Красноярский трамвай. Откуда и куда? Часть 3. Мотаня

Jan 20, 2011 23:54


Публикации о красноярском трамвае, их обсуждение оставили много вопросов и белых пятен в истории этого вида транспорта в нашем городе. Собственно, мы с вами вместе, дорогие читатели, обнаружили противоречия, сформулировали загадки, создали поисковые задачи, решение которых должно позволить нам увидеть судьбу красноярского трамвая более связной. Часть из них мы решили в процессе совместного поиска. (Чего стоил обмен версиями по поводу снимка, на котором отражена укладка трамвайных путей - непонятно, где и непонятно, когда!) Часть - так и осталась в подвисшем состоянии. Поэтому за разъяснениями я отправилась в Горэлектротранс и в трамвайное депо. Помощь, которую мне оказали их сотрудники, превзошла все ожидания. А главное - отношение работающих людей к краеведу-любителю! Настолько отзывчивы были те, с кем мне довелось общаться, настолько контактны, добры и цивилизованны. С каким пониманием они отнеслись к моим вопросам! Это, как говорится, дорогого стоит.



Этот пост и несколько последующих будут интересны прежде всего читателям предыдущих материалами о трамвае. Именно им будет понятно, почему тот или иной момент не пояснен.

Кстати, а ведь трамвай в Российской империи был вторым, после конки, официальным государственным общественным транспортом. Конка появилась в 1860-м, а трамвай спустя 20 лет. Затем появилось такси (1907 г., Москва), а только после него курсовой автобус (1922 г., тоже Москва), троллейбус в России появился в 1933-м (отсюда).

На правобережье нашего города трамвай пришел на смену другому рельсовому транспорту - паровозу с несколькими вагонами, который ласково окрестили Мотаней. (Вот так и хочется с большой буквы ее по имени величать.) С этой преемственности мы и начнем закрывать белые пятна. Впрочем, в этом вопросе выяснить все пока не удалось - судьба 4-х трамвайных вагонов Субботина, директора Красмаша, раздобывшего их еще в 1935-м, пока так и осталась неизвестной. А ведь именно они непосредственно связывают трамвайную историю в Красноярске, начавшуюся в 1958-м году, с более раним паровозным сообщением. Но! Уважаемая френдесса agnez1 прислала снимки Мотани! Фотографии предоставлены музеем Красмаша. Ольга, вот наконец, мы с Вами их показываем!

На фото: паровоз на территории завода, на разгрузке (стройматериалы?). Скорее всего, 30-е или 40-е годы: заводские корпуса в лесах, завод строится.

Мотаня ходила с 1935 года, и в этот период, похоже, паровоз перевозил и грузы, и людей, это следует из воспоминаний: «рабочие садились прямо на пол, усеянный остатками извести, цемента и угля. Женщины с трудом забирались в вагоны без подножек». (Начало воспоминаний смотрите в первом посте о трамваях.) Изначально путь использовался для подвоза к ВЭС (электростанции Красмаша) угля от станции «Злобино». В 30-е паровоз возил людей от затона и 2-го строительного участка Красмашстроя (район современной улицы Вавилова приблизительно от ТЮЗа до Торгового центра) до заводоуправления Красмаша.


А вот этот снимок - просто сокровище: настолько он информативен. Мотаня на остановке напротив заводоуправления Красмаша.

Здесь уже другие, пассажирские, вагоны. Да и паровоз тоже другой. Это 40-е годы: дома, на фоне которых остановилась Мотаня - это Красноярский рабочий, 42 и 40, между современными остановками "Школа" и "ДК им. 1 Мая". (Гимназия № 7 (прежде школа № 15) расположена как раз за этими домами. Правда, приблизительно до 1991 г. в здании гимназии, которое стоит ближе к домам, находилась вечерняя школа.) Построены эти дома были, думаю с 1943-го, когда заработала ТЭЦ-1, по 1946-й. Ведь они возводились для ее работников. 22 января 1947-го газета "Красноярский рабочий" опубликовала фотографию этих двух зданий:


 
Вдали слева видны, очевидно, трубы электростанции Красмаша (ВЭС), что недалеко от берега Енисея. Еще левее и ближе угол двухэтажного дома, также принадлежавшего КрасТЭЦ, существующего и ныне (Юности, 19).


