"Ведьмак" 2 сезон. Большой разбор. Часть 1

Jan 07, 2022 17:39




Большой разбор «Ведьмака». Проблемы и ошибки экранизации.
Дисклеймер:
Текста будет много.
Я могла бы просто поругать сериал в комментариях, но решила именно разобрать и проанализировать. Для курса будет полезно (хотя полноценную статью я из этого, наверное, делать не буду).
Разбор в основном по 2 сезону, но много проблем тянется из 1 сезона, так что и его затронем.
Я не буквалист, и сложность экранизации большого цикла (да и чего угодно вообще) понимаю. Однако - это не самостоятельное произведение, это экранизация. Вдобавок, даже (!) если рассматривать сериал как самостоятельное произведение, в нем куча дыр, глупостей и грубых ошибок, которых можно было бы избежать, следуй сценаристы книге.
Чтобы вы понимали - я читала цикл (давно), играла в первого «Ведьмака», второго и третьего - нет (но общалась с играющими). Поэтому (хоть я и собираюсь проверять все факты, но могу упустить детали) если вы недавно читали (знаете цикл наизусть) или играли и сможете указать на какие-то мелочи или «а это было взято не из книги, а из игры» - добро пожаловать. Серьезно, анализу это только поможет. Ну, конечно, если это не поправки из серии «ты пишешь про красные трусы Геральта, а они у него синие».
Я постараюсь сдержаться и не плеваться слишком сильно, но субъективная оценка будет - это все-таки не выступление на филологической конференции, а мой блог. Чуть-чуть поплеваться можно! :)
Комментарии к 1 и 2 части поста (пришлось разбить на три части) я отключила, чтобы обсуждение не расползалось. Все, что хотите сказать - в 3 части!
Я напишу блок общего разбора, а потом пройдусь посерийно по 2 сезону.
И последнее - я попросила прокомментировать мой опус nel6, которая посмотрела сериал, будучи при этом незнакома с книгами и играми. Это чтобы была понятна не только моя точка зрения (я читала цикл и люблю его), но и точка зрения «свежего» зрителя.
Поехали!



Для начала давайте  в целом разберемся с тем, какая именно перед нами экранизация. Потому что, при любой экранизации сценаристы (я буду называть их так, хотя понятно, что какие-то сюжетные решения принадлежат продюсерам, какие-то режиссеру и т.д.) вынуждены решить, как они будут действовать. Для кого они будут создавать экранизацию. Для поклонников? Для новых людей? Или попытаются привлечь обе группы? Удержать баланс «и для фанатов книг и для новых людей» сложно. Пример удачной экранизации такого толка - «Властелин колец» ПиДжея. Хотя у «Ведьмака», при всей его крутости, количество поклонников даже рядом не стояло, даже учитывая популярность игр. И ставка была, конечно, на новых зрителей (старых что привлекать, они и так плотно фанатеют по игре или книгам).
Кстати, интересный факт. Первый роман (сборник рассказов на самом деле) про Ведьмака вышел в 1986 году под названием «Ведьмак» и в 1993 году под названием «Последнее желание». Мартин свой первый роман реалистично-фэнтезийный цикла, полный политики, жестокости, по сути, деконструкцию классического «сказочного» фентези, выпустил в 1996 году. Так просто, к сведению.
