Красноярский трамвай. Откуда и куда? Часть 4. В старое трамвайное депо за летописью

Jan 23, 2011 00:46



Впервые мысль о посещении предприятия «Горэлектротранс» и трамвайного депо посетила после уточнения d_a_y_x статуса трамвайной линии, сворачивающей с проспекта Красноярский рабочий слева от цирка в сторону улицы Вавилова: не маршрут, а путь в депо. Затем были предположения по поводу того, располагалось ли там именно трамвайное депо или же только мастерские по ремонту и техническому обслуживанию трамваев. Стало понятно: поход за исчерпывающей информацией, по той самой линии за цирком, необходим. Незадолго до Нового года он состоялся.



Справа цирк, прямо здание бывшего шелкового комбината (позднее «Шелен»), слева, ближе к улице Вавилова, территория муниципального предприятия города Красноярска «Горэлектротранс».




 
Слева от ворот такой вот домик. Очевидно, в прошлом проходная. Сегодня что-то вроде вахты. (Здесь же (надо же) разместилась производственно-коммерческая фирма «Полюс» - штампы, оперативная полиграфия.)


 
Справа оставшиеся от старого ограждения массивные кирпичные, покрытые штукатуркой, столбы, типичные для ограждений 50-х.


 
Улыбчивый мужчина из домика весьма доброжелательно поинтересовался целью моего визита. И позволил пройти на территорию разглядывать старое здание управления Горэлектротранса.


 
Торец административного здания. Каков же фасад - было очень любопытно.


 
Это и есть территория первого трамвайного депо, построенного в 1958-м году, и трамвайного управления, организованного тогда же. Здание управления построено в то же время. Оно необычно сочетанием административной части и собственно помещением депо, куда заходили трамваи. Последнее примыкает к административному помещению по всей длине. На снимке, в правой части торца здания, видны высокие железные ворота. 

Кажется, уже все здания постройки 50-х с классическими фасадами, подобными этому, расположенные вдоль главной магистрали правобережья, известны. Но это, по причине его размещения на огороженной территории предприятия, можно было вообще никогда не увидеть. Если бы не d_a_y_x














 
Вид с другой стороны.


 
Здесь также видны огромные металлические ворота.





 
Интересная деревянно-металлическая деталь над воротами. Если с ее помощью эти ворота открывались-закрывались, то непонятно, каким образом…


 
Обойдем здание. (Освещение изменилось - в лучшую, с художественной точки зрения :) сторону.)





Вид с улицы Вавилова. Не подумаешь, что с другой стороны весьма презентабельный фасад. С этой стороны у здания абсолютно промышленно-складской вид.

Уже этот первый визит доставил мне массу положительных эмоций от общения со специалистами предприятия. Вам знакома ситуация посещения общественного места, например ДК, предназначенного специально для горожан, для проведения досуга, где вам не рады? Вы видели строгие глаза вахтера в фойе, например, ДК, вопрошающие «что вы хотели»? Я, увы, столкнулась с таким и не так давно. Это места, где по определению должны радоваться (если не искренне, то хоть в соответствии с должностными обязанностями) каждому посетителю. А здесь, где люди заняты своей непростой работой, с тобой абсолютно все приветливы! Было бы не удивительно, если бы было не так: все же работают люди, и предмет их деятельности не сторонние посетители. Но нет, АБСОЛЮТНО ВСЕ ПРИВЕТЛИВЫ. СПАСИБО!
Молодой мужчина на машине остановился возле меня и спросил, чем меня заинтересовало это место. Узнав о моем желании подробнее узнать о трамвайной истории города, адресовал в службу энергообеспечения к одному из опытнейших специалистов Квицинской Нине Георгиевне. (Спасибо Вам! К сожалению, не спросила Вашего имени.) Нина Георгиевна, обаятельнейшая женщина, отличающаяся прямо-таки сценической тембром удивительной красоты низкого голоса, ответила на кучу моих вопросов, изредка прерываясь на деловые телефонные звонки. Пришлось подслушивать. И наблюдать за собой: то, как эта женщина профессионально и решительно-делово (этим своим красивым голосом!) говорила с кем-то о троллейбусных электрических сетях, проводах, кабелях, вызывало у меня эстетическое удовольствие. Нина Георгиевна сделала несколько звонков и для меня, после чего разложила по полочкам, где, у кого и какую информацию я могу получить.

В следующий раз, спустя пару недель, сотрудники отдела кадров познакомили меня с летописью предприятия, а Халима Касимовна Бурдаковская поделилась своими воспоминаниями и отношением к своему делу и предприятию (прекрасным отношением!) и подарила два богато иллюстрированных буклета, вышедшие к 50-летию трамвайного и троллейбусного движения в Красноярске. В последних и представлена хронология основных событий истории электрического транспорта города. (В буклете о красноярском трамвае охвачены 1958 - 1990 годы.) Издания можно посмотреть в краевой библиотеке.






