Первичным практикам по созданию артефактов не только не может быть свойственен технологизм в современном понимании (весь основанный на психологически автоматизированной каузальности), но и магия представлена в них лишь в своем зачаточном виде. Хотя, возможно, за этим зачаточным видом и скрывается наиболее чистая и действенная ее (магии) форма. В психологическом аспекте, аналогом здесь может служить т. н. «детская магия» непонятные и нерациональные с обыденной точки зрения «колдовские» действия, призванные неким неосознанным магическим образом изменить реальность. Здесь смутное преддверие вопроса «а что будет, если...» развивается до бессознательной убежденности, что если проделать определенные манипуляции с неким предметом, то это желательным образом изменит и другие вещи или обстоятельства, никоим образом непосредственно не связанные с предметом манипуляции. Впрочем, атавизмы магического сознания у детей или не изучались, или рассматривались в иной плоскости (М. Мид). Примечательно, что взрослые, которые в упор не видят магических
( ... )
[54]Не связывая, разумеется, свои наблюдения с феноменом когерентности, А. Валлон пишет: «Синкретизм, противопоставляется анализу и синтезу, представляющим собой две взаимодополняющие операции... Синкретизм ребенка остается чужд этому двойному движению расчленения и воссоединения... Ему часто кажется, что все находится во всем, что он может переходить от чего угодно к чему угодно... Ребенок живет в своего рода неопределенной и постоянной метаморфозе» (Валлон А. От действия к мысли. Очерк сравнительной психологии. М., 1956. C. 202-203
( ... )
Comments 2
Reply
Reply
Leave a comment