Бункер [Der Untergang]

May 13, 2009 13:03






год: 2004
страна: Germany, Italy, Austria
жанр: biography, drama, history, war
режиссер: Oliver Hirschbiegel
в ролях: Bruno Ganz, Alexandra Maria Lara, Corinna Harfouch, Ulrich Matthes, Juliane Köhler, Christian Berkel, Thomas Kretschmann, Elizaveta Boyarskaya
композитор: Stephan Zacharias
IMDb Rating: 8.4/10

Фильм, конечно, потрясающий. Именно он должен был получить Оскар в 2005 году, а не Море внутри. В картине Аменабара хорош лишь Бардем, а в Бункере поражает абсолютно все. Начиная от Бруно Ганца, который по форме и содержанию приблизился к Гитлеру практически вплотную, и заканчивая дотошностью в изображении примет времени. Придраться абсолютно не к чему. Погружение в атмосферу хаоса, который творится в бункере Гитлера и его окрестностях в последние дни войны, начинается с первых же кадров, а потом продолжает только усиливаться. При этом стоит отметить, что взаимодействие актеров в фильме поразительное. Персонажей очень много, но они не мешают друг другу, а главное - не препятствуют зрителю воспринимать как отдельные сюжетные линии, так и всю историю целиком. По общему впечатлению фильм воспринимается как нечто сугубуо европейское с голливудским размахом. И это при достаточно скромном бюджете (всего 13 млн. евро). В фильме нет сугубо отрицательных или положительных героев. Практически в каждом, даже в Гитлере, авторы стараются увидеть человеческие черты. Но, слава Богу, когда мертвое тело Фюрера сжигают в грязной канаве, сожаление по поводу невосполнимой утраты не возникает.

На примере этого фильма еще раз убеждаешься, что кино про немцев должны снимать немцы. В фильме должна звучать немецкая речь, ну а место съемок - оно может быть каким-угодно, лишь бы достоверность сохранялась. Бункер, к примеру, снимался в Санкт-Петербурге ("съемочный процесс стоит дешевле, чем в Европе, и осталось много домов начала XX века"). Один из коротких эмоциональных эпизодов достался Елизавете Боярской. Она играет медсестру, которой представляется случай перекинуться парой фраз с самим Гитлером. Без шуток - лучшая роль Елизаветы Боярской. Сам же бункер, где затихорился Фюрер, его внутренняя обстановка, костюмы, кровопролитные схватки на улицах Берлина - все это передано предельно реалистично. В отсутствии аутентичности этот фильм можно упрекнуть лишь в самую последнюю очередь, при этом придется сильно погрешить против истины. В смысловой части у фильма также все в порядке. Помимо непосредственно исторической составляющей, в соотвествии с которой в мае 1945 года советские войска окончательно заняли Берлин, в фильме делается сильный акцент на отдельных личностных переживаниях героев, которые были вынуждены которать последние дни вонйны в обществе потерпевшего фиаско Шикльгрубера.

События фильма во многом показаны глазами Траудль Юнге (Александра Мария Лара) - девушки-стенографистки, которая работала в гитлеровской рейхсканцелярии с 1942 года. Можно сказать, что ее взгляд на события, происходившие в последние 10 дней жизни Гитлера, был самым незамутненным среди всех обитателей бункера. Хотя бы потому, что она относилась к Фюреру с искренним сочувствием и пониманием. Наверного поэтому как-то особо дико видеть творящийся хаос и бессмыслицу глазами наивной девушки, которая в течение нескольких лет старательно записывала речи Гитлера, не задумываясь к каким последствиям они приводили. К несомненным достоинствам картины стоит отнести то, что в кой-то веки русские солдаты в иностранном фильме показаны адекватно и сыграны русскими актерами. Русские здесь вообще ассоциируются с какой-то неизбежной силой, которая вот-вот должна подмять под себя светлые идеи национал-социализма. Идеи эти и впрям были дороги определнной категории людей. В этом плане нельзя не упомянуть сцену, в которой жена Геббельса умерщвляет своих детей, будучи уверенной, что в будущем без национал-социализма для них хорошей жизни не будет.

Страшных сцен в фильме много, но стоит отдать должное авторам, преподнесены они несколько отстраненно. Поэтому ощущения, будто зрителя хотят просто и бесхитростно шокировать разлетающимися по стенкам мозгами, не возникает. Офицеры вермахта стреляются много, преимущественно от безвыходности положения и непременно в голову, чтобы наверняка. Камера при этом зачастую уходит в сторону, показывая лишь результат самоубийственных действий. Режиссеру и актерам удается добиться гораздо большего эффекта, благодаря тому напряжению, которое буквально витает в воздухе бункера, заполняя собой все свободное пространство и проникая в мысли томящихся ожиданием нацистов. Зрителю тоже предоставляется возможность все это испытать в полной мере, а в финале придти к выводу, что эта картина не затеряется среди других фильмов о войне. Искренность и удивительная неконьюнктурность Бункера помогут ему оказаться среди проверенных временем кинопроизведений.




Previous post Next post
Up