год: 1970
страна: Italy, France, West Germany
жанр: comedy, drama, fantasy
режиссер: Federico Fellini
в ролях: Federico Fellini, Giacomo Furia, Alvaro Vitali, Anita Ekberg, Victoria Chaplin
композитор: Nino Rota
IMDb Rating: 7.2/10
Пробегая глазами фильмографию Федерико Феллини, вспоминая его неповторимый стиль, прокручивая в голове фрагменты снятых им фильмов, понимаешь, что атмосфера циркового представления присуща многим его картинам. В этом свете фильм Клоуны видится чем-то закономерным, что рано или поздно должно было случиться. Можно было ожидать, что Феллини захочется отдельно поговорить на тему клоунады и поразмыслить вместе со зрителем над удивительным феноменом, имя которому - цирк. Цирк для Феллини подобен маленькой модели мира, в которой происходит все то же самое, что и в реальной жизни, только здесь все человеческие эмоции лежат на поверхности. Здесь их не скрывают, они нарисованы красками на лицах участников представления. В этом есть что-то из детства, ведь дети тоже не умеют скрывать погоду на душе, будь она пасмурная или солнечная.
В цирке же все проще. Здесь за настроения отвечают клоуны. Веселые клоуны и грустные, дорые и злые, большие и маленькие. Они живут в собственном, ограниченном стенами шатра мире, но без зрителя смысл их существования теряется. Клоун существует не для себя, но для зрителя и благодаря зрителю. Он живет до тех пор, пока нужен людям. Впрочем, справедливо и обратное. В людях что-то умирает, когда они перестают нуждаться в клоуне. Хуже всего, когда возникает такое вот обоюдное безразличие. Ведь под веселой маской шута всегда скрывается человек, который искренне верит в исцеляющую силу смеха, да и просто хорошего отношения друг к другу. Но людям больше не нужны клоуны. Их заменили искусственными заменителями, которые в любом количестве всегда находятся где-то рядом. Достаточно протянуть руку, чтобы нажать кнопку на телевизоре или загрузить в компьютер очередную игру. Не нужно никуда ходить, не нужно никого видеть рядом с собой. А о том, что в такой ситуации и жить, в общем-то, необязательно, задумываются единицы. Среди них Федерико Феллини. В одной из сцен журналист спрашивает режиссера: "Что вы хотели сказать своим фильмом?". И тут же на головы журналиста и самого Феллини падают разноцветные пластмассовые ведра. Такой ответ критикам в рамках самого фильма Феллини дает не случайно. Ведь он просто взял с собой съемочную группу и под музыку Нино Рота отправился в ностальгическое путешествие вслед за тепыми воспоминаниями детства. Единственное, что можем и должны сделать мы, - просто последовать за ним.