Темный Рыцарь [The Dark Knight]

Aug 18, 2008 19:09






год: 2008
страна: USA
жанр: action, crime, drama, thriller
режиссер: Christopher Nolan
в ролях: Christian Bale, Heath Ledger, Aaron Eckhart, Maggie Gyllenhaal, Gary Oldman, Cillian Murphy, Michael Caine, Morgan Freeman, Eric Roberts
композитор: Hans Zimmer, James Newton Howard
IMDb Rating: 9.2/10

You see, madness, as you know, is like gravity. All it takes is a little... push. (The Joker)

В финале Бэтмен: Начало лейтенант Гордон (Гэри Олдман) высказывает Бэтмену опасение относительно эскалации конфликта между стражами порядка и преступным сообществом. И тот, и другой со всей ясностью понимают, что жесткая, бескомпромиссная война, которую развязал Темный Рыцарь с неизбежностью приведет к ответным действиям со стороны мафии. И тем не менее, тяжелый маховик правосудия был сдвинут с мертвой точки. Бэтмен обещает Гордону засадить за решетку все отребье, которое разбрелось по Готэму в результате диверсии Раса Аль Гула, а также разобраться с новой угрозой - убийцей и грабителем, известным под именем Джокер. Таким вот прозрачным намеком Кристофер Нолан обрек зрителей на трехлетнее ожидание сиквела, название которому - Темный Рыцарь.

Начав убивать признаки комикса в первом фильме, в Темном Рыцаре Нолан с ними расправился почти полностью. Если Бэтмен: Начало еще можно было назвать комиксом с поправкой на реалистичность, а также на доскональную проработку характеров и сюжета, то в сиквеле о комиксах уже мало, что напоминает. И если бы главный герой не носил сверфункциональный костюм и не пользовался всевозможными техническими ноу-хау, в то время как антагонист не покрывал бы лицо гримом, Темного Рыцаря смело можно было бы списывать в жанр криминальной драмы. Хорошо это или плохо - трудно судить. Ясно одно. Те, кто будут снимать кино про Бэтмена, когда Нолан оставит свой пост, попадут в крайне трудное положение. Если начать возрождать франчайз как комикс, то сложно будет не скатиться назад к бертоновским истокам. Ну а если продолжить снимать в нолановском реалистичном ключе, то история о Бэтмене окончательно превратится в повесть о сермяжой правде жизни и самокопаниях героя-неудачника.

В Темном Рыцаре атмосфера стала еще более мрачной, чем в Начале, а желтоватые оттенки сменилось цветами в холодной синей гамме. Съемки стали более масштабными и красивыми. Верный спутник Кристофера Нолана оператор Уолли Пфистер прогрессирует от фильма к фильму. Безупречное освещение во всех сценах, ошеломляющие панорамы ночного города, снятые с высоты птичьего полета, и безупречные сцены погонь с камерой, лавирующей между машинами, заслуживают отдельной похвалы. Красивую картинку дополняет шикарный саундтрек Ханса Циммера и Джеймса Ньютона Ховарда. В своем время этот композиторский тандем отлично поработал над музыкой к Бэтмен: Начало. В саундтрек к Темному Рыцарю, помио переработанных музыкальных тем из первого фильма, вошли и принципиально новые вещи. В качестве примера можно привести мощную композицию Why so serious?, которая сопровождает пролог фильма. Эксперименты Ханса Циммера с электронной музыкой в сочетании с ударными Ньютона Ховарда сделали этот трэк самым оригинальным из всех, что звучат в фильме. Из других композиций стоит отметить тему Харви Дента Harvey Two-Face и Like a Dog Chasing Cars. Первая - удивительно лирическая вещь, отражающая всю полноту трагедии окружного прокурора. Вторая - мощная, величественная и эпическая композиция, в которой по очереди всупают разные инструменты, создавая ощущение бурного потока, сметающего все на своем пути. В некоторых трэках Циммер цитирует собственные работы над Пиратами Карибского Моря, Кодом Да Винчи и другими фильмами, но это скорее можно отнести к индивидуальному почерку маэстро.

