Часто приходится встречать следующие аргументы против введения «Закона Божьего» в школьную программу: «угроза для культуры и цивилизации», «обыдливание подрастающего поколения», «промывание мозгов», «воспитание имбецилов и рабов». Другими словами, «Закон Божий» плох не только сам по себе, но и потому что мешает полноценному образованию и воспитанию. На самом деле это очень слабый аргумент, ибо уже опровергнут экспериментально. В России существуют примеры не просто хорошего, но элитарного православного образования.
В прошлом посте я упоминал
Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина. ГЛК - это не просто издательство, а целое движение по возрождению русского классического образования.
При нем есть и гимназия:
«Классическая гимназия при ГЛК открылась 1 сентября 1993 года молебном в Спасской церкви Заиконоспасского монастыря, где некогда размещалась Славяно-Греко-Латинская Академия. Мы стремимся возродить в Москве традиционный для России конца XIX - начала XX века тип учебного заведения консервативной ориентации. В своей деятельности классическая гимназия при ГЛК учитывает также богатый многовековой опыт европейского гимназического образования. Цель обучения состоит в формировании гармонично развитой личности, подготовленной к восприятию университетской программы по любой специальности и способной к активной деятельности на любом общественно полезном поприще.
Основу образования составляют три блока предметов: древние и новые языки, математические и естественнонаучные дисциплины, Закон Божий.
…Особый акцент в гимназических штудиях делается на воспитании художественного вкуса учащихся: это и рисование, входящее в курс по истории искусства, пластика и бальные танцы; начиная с начальной школы дети знакомятся с историей музыки, поют по-латыни, по-французски, по-английски. В конце каждого семестра гимназисты ставят спектакли по пьесам античных и европейских авторов в переводах или на языке оригинала, а также русскую классику.
Ученики гимназии неоднократно становились победителями Московских городских олимпиад по математике, биологии, истории, латинскому, французскому и английскому языкам, художественному чтению. Все выпускники классической гимназии при Греко-латинском кабинете поступили в вузы: МГУ - биологический, географический, геологический, исторический, механико-математический, физический, филологический, экономический факультеты; Российский государственный гуманитарный университет - искусствоведческий и юридический факультеты; МГИМО; Православный университет Иоанна Богослова; Московский архитектурный институт.
Высокое качество обучения в классической гимназии обеспечивается профессионализмом ее преподавателей. Среди них - доктора и кандидаты филологических, исторических, биологических, физико-математических и философских наук, сотрудники Российской академии наук, профессоры МГУ и других высших учебных заведений».
Образовательная концепция Шичалина изложена в его книге
«Пути российского образования и православие». Это не к тому, что я оголтело ратую за «Закон Божий», а к тому, что контраргументы и альтернативы должны быть серьезнее, на уровне апологетики. Формальные ссылки на Конституцию и светское государство -
не серьезны. Музыку заказывает большинство, и если это большинство не переубедить содержательными аргументами, то оно за такую Конституцию проголосует, что никому мало не покажется.
В этом смысле замечательная гимназия Шичалина - готовая «информационная бомба». Стоит ее как следует пропиарить по телевидению и убедить население, что вполне возможно превратить каждую школу в такую, и результат предрешен.