Сценаристы «Ведьмака» решили - и вашим, и нашим. Но вместо баланса стали скакать между этими «крайностями». Почему это плохо? Потому что в сериал стали вливать много «отсебятины». В итоге стройная история стала расползаться. Плюс (сейчас многие сценаристы этим грешат) они испугались, что, если экранизируют точно так, как в книге, тем, кто читал, будет неинтересно (нет). Это беда прямо в последнее время. Почему они думают, что мы читали эти книги только из-за сюжетных поворотов? Перечитывали мы их тоже не потому, что у нас память отшибло. Помимо «вотэтоповоротов» в книге отлично прописанный, интересный мир, прекрасные персонажи, масса материала для визуального воплощения, обширное поле для того, чтобы «поиграть» в детали. Но они почему-то раз за разом думают, что для фанатов книг и игр необходимо ввести альтернативные линии, лишних персонажей или даже кардинально поменять характеры основных, переделать основной сюжет. Именно из-за этого страха сценаристы «Ведьмака» решили не только налить в сериал отсебятины, но и смешать в кучу события нескольких томов, в том числе раскрыть события, которые произошли (или стали известны) только томе в 5 или 6. Да-да, я на тебя смотрю, Белое Пламя. То есть девиз «удивим даже читавших!» все еще живет среди них, пусть и во вред произведению. Когда они уже услышат, что поклонники книг или игр будут рады бережному отношению к первоисточнику? Даже если это будет означать, что они будут в курсе основных сюжетных линий? Пока не слышат, увы.
Итак, мы имеем уже сразу, на этапе концепции, грубейшую ошибку. Стройный, работающий сюжет книг разломали, а затем собрали свой конструктор (чудовище Франкенштейна). Добавив своих деталек и пластилина. Этого монстра мы и разберем.
В первом сезоне были и удачные находки. Например, сама идея чуть больше раскрыть прошлое Йеннифер - она хороша. Но воплощение подкачало, потому что характер, который возник после всего, откровенно недотягивает до Йеннифер книжной и в целом не соответствует заявленной ими же магичке - мудрой, долгоживущей, циничной. Сначала Йен еще более-менее соответствовала, ко 2 сезону превратилась в глупую истеричку. Тем более заметны эти несоответствия, когда сравниваешь сцены, которые сценаристы написали от себя, со сценами, взятыми из книги. Поскольку из книги они брали без изменений, такое ощущение, что у Йеннифер еще и раздвоение личности. Вот тут она завистливая девочка с комплексами, вот тут умная женщина с холодными глазами.
С линией Йеннифер пережали. Ей стали уделять слишком много времени - и отсюда возникли две проблемы. Первая - раз начав, надо было продолжать ее «тянуть», отсюда попытки залатать прорехи в 2 сезоне с ее пленением (см. далее в разборе серии). Вторая и главная - они забрали время у главных персонажей. А главные тут, я вас уверяю, Геральт и Цири. В итоге их линия получилась куцей, безэмоциональной и непонятной.
Вторая ужасная ошибка (по счастью, только в первом сезоне) была в том, что они мешали в кучу временные линии. Даже читавший человек (я) не сразу понимал, что и с кем происходит, а уж нечитавшие и вовсе растерялись. Более того, они умудрились смешивать разные временные линии в рамках монтажа одного боя (!). И множество смотревших подумали, что а) все происходит одновременно в разных местах (нет, разница во времени около ста лет) и б) это как-то связано по смыслу (нет, сражение со стрыгой и Йеннифер никак не связаны).
Но вернемся к Геральту и Цири. Их взаимодействие, их движение навстречу друг другу - одна из главных тем первых книг цикла. Поначалу Геральт всячески отказывается от им же потребованного Дитя-Неожиданности. Формальная фраза ведьмаков обернулась вполне реальным ребенком, более того, не абы каким, а наследницей целого королевства. Да и Геральт по сути был одиночкой (или хотел так думать о себе). А еще он не хотел был марионеткой у Судьбы в руках. Но - внимание! - эта самая Судьба его все равно свела с Цири. Задолго до войны. Впервые они встретились (в книгах), когда Цири отправили на церемониальное знакомство с очередным женихом (девочке было 10 лет), а она сбежала. В лесу на нее напало чудовище, но тут подоспел Геральт и спас ее. Затем они попали в Брокилонский лес к дриадам. Причем Цири сразу догадалась, кто такой этот ведьмак - няньки в замке ей рассказывали про то, кому она обещана, пусть Каллантэ и пыталась замять слухи. Геральт (тоже в какой-то момент понявший, кто перед ним) и Цири общаются, узнают друг друга, между ними возникает связь. Девочка получает фигуру отца, спасителя, друга. Она просится отправиться с ним, но Геральт, все еще противящийся судьбе, отправляет ее домой.