Здесь же представляю подробную

летопись трамвайного движения 1958 - 2000 гг.

1958 год
1 мая по проспекту им. газеты «Красноярский рабочий» на участке Предмостная площадь правобережья - Крастэц протяженностью 9,5 км открыто трамвайное движение.
Единственный маршрут обслуживало 19 поездов, из них 10 четырехосных вагонов типа МТВ-82 и 9 поездов из двухосных вагонов типа КТМ-1, КТМ-2.
Для технического обслуживания и ремонта подвижного состава построено трамвайное депо мощностью 25 вагонов по ул. Вавилова, 2 (ныне здание предприятия).
Для энергоснабжения построена двухагрегатная тяговая подстанция № 1 на ртутных разборных выпрямителях мощностью 1200 кВт. Построен диспетчерский павильон на конечной остановке Крастэц для руководства движением.

1961 год
17 октября открыто трамвайное движение по коммунальному мосту через р. Енисей. Правобережье города было связано с левобережьем трамвайной линией протяженностью 3,25 км.

1962 год
Построена и введена в эксплуатацию тяговая подстанция № 6 трамвая. 1963 год
Построена вторая очередь трамвайного депо по ул. Вавилова. 2. Мощность депо доведена до 50 вагонов.
Построена и введена в эксплуатацию трамвайная линия Предмостная площадь правобережная - ХМЗ (Химико-металлургический завод - k) (по ул. Матросова) протяженностью 1,6 км.

1966 год
Построена и введена в эксплуатацию трамвайная линия «проспект им. газеты «Красноярский рабочий» - завод Сибэлектросталь» по улице Мичурина протяженностью 1,9 км.

1967 год
Построено и введено в эксплуатацию трамвайное депо № 2 по ул. 60 лет Октября мощностью 150 вагонов.
Построено оборотное кольцо у ХМЗ.
Построена и введена в эксплуатацию трамвайная линия «Крастэц - Шинный завод» протяженностью 1,8 км.
Построена и введена в эксплуатацию тяговая подстанция трамвая № 4.

1971 год
Построена и введена в эксплуатацию трамвайная линия «улица Мичурина - трамвайное депо № 2 по ул. 60 лет Октября» протяженностью 5,4 км.

1973 год
Построена и введена в эксплуатацию трамвайная линия для отстоя вагонов по ул. Корнетова протяженностью 0,2 км.

1975 год
Построено и введено в эксплуатацию оборотное кольцо на конечной остановке трамвая Крастэц протяженностью 1,08 км.

1976 год
Построено и введено в эксплуатацию здание диспетчерской по ул. Перенсона.
Построены и введены в эксплуатацию мастерские службы пути для обслуживания 100 км трамвайных путей.

1977 год
Построено и введено в эксплуатацию профтехучилище СПТУ-56 на 800 мест.

1978 год
Построена и введена в эксплуатацию трамвайная линия «Крастэц - химкомбинат «Енисей»» протяженностью 1,6 км.
Построено и введено в эксплуатацию здание диспетчерской у химкомбината «Енисей».

1979 год
Построено и введено в эксплуатацию здание диспетчерской «Крастэц».

1983 год
Построена и введена в эксплуатацию трамвайная линия «ул. Мичурина - пос. Черемушки» протяженностью 5,6 км.
Построено и введено в эксплуатацию оборотное кольцо «переулок Физкультурников» протяженностью 0,22 км.

1984 год
Построена и введена в эксплуатацию двухагрегатная тяговая подстанция № 24 по проспекту Красноярский рабочий.

1986 год
Построена и введена в эксплуатацию тяговая подстанция № 15.

1987 год
Построен и введен в эксплуатацию полигон для обучения водителей трамвая и троллейбуса по ул. 60 лет октября.

1990 год
Построена и введена в эксплуатацию трамвайная линия (2-я очередь) «пос. Черемушки - пос. Энергетиков» протяженностью 1,8 км.
Построено и введено в эксплуатацию здание диспетчерской «Энергетики».

1992 год
Построено и сдано в эксплуатацию здание авто-гаража на 25 спецавтомашин по ул. Вавилова, 2.

2000 год
Построена и введена в эксплуатацию 1-я очередь трамвайной линии «Октябрьский мост - перекресток ул. Взлетная» протяженностью 1,163 км.



транспорт, Кировский район Красноярска, Красноярск

Previous post Next post
Up