дом с солнцем

Feb 18, 2018 23:44

Мой друг Нёбель в инстаграме устроила игру - моёархитектурноесвидание называется, - и я обещала написать про дом с солнцем.

Я увидела его в первые дни переезда в Варну - прошлась по своей улице в сторону Музея, и узрела это диво.


- Вот же кто-то торт себе отгрохал, - сказала я. - Весь в рюшечках! - и тут заметила солнце.


Эта глумливая добрая физиономия превратила для меня барочные украшения здания - в полноценное художественное высказывание. Понятно, что я остановилась поразглядывать - и тут уже увидела второе (в глубине двора) крыльцо с полукруглым эркером, никак не конфликтующим с угловым фасадом, и барана, и ангела, и герб с львами. И поспевающий виноград тоже увидела (оказался сладкий).




- Интересно, кто его такого построил и кому, - спросила я в никуда, потому что и предположить не могла, что через пару лет попаду учиться к Християну Облакову.
И теперь знаю, кто построил эту вдохновенную ржаку.
Был такой человек - Никола Лазаров, и жизнь его начиналась не очень весело. Он родился в 1870 году, то есть ещё при турках: от османской власти Болгария освободилась в 1878. А за год до того турки повесили Ивана Лазарова, отца Николы, за противодействие власти. Никола остался сиротой, как пишут все исследователи его творчества. Учился сначала в родном Карлово, потом - закончил гимназию в Пловдиве, потом в Софии работал чертёжником, собирая деньги себе на учёбу; собрал, уехал в Париж - проучился два года - вернулся в Софию зарабатывать на продолжение учёбы. Талантливый был как чёрт, работоспособный - как два таких, амбициозный - огонь; в общем, незабываемый юноша. Попал в список претендентов на княжескую стипендию, получил государственную стипендию, снова уехал в Париж - и доучился.
Привёз обратно в Софию не только страсть к французскому барокко и французскому же модерну, но и умение их сочетать. Основал первое в Болгарии частное архитектурное бюро. Строил настоящие дворцы, уникальные и незабываемые. Был прозван Софийским архитектором. Здорово изменил лицо столицы - и не только её, вообще лицо Болгарии. Строил много, проектировал - ещё больше: стране, пять сотен лет пробывшей под турками, не досталось красоты европейского Средневековья, а османское барокко было уничтожено после Освобождения; так что Болгария добирала своё с жаром человека, дорвавшегося наконец до дела всей жизни.
В Варне Никола Лазаров оставил несколько дворцов.
В частности - мой любимый "Дом с солнцем", о котором я, к стыду своему, пока мало что знаю. Это начало двадцатого века. Тогда уже потихоньку начинали носить другое; но Николе Лазарову никто был не указ, он как был мастером французского сецессиона, так и остался строителем дворцов по всей стране; и воля ваша - а в его зданиях мне барокко видится больше, чем модерна.



Это здание - на углу того же квартала, называется "Патрицианский дом". Тоже Никола Лазаров по заказу Александра Васильева, мэра города с 1912 по 1915 год. В то время это был самый край города, начало болгарского квартала; сейчас - самый центр, у Археологического музея. Там собиралась вся городская элита - а надо понимать, что аристократии крови в Болгарии не было, турки постарались и вырезали всё; так что элита - это те, кто на средства родителей - купцов, торговцев, виноградарей, древорезов, иногда юристов, - уезжал учиться за границу и возвращался домой фигачить новую страну, совсем свою.
В 1918 году это здание Александр Васильев переоборудовал под военную больницу, которую сам и содержал. Три войны подряд - Первая Балканская, Вторая Балканская, Первая мировая, - временно заострили в городе вопрос больниц. Затем раненые выздоровели (или ушли в мир иной); город построил Окружную больницу (тогда находившуюся за городом, а ныне - в его центре); а Варна стала Черноморской Ниццей, большим курортом, которому, кроме Морского казино, грязелечебницы, водолечебницы, курортных домов, гранд-отелей и купален - нужно было место и для культурного отдыха. Тогда варненцы наконец достроили Драматический театр (тоже по проекту Николы Лазарова). А чуть позже Карел Шкорпил, Добри Христов и Христина Морфова устроили всегородскую лотерею - и собрали достаточно денег, чтобы выкупить "Патрицианский дом". В нём устроили культурный центр - музыкальные, театральные, книжные вечера, - именно зесь родилась идея ежегодных музыкальных состязаний - то есть международный фестиваль "Варненское лето" родился именно в этом доме 23 июля 1926 года. А позже, при социализме, это место стало библиотекой.
Дворец в Евксинограде, царскую резиденцию, тоже Никола Лазаров строил, между прочим. Вот в этом видео довольно много его домов.
Отличался Никола Лазаров не только талантом и работоспособностью, но и потрясающей несговорчивостью. Нынешний стейк-хаус, ресторан DiWine - тоже его проект:


Заказчик очень просил эркер на фасаде.
Архитектор отказал наотрез, сказав, что эркер в общий абрис здания не впишется.
Тогда заказчик очень попросил балкончик на фасаде.
Архитектор отказал ещё резче, сказав, что балкончик нарушит общий замысел.
И отбыл на другой объект, в другом городе.
За строительством присматривал заказчик. И он же уговорил местных строителей приделать к фасаду здания ну хотя бы французское окно.
Вернувшись принимать объект, Никола Лазаров увидел самоуправство заказчика, разорвал с ним отношения, перестал разговаривать - и отказался подписывать проект. Не удивлюсь, если ещё и оштрафовал - за нарушение концепции.
Я как человек, который допиливает под заказ любую собственную модель, а в разработке новой переделывает и переделывает, стараясь максимально воплотить идеи заказчиков, рассказываю эту историю с восторгом и возмущением: вот же чёртов гений! Мои друзья художники говорят, пожимая плечами: ну да, так и надо, это нормально.
А о том, как Никола Лазаров Драмтеатр принимал, я вам в другой раз расскажу. Это тоже история!

Допматериалы:
О Патрицианском доме
О жизни и творчестве Николы Лазарова

ходи-смотри, истории разных времен, #моёархитектурноесвидание, местное

Previous post Next post
Up