год: 1966
страна: Italy, Spain, West Germany
жанр: action, adventure, western
режиссер: Sergio Leone
в ролях: Eli Wallach, Clint Eastwood, Lee Van Cleef
композитор: Ennio Morricone
IMDb Rating: 9.0/10
Шедевр Серджио Леоне. Один из тех фильмов, которые смотрели и будут смотреть, потому что это не просто спагетти-вестерн. Это великолепнейшее произведение искусства, которое сложно описать словами, но можно сполна прочувствовать. При просмотре картины ловишь себя на мысли, что три коротких часа - слишком маленький хронометраж для такого фильма. И это заставляет внимательней следить за каждым эпизодом, пристальней вглядываться в мизансцены и сливаться воедино с божественной красоты музыкой Эннио Морриконе. Сейчас, когда Хороший, Плохой, Злой "официально" признан шедевром мирового кинематографа, тем более странно сознавать, что во времена выхода на экраны фильм Леоне был принят достаточно прохладно. К итальянским фильмам о Диком Западе на самом Западе относились настороженно. Серджио Леоне был мало известен за пределами своей страны, так как с картинами За пригоршню долларов и На несколько долларов больше с начинающим карьеру Клинтом Иствудом за пределами Италии мало, кто был знаком. Зато потом, когда люди по-настоящему распробовали картины итальянского гения, приставка "спагетти" в названии жанра фильмов о ковбоях перестала носить саркастический оттенок. После Леоне, превратившего вестерн из дешевого развлечения в кино с большой буквы, в искусство, в свой собственный, ни на что не похожий язык, которым он разговаивал со зрителем, никто больше не снимал в этом жанре так ярко и стакой любовью. К сожалению, в наше время такого уровня фильмы практически не снимают. Наверно это потому, что раньше фильмы делали не благодаря, а вопреки. Вопреки мизерному бюджету, пытаясь сказать в фильме гораздо больлше, чем позволяет киностудия. Теперь же, с многомиллионными бюджетами и всеобщей вседозволенностью фильмы сыпятся на зртиелей, как из рога изобилия, но шедевров, которые будут жить в веках, от этого не прибавляется.
Рассказывая о таких превосходных фильмах, очень сложно не удариться в банальное перечисление его достоинств. И я не удержусь, ибо так будет гораздо короче, чем пространные рассуждения на тему. В основе успеха этого фильма лежит, коненчно же, фигура самого Леоне, который обрушил все стереотипы, клише и штампы, которые были присущи вестерну в американском его варианте. Вестерн стал эпическим полотном с максимальной достоверностью в передаче крупных исторических событий (Гражданская война в США). Вторым пунктом в нашей программе идут нечеловечески прекрасные образы главных героев. У Леоне даже в массовке снимаются сплошь фактурные лица, а что говорить о центральных персонажах. Неподражаемый Блондин в исполнении Клинта Иствуда. Немногословный, рассудительный, красивый, безупречно владеющий револьвером, с тонким чувством юмора - он словно Джеймс Бонд среди желтых песков под палящим солнцем. Импульсивный, озорной, острый на язык, жадный до денег, но безмерно обаятельный Туко (Илай Уоллек). И конечно же, Сентенца (Ли Ван Клиф) - тот самый Плохой с ястребиным взглядом и коварными планами. Эта троица сойдется не на жизнь, а на смерть в поисках двухсот тысяч долларов. И это как раз тот случай, когда важен не результат, а процесс. Фильм смотреть не просто интересно, а очень интересно. Причем чем дальше заходит повествование, тем более эпическим становится фильм. Масштабнейшая, снятая без каких-либо спецэффектов битва между аримями севера и юга за стратегически важный мост поражает воображение. А последущий взрыв этого моста заставляет сползти со стула в поисках собственной челюсти. Кстати, мост взрывали настоящий и два раза. Первый раз кнопку нажали раньше, чем успели включить камеры.
Ну а завершающими аккордами во всем этом великолепии стали две заключительные, очень длинные и крайне немногословные, но от этого не менее шедевральные сцены. Это гипнотическая по своему воздействию сцена, в которой Туко бегает по кладбищу в поисках заветной могилы с сокровищами, и легендарная сцена дуэли между Блондином, Сентецей и Туко. Эти эпизоды настолько сильны, что мурашки бегут по телу при их просмотре. Прекрасная операторская работа, заставляющий парить от восторга саундтрек Эннио Морриконе, не считая оригинальных сценарных задумок самого Леоне, - вот те самые составляющие, которые делают эти сцены незабываемыми. Как же здорово, что судьба свела вместе этих двух гениальных людей. Когда-то Леоне и Морриконе учились в одной школе, а потом (кто бы мог подумать!) создали один из самых лучших союзов режиссера и композитора за всю историю кинематографа. Хороший, Плохой, Злой - один из самых впечатляющих результатов их совместного творчества. Как и Леоне, Морриконе выступил новатором в своей области, используя в процессе работы над саундтреком множество нехарактерных для вестерна инструментов и создав в результате одну из самых красивых и запоминающихся мелодий, что когда-либо сочинялись для кино. Оскара за свою работу Морриконе не получил. Получит намного позже, по совокупности содеянного. Но для многих он по-прежнему ассоциируется с мотивами из фильма Хороший, Плохой, Злой. На сим заканчиваю свою хвалебную оду этому вневременному шедевру. Смотрите класску, смотрите Серджио Леоне. Ну и слушайте музыку Эннио Морриконе. Ведь это наше с вами достояние и сокровище.