Во всех фильмах Кристофера Нолана правит его величество сценарий. Отточенный, выверенный до самой мелкой детали, многослойный и безупречно сомещающий в себе, как правило, несколько сюжетных линий. На этот раз сценаристы Ноланы отошли от ставшей для многих привычной нелинейной формы повествования. Они пошли другим путем, поддерживая зрительский интерес, в оснвоном, за счет непредсказуемых сюжетных ходов. С каждой минутой экранного времени интрига закручивается все сильнее и сильнее, и если в Бэтмен: Начало Нолан давал зрителю изредка передохнуть, делая вкрапления относительно спокойных эпизодов, то теперь действие становится практически безостановочным. Отвлечься на минуту значит упустить из вида какую-нибудь важную деталь, которая потом обязательно сыграет свою роль. Действие в режиме нон-стоп - одна из отличительных черт нового Бэтмена. Вся предыстория Брюса Уэйна была рассказана еще в первом фильме. Поэтому в Темном Рыцаре экшен начинается с самых первых минут и не прекращается вплоть до финальных титров. Плюсов картине добавляют отлично поставленные и реалистично снятые сцены единоборств. В отличие от первого фильма, теперь зритель в состоянии уловить каждое движение, каждый прием, который применяет Бэтмен. Однако, рейтинг PG-13 немного стесняет фильм. Некоторые эпизоды насилия специально не показаны, хотя более логично было бы присвоить картине рейтинг R и не бояться шокировать зрителя. Тем более, что атмосфера, которую создал Нолан, да и сам смысл фильма к этому располагают. От этого фильм бы только выиграл.

Продолжая традицию, которую он заложил в своем первом фильме о Бэтмене, Кристофер Нолан ставит перед героями и зрителями непростые вопросы о балансе сил между добром и злом, а также о границе между двумя этими понятиями. Джокер (Хит Леджер) - олицетворение хаоса, непреодолимой силы, цель которой тождественна ее сущности. Склонить ее на свою сторону или договриться с ней нельзя. У нее нет границ, она не скована никаими рамками и условностями. На фоне Джокера, блистательно сыгранного Хитом Леджером, Бэтмен (Кристиан Бэйл) выглядит жалким и ущербным. Он борется с собственными демонами и не может определиться с тем, на чьей стороне он воюет. Джокер в два счета оборачивает против Бэтмена общественное мнение и с успехом доказывает ему, что пропасть между ними двумя не так уж и велика. Они - две крайности одной и той же сущности, которая может быть признана той или иной в зависимости от обстоятельств. На примере достойнейшего из граждан Готэма - окружного прокурора Харви Дента (Аарон Экхарт) - Джокер с непринужденной легкостью показывает, как мал шаг, который нужно сделать, чтобы предать светлые идеалы и с головой уйти в пучину хаоса. В этой ситуации Бэтмен делает нелегкий нравственный выбор, предпочитая принять удар на себя, но такой ценой оставить пусть и хрупкое, но все же равновесие между добром и злом. В результате даже мудрый комиссар Гордон не может толком сформулировать, кто же такой Бэтмен, и в конечном счете приходит к выводу, что, все-таки, он - герой. Но герой, которого люди не готовы принять.

Неизбежным следствием гениальной игры Хита Леджера стало то, что именно его герою сопереживаешь больше всего. Пусть Джокер - порождение тьмы, но он в своих низменных стремлениях искренен прежде всего с самим собой. И это в нем подкупает. Он великий гений, пусть и по другую сторону закона. Он не нашел в Готэме достойного противника и ушел победителем. Темный Рыцарь - настоящий бенефис Хита Леджера. И не беда, что на его фоне даже такие мастера, как Морган Фриман и Майкл Кейн выглядят бледными статистами. Их участие придает фильму сходство с бутылкой изысканного дорого вина. Но все же, центральной фигурой в этом двухчасовом повествовании является персонаж Леджера. И остается только порадоваться тому факту, что вспоминать его будут прежде всего по этой прекрасной роли.





Previous post Next post
Up