В сериале ничего такого нет. Цири узнает о Геральте от Калланте на смертном одре, в самый разгар войны, все, что она о нем знает - Ты ему предназначена. Зачем она идет его искать? Бабушка сказала? Бабушка надвое сказала, он ей никто, более того, согласно общественному мнению, ведьмаки сами почти чудовища.
Именно поэтому сцена встречи в книге очень эмоциональная, настоящая. А в сериале - двое незнакомых людей бегут навстречу друг другу. Не в упрек актерам, они выжали там все, что могли. Но, если к сцене не проделана подготовка ранее, сцена выглядит пустой и вымученной.
Эта проблема сильно влияет на второй сезон - авторы вынуждены в срочном порядке, ускоренно, создавать связь между персонажами.
Как можно было всего этого избежать? Вы будете смеяться, но - попросту не отступать от книги. В книге есть масса ярких отдельных сюжетов в начале, пан Сапковский классно побаловался с выворачиванием наизнанку классических сказок. Вот вам возможность и зрителей зацепить (сочные персонажи, много монстров, юмор и экшн) и с персонажами познакомить, и с миром. А во втором сезоне развивать общую арку и персонажей дальше. Но увы… Туда отправили войну с Нильфгаардом, взрослую Цири, ее силу, интриги чародеев, Содденский холм. События «Последнего желания» с джинном из бутылки происходят одновременно с нападением на Цинтру, тогда же (а не раньше) Цири сбегает и попадает к дриадам, не встречая Геральта… На охоту за драконом компашка отправляется тоже параллельно войне и скитаниям Цири (и это не странный монтаж, соединяющий разные временные линии, я проверила, у костра они говорят о том, что Нильфгаард захватывает Юг). Нильфгаард демонизировали непонятными ритуалами с убитыми магами (что странно в свете сценарных решений 2 сезона, см. далее), Содденский холм, где маги сдерживали половину армии Нильфгаарда, превратился в деревушку и мост. Мост? Серьезно? Других переправ нет? Разрушить мост тогда, если нет, никак? Маги, расставляющие крестьян со стрелами на стенах, серьезно?
Проблема сценаристов (в первом сезоне) была еще и в том, что они брали рассказы и так смело их смешивали с сюжетом из других книг (и других временных линий), потому что не понимали, в чем их задача, этих рассказов. Или понимали, но предпочти проигнорировать, использовать только внешнее (вот тут у нас дракон! А тут джинн и сексуальная чародейка!).
Дело не в том, что надо было «ужать» время (во время охоты на дракона Геральт и Йеннифер обсуждают то, что со времени их последней встречи прошло четыре года, хотя почему нет? В книге все стройно и подсчитано, все эти события происходят в период взросления Цири). Смысл рассказа о драконе - человеческая жадность, определение чужаков, ограниченность, расизм (в отношении видов), вопросы экологии. Отлично подходит для знакомства с миром, магами, проблемой ведьмаков и их особенностями, словом, для начала сезона (как и для начала цикла). Ладно, я уделяю много внимания мелочам, оставлю это для 2 сезона.
Итак, что мы имели на момент начала второго сезона? Поломанную общую сюжетную арку, нарушенное течение взаимоотношений героев (напоминаю, главные герои тут Геральт и Цири, а не Геральт и Йеннифер), вырванные из истории сюжетные части, лишние вставки отсебятины. Беда в том, что это не самостоятельное произведение, а экранизация, и сценаристы вынуждены сводить героев в необходимые сценарные точки. В сочетании с мешаниной сюжетных линий между этими точками, получается бред. И вот второй сезон.

