Жизнь других [Das Leben der Anderen]

May 13, 2009 12:54






год: 2006
страна: Germany
жанр: drama, thriller
режиссер: Florian Henckel von Donnersmarck
в ролях: Martina Gedeck, Ulrich Mühe, Sebastian Koch, Ulrich Tukur
композитор: Stephane Moucha, Gabriel Yared
IMDb Rating: 8.5/10

Соната о хорошем человеке.

Восточный Берлин, 1984 год. До падения Берлинской стены остается пять лет. Штази - разведывательная служба ГДР - как никогда востребована социалистичским правительством для выявления потенциальных изменников Родины. Под подозрение попадает известный драматург Георг Драйман (Себастьян Кох), многие из коллег которого из-за свободолюбивых взгялдов уже лишились средств к существованию. Однако сам Драйман предпочитает не вызывать огонь на себя. До сих пор он шел на компромисс с властями и собственной совестью, взамен того, что ему позволяли творить. Но пришло время, когда один из министров, имеющий в разведке связи с руководящим звеном, решил двигаться дальше по служебной лестнице. Прищучить изменника означало бы доказать свою преданность общему делу, к тому же министр недолюбливал Драймана уже давно. Единственное, что осталось, - это добыть какие-нибудь компрометирующие улики, чтобы драматург оказался в тюрьме, а министр и некоторые сотрудники разведки получили свои дивиденты.

К делу привлекают одного из лучших оперативников Штази, мастера дознавания и знатока прослушки Герда Визлера (Ульрих Мюэ). Визлер являет собой пример преданного партийца, для которого социалистическая идеология далеко не пустой звук. После установки в квартире Драймана прослушивающей аппаратуры, начинается долгий процесс погружения Визлера в личную жизнь драматурага и его подруги - театральной актрисы Кристы-Марии Зиланд (Мартина Гедек). С этого момента фильм начинает немного напоминать Эквилибриум. Не исключено и даже скорее всего, что фантастический сюжет Курта Уиммера имел под собой достаточно жизненные основания. Чем больше Визлер узнавал о Драймане, о его позиции и жизненных ориентирах, тем больше понимал, чем является он сам - лишь винтиком в партийной машине, цели которой не так благородны, как казались ему ранее. Со временем Визлер начинает видеть в Драймане не бездушный объект слежки, а живого, дышащего, любящего, загнанного в клетку человека, которому сложно дышать в атмосфере тотального контроля и недоверия, когда даже самый близкий человек может оказаться сотрудником разведки.

Казалось бы, у совершенно бездушного Визлера появляется интерес к искусству. Вот он слушает классическую музыку. И плачет. Вот он крадет из квартиры Драймана желтый томик стихов Бертольта Брехта и с упоением читает его, лежа на диванчике в своей полупустой квартире. Но главное - к Визлеру приходит собственное видение сложившейся ситуации и своего места в ней. Поэтому когда Драйман решит написать заметку о самоубийствах интеллигенции в ГДР, чтобы отослать ее в один из журналов Западной Германии, Визлер не станет ему мешать. И даже больше - он станет этому содествовать, используя все свои профессиональные навыки, рискуя карьерой, репутацией и свободой. В конечном итоге история все расставила по своим местам. Падение Берлинской стены стало для одних крахом всей жизни, для других лучом надежды на то, что борьба была не напрасной. Но для таких, как Драйман, для таких, как Визлер, жизнь уже не будет в полной мере счастливой, так как слишком много заплатили они за свою свободу. В прошлом они оставили частичку себя, но ее нужно было там оставить, чем то пожертвовать, чтобы жить, творить и любить по-настоящему свободными людьми.

Жизнь других. Кто такие, эти другие? Это люди, которые всегда были, есть и будут. Во все времена, в любой стране и при любом политическом режиме. Люди, которых не сломать. Люди, которым нужен полет, свобода, чистый воздух и открытое пространство. Они дорого платят за свои убеждения, но именно они и проживают свои жизни по-настоящему, являясь при этом стимулом для остальных. Этот фильм - шедевр режиссуры и актерской игры, в котором, как и во вском шедевре, личные истории героев мастерски вплетены в исторический контекст. Это картина - потрясающий спалав глубокой человеческой драмы, напряженного шпионского детектива и одновренно слепок с однажды ушедшей эпохи. На этот раз без ностальгии, как это было в Гуд Бай, Ленин!, скорее с надрывной болью от того, что пришлось пережить. Но несмотря ни на что этот фильм дарит надежду. Потому что есть такие люди, как Герд Визлер и такие, как Георг Дрйаман. Ведь стоило жить и бороться, чтобы спустя несколько лет прочитать скупые, но такие дорогие строчки: "Посвящается HGW XX/7. С благодарностью."




Previous post Next post
Up