В связи с содержанием предыдущего поста, где я рассказывала, как акула на наших глазах охотилась на голову ската, у всех возникает вопрос, а что с купанием? Можно ли вообще купаться в этих райских местах? Естественно, возникает этот вопрос в первую очередь у нас, живущих в этом жарком климате, где в метре от тебя плещется манящий теплый океан, а в четырехтах метрах кормятся рифовые акулы.
Ответ на этот вопрос определяется здравым смыслом, пониманием особенностей поведения акул и общим отношением к жизненным рискам.
В совокупности рисуется следующая картина. Почти во всех тропических океанах у берега есть вероятность появления акул. Как правило, это небольшие, чаще всего рифовые акулы, длиной полтора - два метра, в точности такие, которые были представлены на фотографии. Как бы цинично это не звучало, но часто опасность определяется степенью сытости акулы. Человек не входит в пищевую цепочку акулы, почти все укусы совершаются по ошибке, акуле не нравится наш вкус, укусив один раз, акулы морщатся и уплывают, что, конечно, только отчасти успокоит укушенного, но все таки сильно влияет на статистику. В середине океана гигантские шестиметровые и более акулы, которым не просто набить брюхо ввиду их огромных размеров, скорее всего могут польститься на жертву кораблекрушения, к тому же истекающую кровью. Но вблизи берега сытая маленькая акулка в здравом уме не станет нападать на человека, когда вокруг кишит подходящая ей по размерам прекрасная еда.
Опасность нападения акулы (случайного укуса), конечно же есть, как есть опасность нападения бешеной собаки и падения сосульки на голову. Но если сравнивать опасность нападения со статистической возможностью автомобильной аварии, повлекшими ущерб для здоровья, то второе в сотни раз более вероятно. Я думаю, что какой-нибудь туземец, живущий на диких островах, где в море водятся акулы, попав в город, придет к однозначному убеждению, что все его жители - потенциальные самоубийцы.
Я думаю, аватарка туземца выглядела бы примерно так :)
Если представить себе что наш туземец мог бы оставлять гневные комментарии в жж приверженцев жизни в городах с детьми, которые осмеливаются сажать детей в эти ужасающие консервные банки, которые врезаются друг в друга на каждом шагу (именно так он бы написал в комментариях, приведя в качестве доказательство соответсвующие ссылки из ю-тюба), то наш туземец непременно попытался бы потребовать у соответсвующих органов призвать жестоких родителей-горожан к ответственности. Но, туземцы не живут в городах, не пишут в жж и не склонны призывать кого-то к ответственности, поэтому доминирующей и правильной считается точка зрения горожан.
Дабы у читателей не сложилось впечатление, что я занимаю крайнюю позицию туземца, хочу подчеркнуть, что я обожаю автомобили, мои дети любят большие города, где мы перемещаемся с использованием всех видов транспорта, а по Питеру и окрестностям я разъезжала во время своего визита в Росиию на подвернувшемся автомобиле Ока, на котором я также возила и детей, ой, сейчас напишу нечто страшное, без автомобильных кресел (ну, может пару раз:).
Но, мы отвлеклись от темы акул.
За историю существования этой бухты, которая хранится в памяти местных, не было зарегистрирована случаев нападения акул на человека. Акулы приходят в определенное место в определенное время ( тогда, когда рыбаки привозят рыбу и начинают выбрасывать рыбьи отходы в воду).
Здесь рыбаки обычно чистят рыбу, и сюда, прямо к понтону, где все оставляют свои лодочки, приходят акулы.
С точки зрения большинства людей, это неправильно, потому что притягивает акул в бухту. Но местные продолжают купаться на двух пляжах, расположенных в пределах километра от места подкорма акул.
Мы долго думали, разговаривали с местными и яхтсменами, которые живут здесь много лет, и решили, что будем купаться, но осторожно. Возможно, вероятность нападения один на миллион, и нужно сильно омрачить карму, чтобы быть тем миллионным укушенным, но на всякий случай, когда кто-то купается, другой стоит на палубе и обозревает окрестности. Вода вокруг прозрачная, у акулы есть возможность видеть, что происходит и кто находится в воде, но все-таки, береженого Бог бережет.
Мы также общались с местными рыбаками, которые ловят рыбу на скалах с подводным ружьем, что, по идее, является самой большой провокацией акуле, которая, как говорят, чувствует каплю крови на территории в квадратный километр. Раненая рыба очень быстро привлекает внимание акул, поэтому правильным считается сразу же поднять в воздух подбитую рыбу, которая висит у охотника на стреле. Если не успеть это сделать до того момента, как акула заинтересовалась рыбой, то велика вероятность, что нарисовавшаяся акула попытается ее забрать, и здесь, особенно если вода мутная, есть некоторая вероятность, что хищник может слегка промахнуться в попытке схватить рыбу.
Мы даже слышали и другую точку зрения, что, дескать, пойманную рыбу нужно прижать к телу, и тогда акула не решится ее отобрать, потому что человек слишком опасный конкурент. Но такая тактика нам кажется несколько, скажем так, самонадеянной.
Что касается скатов. В местных водах широко представлено два вида скатов: огромные, подчас двухметровые манта райя и манта леопард. Вчера когда мы на пляже и под моим присмотром было аж трое детей (помимо моих девочка с французского катамарана), Ксюша закричала, что увидела ската. Дети плескались совсем рядом с берегом, и я быстро вынула их из воды. Рядом отдыхала пара местных, и я подошла к ним, расспросить по поводу ситуации со скатами.
Дело в том, что в Панаме, где мы провели несколько лет, скаты, спящие в отлив близко к берегу, представляют реальную опасность. В этих краях существуют очень высокие приливы (в районе шести метров), а в отлив и на мелководье вода может уйти в море на несколько сотен метров. Соответсвенно, скаты, которые мирно засыпают на глубокой воде, в момент отлива оказываются лежащими в нескольких метров от берега. А так как они могут закопаться в песок или глину, то человек, который заходит в воду, рискует не заметить метровую животину и наступить на нее.
В этом случае острым хвостом перепуганный скат наносит удар, который является очень болезненным для человека. Нога распухает, яд поднимается вверх, постепенно страшное жжение и сильная боль охватывают ногу. Местные говорили, что в таком случае следует опускать больную ногу в горячую воду, которая снимает боль и помогает нейтрализовать токсины, а само место укуса натирать лимомном. В течение нескольких часов сильная боль проходит, но остается рана, след от которой может сохраниться надолго.
Когда мы в Панаме купались в местах, где могли быть скаты, то поначалу взрослый (чаще всего Макс) аккуратно заходил в воду, шуруя перед собой длинной палкой, которая должна была разбудить и отогнать скатов. Только после этого шли купаться дети и я.
Возвращаясь к вчерашнему купанию. Местные французы заверили меня, что здесь скаты не наносят удара хвостом. Они также не имеют склонности спать рядом с пляжем, ведут себя очень острожно, и стараются людей к себе не подпускать. Плюс к этому здесь отсутствует феномен больших приливов и отливов.
А еще на острове Нуку-Хива есть бухта, которая славна тем, что там живут огромные двухметровые миролюбивые манта-райя. Народ ходит в эту бухту для того, чтобы поплавать с этими красивыми дружелюбными существами, которые имеют здесь статус дельфинов.