Серия 1
Основана серия частично на рассказе «Крупица истины» (этот рассказ я как раз недавно перечитала перед просмотром). У Сапковского это вывернутая по-новому сказка «Красавица и чудовище». И, признаться, сценаристы ее обработали хорошо и даже сумели использовать для того, чтобы темой и вопросами, поднимаемыми в серии, поддержать основную тему: что и кто есть чудовище? Это меня и обнадежило (спойлер: зря). В этой серии они даже попытались нагнать в отношениях Геральт\Цири, они путешествуют вместе, общаются, она его не слушается, он ее защищает и так далее. Тут хорошо.
(надо сказать, стараниями Кавилла или нет, но линия Геральта и Цири во втором сезоне на фоне всего остального смотрится вполне пристойно…местами)
Что насторожило в этой серии - линия Йеннифер. В книгах с битвы при Соддене прошло два года, Йеннифер была ранена, ослепла и долго восстанавливалась. Ведьмак ее, впрочем, долго погибшей не считал - погибшей числилась Трисс… Но в сериале чародеек меняют местами. Попробуем потом разобраться, зачем, если получится.
В серии Йеннифер попадает в плен к нильфгаардцам (и Фрингилье в частности). Тиссая же пытает пленника …в книге не было ни того, ни другого: Кагыр не попадал в плен северянам… вообще, в свете его развития потом в книге я вообще не понимаю, как они _такого_ Кагыра вывернут на ту дорожку, так как он шизанутый фанатик, жестокий интриган. А Тиссая… что же, похоже, в сериале ее тоже делают более жестокой интриганкой, подметив и пойдем дальше.
2 и 3 серии
Снова две линии (уже без дополнительных сказочек) - Геральт и Цири в Каэр Морхене, замке ведьмаков, и Йеннифер и Фрингилья уже в плену у эльфов.
Начну с чародеек. В книге, кстати, такого не было (эта присказка должна предварять каждую серию). Зачем нужен двойной плен в сериале? Возможно, чтобы показать эльфов? В сериале значительно обострили «эльфийскую проблему», кстати. Хорошо, нам показали эльфов, Франческу (эльфийскую чародейку, которая, в отличие от книги, беременна и сразу в партизанах) и Филавандреля. У Франчески, Фрингильи и Йен будет свое, отдельное приключение. С Бабой-Ягой, она же Волет Мейр, Бессмертная Богиня. Она же монстр, которого первые ведьмаки когда-то поймали и заточили в избушке. Каким целям служит это приключение? Никто не знает. И Фрингилья, и Франческа ведут себя так же, как и вели бы без него. Все, что происходит, происходит и так. Единственная, кого Волет Мейр действительно «цепляет» обещанием вернуть утраченную силу (ах да, Йеннифер потеряла магические силы (зачем?) и теперь страдает) это как раз Йеннифер. Мудрую, столетнюю магичку, опытную… да ладно. Это все делается для того, чтобы столкнуть Ведьмака и Йеннифер, он будет защищать Цири, она будет пытаться ее похитить - вот главное противостояние сезона, да? (Спойлер: нет). Все три чародейки расходятся на три стороны. При этом Йеннифер почему-то добирается до своих целый месяц - ладно, у нее нет магии, портал она создать не может, но достаточно добраться до любого мага из Конклава - и она дома. Заметим, что время в сериале сжимают и разжимают по своему усмотрению.
И вот, наконец, самый главный фейспалм серии. Каэр Морхен. Геральт и Цири прибывают туда, а замок набит ведьмаками, причем один другого неприятнее. Нет, в книге они тоже не были пушистыми, они бойцы, суровые и нелюдимые в силу профессии, но ни одному не пришло бы в голову унижать маленькую девочку и тем более неподготовленную гнать на «Мучильню», чтобы она покалечилась и знала свое место. Вопрос - зачем такие ведьмаки? Ответ прост: это еще одна сценарная беспомощность. Прием такой - если не знаешь, как показать «хорошесть» персонажа, помести его среди злобных мудаков, тогда на их фоне он будет казаться лучше. Это пытаются сделать с Геральтом. Нам не показывают взаимодействие Геральта с Цири, никак не развивают их отношения - нам показывают отвратительных ведьмаков. Которые резвятся со шлюхами.
