Русалка

Nov 23, 2008 01:54



год: 2007
страна: Russia
жанр: comedy, drama, fantasy
режиссер: Anna Melikian
в ролях: Mariya Shalayeva, Yevgeni Tsyganov, Maria Sokova, Anastasiya Dontsova, Irina Skrinichenko
композитор: Igor Vdovin
IMDb Rating: 7.3/10

- Вообще-то я балерина
- А по-моему, ты дура…

Если выбирать между двумя крайностями "понравилось - не понравилось", то, скрепя сердце, склонюсь к глаголу с частицей не. Конечно, можно остаться и в пограничном состоянии, но в конечном счете все будет зависеть от того, какие вопросы себе задавать после просмотра. Для начала стоит отметить, что фильм снят талантливо. И по большей части хвалить стоит визуально-музыкальную составляющую, во многом благодаря которой и удается высидеть этот почти двухчасовой фильм о не_такой_как_все_девочке. Фильм наполнен, даже переполнен образами. Прекрасными запоминающимися образами, которые после просмотра остаются перед глазами. Особенно в этом плане отличается первая треть картины, которая, как кажется, должна задать тон всему будущему повествованию. Однако, тон этот остается только на поверхности. В конечном счете оказывается, что все эти замечательные образы сработали в пустоту, ну или в самих себя. В том числе это относится и к главной героине. Вся проблема в том, что Алисе (Мария Шалаева) не хочется сопереживать, как мы сопереживали Амели, Форресту Гампу или другим киногероям не от мира сего. А не хочется потому, что она изменчива, как хамелеон. Она не дает к себе привыкнуть. Чуть только начинает казаться, что ты ее понимаешь, как сразу же следует какой-нибудь поступок или фраза, которые перечеркивают сложившееся впечатление о персонаже. И вот эти скачки вокруг да около с невозможностью определиться, кто же такая Алиса на самом деле, очень утомительны. Во многом "благодаря" этому финал картины кажется таким надуманным и воспринимается как обман зрителя со стороны режиссера или просто напросто отсутствие внятных идей для концовки.

Помимо абсурдности и нелогичности финала, который рушит и без того хрупкий мир этого фильма, возникает еще ряд вопросов. Помимо банального "о чем?" - это "для кого?" и "зачем?". Умения делать отсылки к киноклассике и понимания своего места в современном кинематографе Анне Меликян не занимать. Но, как правило, у фильма должна быть хотя бы одна ценртальная мысль. Если не мысль, то определенное настроение, ощущение, атмосфера. Ни того, ни другого, ни третьего, ни пятого в картине нет. Есть разные мысли, разные настроения. В фильме сказано обо всем по чуть-чуть, а в сухом остатке ничего. Фильм не получается воспринимать ни как сказку, ни как притчу, на что нас настраивала первая часть картины, ни как жесткий реализм, к которому нас отсылает неожиданный финал и закадровый голос героини в конце фильма. Дополнительный диссонанс в восприятие вносит неуместное использование мата и такие же неуместные сиськи, которые в этом фильме такие же лишние, как и вся любовная линия. Но все же на общем фоне того, что творится в отечественном кино сейчас, фильм Анны Меликян, а точнее сама Анна - это луч света в темном царстве. И это кино стоит посмотреть. Оно сделано талантливо. Чрезвычайно талантливо по форме, а с содержанием Анна Меликян, по ее же словам, сама до конца не определилась. Так что смотрите, чувствуйте. Авось и найдете в этом фильме что-то свое.


Previous post Next post
Up