Классическая музыка как средство угнетения и социальной сепарации

May 24, 2018 21:58

Забавная статейка на фейсбуке:



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10156600692121122&set=a.10150139289031122.307507.535191121&type=3&theater

Скопирую, пожалуй, текст, во избежание.

Гоша Кожевников пишет в своём замечательном канале t.me/goshagoesdancing о том, как классическая музыка влияет на бездомных и становится инструментом социальной сепарации:

Около входа в Бургер Кинг на Маркет Стрит (Сан Франциско, США) денно и нощно звучат произведения Баха и Вивальди. Плей-лист подобран, чтобы отпугивать попрошаек и бездомных, толпящихся у входа. Местные не без радости замечают, что с тех пор, как администрация Бургер Кинга начала врубать классику, все карманники и нищие ушли в другие места, закутавшись в спальные мешки.

Рекомендацию проигрывать в публичных пространствах Брамса, Шуберта и других композиторов представителям заведения дали в Обществе по развитию районного благоустройства (CMCBD). Их, в свою очередь, вдохновила на это Лондонская подземка, которая с 2005 г. начала включать на станциях классическую музыку. Так планировалось снизить уровень антисоциального поведения. В итоге количество мелких краж в метро уменьшилось на 33%, а вандализм на 37%. Практика живо распространилась по миру.

Устрашение заблудших классической музыкой широко применяется в общественном транспорте США. Классика играет на остановках и вокзалах: пассажиры покупают билеты на поезда под барочные симфонии, они же звучат в залах ожидания на автобусных станциях. Власти города Коламбус (Огайо) с помощью классики даже смогли прогнать с центральных улиц драг-дилеров. В общем способ успел доказать свою эффективность.

В научных работах на эту тему пишут вещи очевидные - классика содержит культурный код, который противен большей части представителей социальных низов, поэтому они предпочитают удалиться в другое место. Все это превращает музыку не в объединяющую силу, а в инструмент наказания и социальной сепарации. То есть музыка возвращается к своим самым первоначальным/первобытным функциям: помогает удерживать контроль над территорией.

Например, зоологи предполагают, что одной из основных функций птичьего пения был не только поиск партнера, но и сохранение территориальных прав. В ходе экспериментов установили, что птицы предпочитают не залетать на местность, где проигрывается чужое пение.

Конечно, есть мнение, что классика просто пробуждает в людях гуманизм несовместимый с хулиганством. Но эта версия больше походит на необоснованный идеализм. В любом случае классическая музыка давно стала маркером элитизма из-за сложности ее восприятия. Индивид должен потратить много времени и денег, чтобы научиться по достоинству ценить ее. Следовательно, она приятна ограниченному количеству людей и звучит угрожающе для остальных. И тут важно понимать, что речь не идет о коротких вставках в рекламе, а о цельных и длинных произведениях.

В конце текста приводится ссылка на оригинал статьи: https://lareviewofbooks.org/article/bach-at-the-burger-king/, но перевод суть передает верно, хотя и сжато.

Очень забавно. Я вот тоже давно замечаю, что музыка - инструмент угнетения и сепарации. Только обычно она действует наоборот: приходишь куда-нибудь, а там попса орет. Милая сердцу бедненьких социальных низов. Плюешь и уходишь, чо.

Кстати, шо характерно, целевую аудиторию "Бургер Кинга" классика почему-то не распугивает. Хотя заведение это совсем не илитное. То есть среднего небогатого американца классика совершенно не трамвирует (в отличие от среднего небогатого русского). И принимая во внимание некоторые особенности американского школьного образования, я даже догадываюсь, почему. Но это несколько противоречит утверждению о том, что "индивид должен потратить много времени и денег, чтобы научиться по достоинству ценить ее".

И сейчас вот задумался: как же, наверно, страдало бедное советское быдло, вынужденное ежедневно слушать по радио всякую классику! В Союзе ведь классику ценили, любили и впаривали населению принудительно в лошадиных дозах. Правда, само население, за неимением общемировой попсы в достаточных количествах, предпочитало слушать собственную (которая тоже зачастую заставляла желать лучшего, что бы там ни говорили сейчас мои ровесники, томимые ностальгией).

Но, в общем и целом, всерьез подумываю о том, чтобы купить себе портативные колонки, с какими сейчас подростки ходят, щедро услаждая слух окружающих рэпчиками. Буду окружающих услаждать какой-нибудь палестриной. Это риальне работаит, оказывается!

Музыка, Спер с фейсбука

Previous post Next post
Up