год: 1972
страна: Italy, France
жанр: comedy, drama
режиссер: Federico Fellini
в ролях: Peter Gonzales Falcon, Fiona Florence, Anna Magnani, Marcello Mastroianni, Alberto Sordi, Gore Vidal, Alvaro Vitali
композитор: Nino Rota
IMDb Rating: 7.3/10
Однажды Федерико Феллини спросили: "Что для вас Рим?". В ответ на это великий режиссер снял о Вечном городе фильм и назвал его Рим Феллини. Эта картина создана в лучших традициях Маэстро, она вместила в себя многобразие красоты и порока, которые в удивительном симбиозе существуют на улицах итальянской столицы. Это не современнные виньетки а ля "Париж, я люблю тебя". Здесь - размах, полет мысли, искрометный юмор, а главное - Феллини. Все, что происходит в фильме, мы видим его глазами и чувствуем то, что чувствовал он, когда молодым журналистом приехал в Рим. Эту картину можно воспринимать как своеобразный "амаркорд", фильм-воспоминание, в котором события, пережитые самим Феллини, преподносятся под фирменным соусом режиссера, когда сложно понять, где выдумка, а где правдивый рассказ. Да это и не важно. Все самое главное, самое вкусное и интересное - в неповторимой атмосфере Рима, которая проявляет себя буквально во всем. И, конечно же, Рим - это люди, которые его населяют. Экспрессивные итальянцы, которые за словом в карман не полезут.
Феллини снял очень "концентрированный" фильм, в котором жизнь буквально бьет ключом. Каждый из эпизодов этого удивительного альманаха представляет слепок с города, каким его видел или представлял Феллини на протяжении жизни. Этот образ изменчивый, противоречивый, притягательный и отталкивающий одновременно. Когда мы наблюдаем за вечерней трапезой на городской площади, где десятки людей собрались, чтобы не только набить желудки, но и утолить жажду общения, нам хочется присоединиться к их непринужденному времяпровождению. А когда Феллини рисует ужасающую картину дорожного апокалипсиса на въезде в город, нам хочется уехать из Рима и никогда туда не возвращаться. Но мы снова не можем противиться, когда режиссер зовет нас отправиться в прошлое, чтобы увидеть театральное представление тридцатилетней давности, каким его запомнил сам Феллини. В том театре грань между зрителями и актерами стерта за ненадобностью. Зрительный зал и сцена слились в единое неразрывное пространство, где каждый играет свою маленькую роль в спектакле под названием жизнь. Но Рим Феллини - это не приторное признание в любви. Здесь найдется место для жесткой критики и едкого замечания в адрес Вечного города. В конце концов оказывается, что "Рим" - очень серьезное кино, которое, однако, ни на минуту не теряет легкости повествования. Венчает этот шедевр заезд мотоциклистов по ночному городу. Этой сценой Феллини подчеркивает все нарастающий темп жизни, когда люди, предметы и ценности проскакивают перед глазами, не успевая оставить свой след в памяти. А еще после просмотра Рима понимаешь, у кого Андрей Тарковский учился снимать свои знаменитые "долгоиграющие" сцены. Удивительно, но факт - гении тоже учатся друг у друга.