Однажды в Америке [Once Upon a Time in America]

May 11, 2009 20:39






год: 1984
страна: Italy, USA
жанр: crime, drama
режиссер: Sergio Leone
в ролях: Robert De Niro, James Woods, Elizabeth McGovern, Tuesday Weld, Treat Williams, James Hayden, Joe Pesci, Burt Young, Mario Brega, Jennifer Connelly
композитор: Ennio Morricone
IMDb Rating: 8.4/10

Немного грустно писать этот отзыв. Прежде всего потому, что фильм Однажды в Америке стал последней работой Серджио Леоне. Великий итальянский режиссер вынашивал идею картины около четырнадцати лет, и в конце концов снял ее, поставив тем самым жирную точку в своей удивительной фильмографии. Впрочем, за Леоне можно и порадоваться, ведь он считал, что достиг вершины в своей деятельности, воплотил в жизнь мечту. Много ли людей могут этим похвастаться? Точно как Френсис Форд Коппола полагал, что Крестного отца никто не смог бы снять лучше него, так и Леоне был уверен, что Однажды в Америке - лучшее из того, что он создал. Сегодня эта гангстерская сага признана шедевром мирового кинематографа, и наряду с Крестным отцом ее можно рассматривать не только как эталонное кино о жизни "мафиозных структур", но и как настоящую энциклопедию жизни, в которой нашли отражение извечные темы взросления, любви, дружбы и соперничества за место под солнцем. Скромный по сегодняшним меркам бюджет (всего 30 млн. $) не помешал Леоне создать масштабное кинополотно, которое поражает не только временным охватом, но и той детальностью, с которой в фильме изображена Америка на протяжении жизни целого поколения.

Рассказывать о сюжете этого фильма бессмысленно, да и не нужно. Все равно это не поможет понять, чем прекрасна рассказанная Леоне история. Лишь одну вещь хочется отметить для тех, кто еще не видел картину. Однажды в Америке - это история вовсе не о рассвете и закате еврейской мафии во времена сухого закона. Да, главные герои евреи, и их совместный путь прослеживается на протяжении нескольких десятков лет, но фильм этот, прежде всего, - о глубоко личной драме двух друзей. И несмотря на размах фильма, на его многоплановость, глубину и тяжеловесность, он все равно будет рассказывать о том, как познакомились и прожили свои жизни бок о бок Дэвид Ааронсон по кличке Лапша (Роберт Де Ниро) и Максимилиан "Макс" Беркович (Джеймс Вудс). Вы узнаете, как будущие хозяева жизни сколотили собственную банду, будучи мальчишками пятнадцати лет от роду. Затем придет время, и они разбогатеют на торговле спиртным во времена сухого закона. Будет возвращение Лапши из тюрьмы после 35-летнего срока и новый взгляд на старую жизнь, которой продолжали все это время жить его друзья. Очень много событий произойдет за те три с лишним часа, что длится фильм. Но несмотря на внушительный хронометраж, загадок с каждой минутой экранного времени только прибавляется.

Но загадочность не была для Леоне чем-то необычным. В той или иной степени мистический оттенок был присущ всем его фильмам. У него ведь и вестерны были с философским подтекстом. Апогея же мистицизм достигает в финале Однажды в Америке, когда режиссер возвращает нас практически к началу фильма и заставляет задуматься о том, не была ли жизнь Лапши после 1933 года лишь плодом его опиумных галлюцинаций. Возможно, он так и не выбрался живым из того китайского кабака? И это на самом деле так. Вот слова самого Леоне: "Лично я думаю, что ему все пригрезилось. Весь фильм - эта опиумные грезы Лапши, сквозь которые я вижу призраки кинематографа и американского мифа". Сложно ответить, зачем Леоне выдумал такую сложную повествовательную конструкцию. Наверно потому, что он не любил однозначности в своих фильмах. Равно как и в жизни, в его последнем фильме нет однозначно хороших и плохих героев. Есть люди, которые совершали поступки. Некоторые имели одну цену, некоторые - другую. Одни возносили их до небес, другие заставляли страдать всю жизнь. Все оттого, что друзьями стали два человека, которым было тесно в одном городе, в одном мире. Один больше всего ценил свободу, другой - деньги и власть. Ирония в том, что дружба этих двоих все равно была настоящей. И как всякая реальность, уклон в которую в своем творчестве всегда делал Леоне, она имеет свойство рассыпаться под действием времени и тяжелых обстоятельств.

Леоне был реалистом, а кинематограф был для него единственным языком, на котором он мыслил и общался с миром. Герой Роберта Де Ниро, который ближе к финалу провожает усталым взглядом кавалькаду машин с кутящими на всю катушку подростками, - это сам Леоне. Он понимает, что Америка - место, куда он всю жизнь стремился, - это лишь иллюзорная реальность, в которой ему суждено оставить свое великое наследие.



Previous post Next post
Up