Ближайшие два дома - это они. Следующий дом, желтый, частично семиэтажный, был построен позднее.
Маршрут Мотани в 30-е - 40-е от 2-го участка не был прямым, это не путь, соответствующий современному проспекту Красноярский рабочий. Паровоз шел к улице Семафорной, а затем сворачивал влево перед территорией завода, проходя, таким образом, по современным улицам Измайлова и Волгоградской. Но мы же можем увидеть его путь! И опять же благодаря Ольге Подборской, руководителю музея лицея № 11 (школы № 40) (которая является автором этого поста в большей мере, чем я, ибо основная информация в ее материалах!), и музею Красмаша.


1935 г. Стройкрасмаш. Ситуационный план. Фрагмент

Нет цены этому снимку. Для изучения истории правобережья Красноярска его можно считать одним из базовых визуальных материалов. Стрелками показан путь Мотани от Затона через 2-й участок до заводоуправления Красмаша. (1-й и 2-й строительные участки обозначены соответствующими цифрами в кружке).

Еще не раз буду обращаться к этому плану.

Если посмотреть на соответствующий участок современной карты города, легко можно увидеть участок первого пути Мотани. Это часть улицы Корнетова - улица Измайлова - улица Волгоградская:



Позднее Мотаня ходила до РайТЭЦ и до химкомбината (пос. Технический). Весной, если все сложится благоприятно, мы с Вами получим возможность увидеть проездной билет, по которому можно было проехать на Мотане :).

По-другому поезд называли «Таня-Мотаня», очевидно, потому что он относился к паровозам серии «Т».  А вот что означала здесь буква «Т», трудно сказать. До реформы нумерации паровозов в 1912 г. буквой «Т» обозначали товарные паровозы. Этой же буквой обозначали тип маневровых паровозов, которые назывались танк-паровозами. Вот здесь дается такое веселое определение этого типа паровозов для чайников: «танк-паровоз, это не танк с трубой, работающий на угле, а паровоз без тендера (тендер - специальный вагон для перевозки топлива для паровоза).  В этой разновидности железнодорожных локомотивов, необходимые для работы вода и топливо хранятся в специальных емкостях, называемых танками. Отсюда и танк-паровоз».

Эта же буква использовалась для обозначения тендерных паровозов серии «Т» американского завода Портер (работали на Мурманской железной дороге).

Рассматривая фотографии Мотани, танки (они обычно располагаются в передней части паровоза симметрично с обеих сторон) не обнаружила - думаю, танк-паровозом она не была. Хотя, могла бы быть. А может, именно первый паровоз, использовавшийся в том числе и для перевозки людей, был таким (?). У тех же паровозов, которые мы видим на снимках, наоборот, позади, перед вагонами, угадывается тендер.

«Таня плюется», говорили, посмеиваясь, пассажиры, потому что труба паровоза выбрасывала жирную сажу, оседавшую на лицах и одежде. Предположение, что все же танк-паровозы использовались для перевозки людей, возникает еще и в связи с железнодорожным жаргоном. Паровоз серии Т (очевидно, все же типа Т - k) (танковый, т.е. без тендера), использовавшийся в депо для маневров с холодными локомотивами (постановка на поворотный круг, загонка в стойло, и т. д.) на ЖД-жаргоне называется «Татьянкой» с весьма нелицеприятным признаком-определением перед именем, означающем отсутствие тендера сзади. (Это словосочетание использует Александр Остапович Авдеенко в первой части своего автобиографического романа «Я люблю», написанной в 1933-м году.) Тоже Таня, Татьянка. А может, это просто совпадение…

Как всегда, жду Ваших дополнений, рассуждений и предположений.

транспорт, Красмаш, Кировский район Красноярска, Красноярск, Ленинский район Красноярска

Previous post Next post
Up