Leave a comment

Примечания kraj_terem April 29 2012, 08:56:54 UTC
[54]Не связывая, разумеется, свои наблюдения с феноменом когерентности, А. Валлон пишет: «Синкретизм, противопоставляется анализу и синтезу, представляющим собой две взаимодополняющие операции... Синкретизм ребенка остается чужд этому двойному движению расчленения и воссоединения... Ему часто кажется, что все находится во всем, что он может переходить от чего угодно к чему угодно... Ребенок живет в своего рода неопределенной и постоянной метаморфозе» (Валлон А. От действия к мысли. Очерк сравнительной психологии. М., 1956. C. 202-203).
[55]Изменение политической системы как следствие гибели бабочки, случайно раздавленной охотником, который отправился на машине времени в мезозой, - это все же художественное преувеличение, хотя и, разумеется, изящное.
[56] Иванов В. В. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М., 1918. С. 113.
[57] Обнаружение этого обстоятельства в свое время подвигло А. Бергсона заняться критикой рационального интеллекта и его гносеологических возможностей. Она разворачивалась, правда, в плоскости чисто философской, а не теоретико-культурной. В этом смысле высказывание Гераклита «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» - нечто гораздо большее, нежели трюизм житейской мудрости.
[58] Как-то некий бедуин невзначай сказал сидевшему с ним за столом европейцу, что у того забеременела сестра. На недоуменный вопрос, откуда ему это известно, бедуин ответил: «Ну, посмотри, как ты кружку держишь!»
[59]Древнейшие из таких меток относятся к ашельской эпохе. Это известные в большом количестве насечки, штрихи, кривые или пересекающиеся линии, углубления, пятна краски и т. д. Отсутствие подобных меток в олдувае может быть объяснено не отсутствием причин их появления, а тем, что роль первичных меток с предельно размытым и синкретичным полем денотаций играли все те же сбитые галечные камни. В целом история становления культурного времени, отраженная в календарных метках палеолита, - отдельная и весьма обширная тема.
[60] В данном контексте рациональность означает основанность на причинно-следственных отношениях и ничего более.
[61] Древний шаман входил в запредельный мир с величайшей осторожностью, прекрасно зная, что в нем можно и чего нельзя делать. Нет у него также и иллюзий по поводу меры своих возможностей. Вот поразительный пример из этнографии: некая деревенская старушка отказалась исполнить для фольклористов старинные народные песни о весне на том основании, что дело происходило осенью, и «звать весну» было не положено. В этой связи чрезвычайно показательно то, что мотив достижения власти над миром (не меньше!) возникает только в европейской магической традиции, не встречаясь более нигде и никогда.
[62] См., напр.: Clark J. D. Africa in prehistory: Peripheral or paramount? // Man. 1974. Vol. № 2. P. 190.
[63] Так анализ рабочих краев орудий из Пенинджа вывил окаменевшие частицы древесного происхождения - фитолиты, свидетельствующие о практике обработки дерева (см.: Dominguez- Rodrigo M, Serralonga J., Juan-Tresseras J., Alcala L., Luque L., Woodworking activities by early humans: a plant residue on Acheulian stone tools Peninj (Tanzania) // Journal о! human Evolution. 2001. Vol. 40. № 4. P. 289-299.
[64] Впрочем, идея о том, что магическими предметами не может пользоваться кто угодно, встречается и в народных волшебных сказках: так, к примеру, злодей никогда не летает на ковре- самолете.
[65] Например, боевые топоры в Трое II (2400-2200 до н. э.) и многое другое.

Reply


Leave a comment

Up