Тут извините, я немного уйду в субъективизм и позволю себе большой фейспалм. Не только в книгах такого не было, у вас и по сериалу Каэр Морхен, как он и должен быть, секретное место, тайная база Ведьмаков, которую прячут, потому что слишком много врагов они себе нажили. И туда приводят толпу шлюх? И приводит самый неприятный ведьмак (книжный Эскель в гробу ворочается), мерзкий и наглый, который потом и вовсе превращается в Лешего и остальным приходится его убить. Шлюхи в процессе сбегают (и, судя по тому, что нам показали вокруг замка, замерзают там на полдороге насмерть), а Геральт после гибели Эскеля вспоминает, каким тот был хорошим другом… Но это уже не работает, потому что мы, зрители, увидели его мерзким пьяницей а потом монстром, и сочувствие испытывать к нему сложно.
Вообще в сериале большая проблема с тем, что зрителю что-то показывают, и при этом никак не подкрепляют ни предшествующими сценами, ни последующими. Пример - когда потом показывают освоившуюся в замке Цири, она мило шутит с ведьмаками, подтрунивает над ними… сцена по книгам, но погодите, в сериале нам показали, что ведьмаки в грош ее не ставили, готовы были смотреть, как она убьется на вертушке и считали неженкой. И тут такая дружба. Как? Покажите, как это произошло? Проведите нас через эти отношения, чтобы мы эмоционально прошли с ними вместе этот путь - пусть быстро, пусть в нарезке моментов, но прошли.
Игры со временем в сериале к добру не приводят. В книге Цири два года (ДВА ГОДА!) была в замке ведьмаков. Она тренировалась, бегала, падала, проходила тесты все сложнее, потом ей позволили заниматься на «Мучильне». Она читала ведьмачьи книги с описаниями монстров, географией, историей, участвовала в препарировании этих самых мностров, изучала трваы... Но тут сценаристам же надо спешить, им еще пару книг надо впихнуть в сезон, к черту героев, их рост и их взаимоотношения, они всю дорогу будут любить-ненавидеть-доверять-подозревать со скоростью света. Уровень понимания «что происходит» у зрителя закономерно падает.
Сжимание времени рождает следующую (тоже очень большую) проблему. Когда Цири буквально через пару недель после нападения Лешего лезет на Мучильню, потому что ведьмаки продолжают над ней насмехаться, мы узнаем, какую.
(Почему я думаю, что прошло так мало времени? Все еще зима, Цири роняет деревянный меч во время тренировки, труп Лешего все еще в лаборатории и Весемир в самом начале поисков, как Леший сумел заразить Эскеля, возвращение Йеннифер в башню (вроде бы параллельное с остальными событиями, хотя…) происходит «спустя месяц» после ее пленения)
Цири лезет на тренажер, который легко может ее покалечить и в процессе мы понимаем, что девочка… да не может быть… Мэри Сью!
Два года тренировок - в топку, Цири только упорством возьмет свое. Станет отличной мечницей за считанные недели вместо двух лет. Она еще и монолиты (которых что? Правильно, не было в книге) ломает по всему континенту. Героиню ускоренно ведут к тому, к чему в книгах она более-менее пришла через два года (в плане ведьмачьей подготовки) и через три книги (в плане магии). Почему Мэри Сью это плохо? Нет, Мэри хороши в своей нише, ничего такого, для карамельной фэнтези в самый раз. Но тут у нас вроде как заявлено «темное» фэнтези, жестокое, мрачное, кровавое, с потерями, предательствами, политикой и интригами, сложным выбором, серой моралью… откуда тут девочка Мэри Сью? Все потому, что сценаристы опять перепуганы и пытаются еще больше книжек вместить в сезон, и своего добавить, чтобы те, кто читал и играл, не скучали.
Третья серия приносит нам целый букет фейспалмов, готовьтесь.
