год: 2002
страна: France, Germany, UK, Poland
жанр: biography, drama, music, war
режиссер: Roman Polanski
в ролях: Adrien Brody, Thomas Kretschmann, Emilia Fox, Ed Stoppard
композитор: Wojciech Kilar
IMDb Rating: 8.5/10
История идет по кругу. Вернее, раскачивается, как маятник. И должно было смениться несколько поколений, чтобы люди смогли взглянуть на ту войну другими глазами. (Роман Полански, интервью "АиФ")
Есть фильмы, писать о которых дело неблагодарное. Все равно любой отзыв не сможет передать и доли того потрясения, которое испытываешь при просмотре. Пианист принадлежит к такой категории фильмов. Любые оценки и рейтинги излишни. Этот фильм просто нужно увидеть, пропустить через себя и навсегда оставить воспоминания о нем, как об одном из самых сильных фильмов из когда-либо снятых на военную тематику. Такое кино мог снять только человек, которому довелось собственными глазами видеть ужасы войны. Семья Романа Полански с 1936 г. жила в Кракове и в 1941 г. попала в гетто, где мать Полански умерла и откуда ему удалось бежать накануне ликвидационной акции. Он скитался, безуспешно ища приюта, был свидетелем нацистских зверств и едва не погиб, когда нацисты ради забавы стреляли по нему как по движущейся мишени. Наверно, больше не нужно никаких доказательств, чтобы верить этому человеку и всему тому, что он показал и рассказал нам своим фильмом о гениальном пианисте Владиславе Шпильмане (Эдриан Броуди), которому в годы Второй мировой войны пришлось сполна испытать на себе действие безжалостной немецкой машины.
Предельный реализм во всем. Кажется, именно этому принципу следовал Полански, когда снимал Пианиста. Оттого этот фильм со всеми его жуткими сценами уничтожения людей выглядит как-то неестественно красиво. Нет, это не удовольствие от сцен насилия. Это удовольствие от осознания того, насколько сильно режиссер прочувствовал ужас войны, а затем смог с документальной точностью запечатлеть свои мысли на пленке. Страшные, до жути реалистичные сцены, которые мы видим глазами Владека Шпильмана, по силе превосходят любую из когда-либо снятых сцен кровопролитных сражений. Мельчайшими деталями, как в сюжете, так и в игре актеров, Полански заставляет зрителя пережить тот самый животный страх, который овладевает человеком в момент ожидания смерти. Немецкий офицер выбирает наугад несколько человек из шеренги тех, кому не посчастливилось родиться евреями и приказывает лечь на асфальт лицом вниз. Затем он проходит вдоль лежащих и методично, пуля за пулей убивает людей выстрелами в голову. На последнем человеке заканчивается обойма. Офицер привычным неторопливым движением вынимает обойму, аккуратно кладет ее в кобуру и заряжает новую. А человек ждет. Может быть его пощадят, дадут еще пожить...
Очень важно, что съемки фильма проходили в натурных условиях. Варшава 1939 года предстает имеено такой, какой она была в то страшное время. Отголоски выстрелов и четкие звуки от немецких каблуков, чеканящих шаг по мощеным улицам Варшавского гетто, еще долгое время после посмотра фильма будут эхом раздаваться в ваших ушах. Но главное, что по-настоящему потрясает в фильме Полански, - это Эдриан Броуди. Его игра настолько великолепна, что ее не измеришь никаими Оскарами. Это полное перевоплощение и растворение в роли, сумасшедшая эмоциональная отдача, не говоря уже об экспериментах со здоровьем, которые он проделывал для этого фильма. По-настощему великий актер, который выжал из себя максимум возможного, чтобы мы с вами увидели один из самых страшных и сильных фильмов о войне. Шедевр, который без труда выдержит испытание временем, и станет настоящей классикой кинематографа. Впрочем, уже стал.