год: 2008
страна: Russia
жанр: crime, drama
режиссер: Bakur Bakuradze
в ролях: Gela Chitava, Ruslan Grebyonkin, Lyubov Firsova, Darya Semenova
композитор: -
IMDb Rating: 5.4/10
Главный приз на Кинотавре в 2008 году. Думаю, что после этого фильма фамилия главного героя запросто может стать нарицательной. Алексей Шультес (Гела Читава) когда-то подавал большие надежды в легкой атлетике, но однажды попал в автомобильную аварию и получил серьезную черепно-мозговую травму, из-за которой ему пришлось забыть о спорте. В той же аварии, по всей видимости, погибла и девушка Алексея. Так в одно мгновение раз и навсегда изменилась жизнь, в общем-то, счастливого человека. Теперь он - одинокий вор-карманник. У него нет абсолютно никого, кроме больной матери, живущей с ним в одной квартире, да младшего брата, которого он изредка навещает в армии. От прошлой жизни у Шультеса остались лишь уличные пробежки, холодный осенний воздух и мокрый асфальт под ногами. Он уже никогда не станет полноценным человеком. Травма головы обернулась антероградной амнезией, которая мешает Шультесу запоминать события, адреса, имена и все те многочисленные мелочи, которыми обрасатет человек за годы жизни. Шультес свободен от всего этого, а также от чувств, эмоций, привязанностей и интересов.
Он тихо сущестсвует под свинцовым московским небом, вытаскивая из карманов людей кошельки и мобильные телефоны. В маленьком блокноте, сделанном из обычной школьной тетради, он фиксирует обрывки воспоминаний, цифры, имена и все то, что помогает ему хоть как-то отождествлять себя с окружающей действительностью. Он живет, будто бы, на автомате. Он не плохой и не хороший, он человек без эмоций и других свойств, по которым живого человека можно отличить от мертвеца. И поэтому Шультес идеально вписывается в окружающее его безвременье. Сам того не подозревая, он стал самым обыкновенным из всей огромной толпы живущих по инерции людей. Живущих на выдохе, с неисчезающей усталостью в глазах. В отличие от них Шультес выбирал другую жизнь. Судьба же распорядилась по-своему. И однажды среди череды случайных событий произойдет одно единственное, которое заставит его вспомнить о том, что когда-то чувствовал. Этих ощущений он уже не сможет в себе подавить и спрятатать под непроницаемой маской лица. У Бакура Бакурадзе получился очень интересный герой, в котором хочется разбираться. Кажется, ему в пору становиться культовым героем нашего с вами времени. Но несостоявшегося спортсмена с провалами в памяти вряд ли ждут лавры Данилы Багрова.
Шультес олицетворяет то людское, что очень сложно не то, что принять, но даже осознать в себе. Это отсутствие чувства жизни, невозможность ощущать себя живым, отождествление себя с другими и потеря индивидуальности. Полная, окончательная и бесповоротная утрата смыла жизни, когда едиснтвенным средством почувствовать хоть что-то, решить хоть что-то самому за себя является бунт. Пусть и направленный в никуда, но ценный тем, что пока еще на него решаются. Есть у фильма очень интересная особенность, которую можно объяснить не иначе, как талантом режиссера. Картина эта одна из самых бедных на динамику в кадре из всех, что когда-либо существовали. Иногда кажется, что действие замирает и вообще ничего не происходит, но это обманчивое ощущение. Фильм нужно смотреть очень внимательно. И тогда, возвращаясь мыслями к картине после просмотра, можно вспомнить столько деталей, найти столько смыслов и интересных художественных образов, что желание перемотать фильм на начало возникнет само собой. Кино это, конечно же, не для всех, и многим в силу разных причин покажется унылой тягомотиной. Но на мой взгляд, Шультес - один из немногих отечественных фильмов последнего времени, которыми можно гордиться. Обманчиво простое, но в глубине талантливое и очень сильное кино.