Во-первых, Йеннифер, которую, помимо магии, лишили, видимо, способности связно изъясняться, пешком добирается до Башни Магов. Там ее внезапно сильно не полюбляют, потому что… считают нильфгаардской шпионкой. Просто на основании плена. Это умнейшие (как нам пытаются ее выставить) маги, интриганы, игроки… Нет. Маги кидаются голословными обвинениями, Стрегобор лезет Йеннифер в голову насильно, ту спасает Тиссая. Нам показывают истерику Йеннифер, которая очень хочет магию назад (тут бы вспомнить ее же истерику в 1 сезоне, когда она хотела назад свою способность рожать, и перед нами предстает ну никак не умная и опытная чародейка, а истеричка).
Назад в Каэр Морхен - Цири чувствует злые силы, которые тянут ее в лес, и Ведьмак, который вроде как по сериалу очень хочет ее защитить, тащит ее туда, где неизвестно что, идет с ней один, без поддержки - хотя в прошлый раз они этого Лешего едва с Весимиром вдвоем положили. Но Геральт же крут, когда надо сценаристом, поэтому он и гигантскую сороконожку положит легко, а Цири слегка потреплют чисто зрительские нервы пощекотать.
Почему это плохо? Потому что возникает ощущение картонности. Если даже сами герои не парятся, что им что-то грозит опасное, почему мы, зрители, должны волноваться? Немного забегу вперед - в одной из следующих серий Геральт пойдет с Цири на «чернобога», очень опасную гигантскую драконоподобную тварь… с Цири и без мечей. Ничего, справится. Цири поставит в виде приманки (книжный Геральт вертится в гробу), сам возьмет ножик, палку и убьет тварь. Делов-то.
А зритель (я в данном случае и еще несколько знакомых мне людей) зевают. Потому что пофиг, самим героям тоже пофиг, они сами в опасность не верят.
Идем далее, третья серия еще не закончила сюрпризы выдавать. Нам показывают Фрингилью и Франческу. Нильфгаардцы заняли Цинтру, наводят там свои порядки и - дают всем притесняемым Севером эльфам убежище, пищу, одежду. И вообще, Фрингилья нам предстает как разумная женщина, Империя хорошее место (точно к эльфам они лучше относятся, чем северяне, которые их уже по резервациям стали пихать), оплот Порядка. Что стало с нильфгаардцами-магами первого сезона, которые ради силы магического оружия сжигали собственных учеников? Хм.
Еще один бонусный фейспалм от третьей серии, и я закончу.
Йеннифер, которую подозревают в шпионаже в пользу Нильфгаарда, ставят перед выбором - она должна доказать, что не шпионка. Как? Казнить единственного пленника после той войны, Кагыра. Отрубить ему голову. На казнь зачем-то приглашают королей соседних государств, а Вильгефорц страшно рыча, говорит: «мы должны снова объединиться против общего врага! Мы отрубим ему голову! Мы отошлем ее Нильфгаарду! Мы покажем им, что такое сила!»
Вот тебе и умные маги, живущие несколько сотен лет. Да, конечно, шпион ни за что в жизни не сможет убить солдата той страны, на которую шпионит. Ну не солдата, ладно, он чином повыше в сериале (кстати, маги-то об этом знали? Не похоже, Фильгефорц называет его «этот нильфгаардец», они даже имени его на знают). Но при чем тут «объединиться»? Что за бред? Каким образом голова солдата (капитана, полковника, не важно) должна повлиять на Императора? Кто с кем должен объединиться, чтобы Йеннифер отрубила голову пленнику?
«Вот как выглядит сила!» пафосно говорит Вильгефорц, показывая всем собравшимся на связанного пленника у плахи, а зрители начинают потирать шишку на лбу от фейспалмов, либо же уже просто ржать.
Но казнь не состоится, потому что Йеннифер… сюрприз! Не отрубит голову вражескому солдату, а сбежит (!) вместе с ним (!), чем сразу же подтвердит версию о шпионаже и их начнут разыскивать по городам и весям. Занавес.

Часть вторая
Часть третья

рекап, фэнтези, сериалы, обзор, рецензии

Previous post Next post
Up