианосец, ответь на вопросы и он будет счастлив.
Пришел человек, который собрался учиться на линейного пилота. Дай ему пинка по полной, пусть делает все: предполетный осмотр, чеклисты, руление, даже связь пусть попробует сам установить. Отдай ему столько работы, сколько он сможет взять. В идеале тебе останется только взлет и посадка.

Толкаю короткий брифинг.
- Мишель, сегодня ты мой ученик?
- Так точно!
- Идем к самолету.

- Человеческий фактор - хитрая штука. Как ты думаешь, какой ученик опаснее, хороший или плохой?
- Хороший.
- Да! Он будет все делать правильно, усыпит твою бдительность и тогдааа... Конечно, виноват будешь ты. Безопасность - ответственность каждого. И она во всем, в каждом шаге.

Оглядываюсь по сторонам, далеко ходить не надо. Стоит самолет, в нем ученик. Это значит, что он закончил осмотр, готов к вылету, ждет инструктора. Подходит Вал, отличный опытный инструктор, машет нам рукой, поднимается в самолет. Стоп, стоп, стоп, я должен вмешаться!
- Эй ребята, предполетный осмотр кто делал?
- ... я, а что?
- Так с колодками и полетите?
- Спасибо!



С реальными учениками первый полет в такую погоду, естественно, не летается. Но мы сегодня будем симулировать хорошие визуальные условия :)

Взлетаем. Рот у меня не закрывается, нужно объяснять и показывать все, что происходит в кабине и снаружи. У ученика пока нет situational awareness, т.е. понимания пространственного положения и обстановки вокруг самолета. Но формировать навык видеть "полную картинку" нужно как можно раньше. Покатушечнику от этого просто становится интереснее. А человеку, который будет учиться дальше, этот навык будет совершенно необходим.

- Сейчас мы выйдем из зоны аэродрома, немного уйдем в сторону от мест интенсивного трафика и я отдам тебе управление. Готов?
- Ага.
- Отдал.

Ученик робко берет штурвал.
- Твой самолет сейчас стабилизирован. Он летит сам. Посмотри внимательно, тебе нужно очень четко запомнить расстояние между капотом (или твоей приборной доской) и горизонтом. Это означает, что самолет летит прямо, не снижается и не набирает высоту.



- Можно, например, вытянуть руку перед собой и измерить пальцами расстояние. Сколько получается?
- Два пальца.
- Вот это расстояние называется тангаж. Запомни, чтобы твой самолет летел ровно, тангаж - два пальца. Что мы сделаем с капотом, чтобы перевести самолет в набор высоты?
- Поднимем наверх.
- Точно. Нормальный тангаж в наборе - положить капот на горизонт. Попробуй.



- Отлично. Самолет пошел вверх. Что происходит, когда ты едешь на велосипеде в горку?
- Надо педалить сильнее.
- Здесь та же история. Посмотри, скорость у нас падает, чтобы самолет тянул, нужно добавить режим.
Ученик двигает ручку газа на миллиметр вперед. Понятно, это неточность моего объяснения.
- Режим в наборе высоты - полный газ.
Ученик выставляет правильный режим.

- Запомни, тангаж-режим. Они всегда будут идти в связке. И менять ты будешь их именно в этом порядке. Так. Самолет набирает высоту. Ты чувствуешь усилие на штурвал? Рука не устала? На брифинге я говорил тебе про триммер. Усилие надо снять. Усилие на себя, значит и колесо триммера ты тянешь на себя. Ррраз. А теперь отпусти штурвал. Видишь, тангаж самолета не изменился, значит он стриммирован правильно!
Запомни навсегда: тангаж-режим-триммер!

А теперь верни самолет в горизонтальный полет. И не стесняйся говорить вслух.
- Тангажрежимтриммер.
- Да, все так, но не надо спешить. Ты еще не установил тангаж, а уже дергаешь газ и сразу триммер. Давай спокойно и по порядку. Ты пока еще не уловил крейсерский тангаж. Ничего, давай я тебе его нарисую маркером прямо на лобовом стекле. Вот эту линию положи на горизонт.
- Тангааааж, есть! Режиииим. Триммер!



- Отлично. Обрати внимание на компас. Это наш курс. Попробуем развернуть самолет. Сначала мы поворачиваем голову в сторону разворота, сканируем пространство вокруг самолет, вслух произносим: "безопасно". Потом выбираем ориентир вдали, на который мы развернемся, штурвалом мягко создаем крен и ждем. Когда ориентир перед носом, мягко аннулируем крен. Давай направо.
- Смотрю, "безопасно", повернем вон к той башне, креееен... ииии крылья ровно.
- Отлично. Посмотри на наш курс. Циферки стали больше. Так будет всегда. Разворот вправо - циферки увеличиваются. Влево - уменьшаются. Это же правило работает и для дизайна кабины. Крутишь ручечку вправо - циферки увеличиваются. Например, на автопилоте, на gpsке, везде. Ну что, переведи самолет в снижение.
- Тангаж, режим, триммер!



- Прекрасно! Ты приведешь нас к аэродрому, затем я возьму управление и сделаю посадку сам.
- Спасибо! Так интересно! И совсем не трудно! Я приду летать еще!

Предыдущая глава | Следующая глава

летать!, fi, рисунки, летная учеба, стать инструктором, michel

Previous post Next post
Up