Вчера на заседании НМС выступал в ПСТГУ Павел Николаевич Костылев (см. предыдущий пост)
Ясное дело, без вопросов о религиозности религиоведа не обошлось (к счастью, было много других интересных тем, в частности очень конструктивным был разговор о проблемах современного постсоветского религоведения). Наша кафедра Философии довольно активно нападала
(
Read more... )
Comments 54
Reply
Кроме того, этот вопрос ведь можно истолковать не риторически (как обычно делается, чтобы уесть оппонента) а содержательно: а на самом деле, как неверующий человек будет изучать те или другие (разные по разному) религиозные явления?
Reply
В моем понимании, религиозный опыт - это опыт применения определенного языка. Опыт описания переживаний в категориях конкретной языковой системы. Заниматься языком, по-моему, вполне может и неверующий человек. Но - безусловно, заинтересованный, имеющий опыт осмысления этой языковой системы, опыт контакта с ней. Тут, безусловно, я согласен и с вами, и с Ренкусом :)
Просто в случаях, когда я сталкиваюсь с описанным недоумением, речь идет о том, что человек, не делающий чего-то сам, не может ничего в этом смыслить. Не не знающий, как это делают, а именно не делающий сам. Вот с этим я согласиться никак не могу.
Reply
Тогда любой девственник или девственница может стать сексологом. Просто научившись правильно использовать слова.
Reply
Дело в отказе признавать пингвина за пингвина.
Reply
О том, что спец по пингвинам должен быть именно пингвином, чтобы понимать пингвинов, а не наблюдать за пингвинами, знать их повадки и проч.
Reply
Вообще я все больше прихожу к мысли, что в гуманитарном знании именно так дело и обстоит: спец по пингвинам не может не быть пингвином.
Reply
Я бы сказал, скорее, так: спец по пингвинам не может хотя бы иногда не хотеть немного побыть пингвином :)))
Reply
Если "религия" говорит о том, что ее суть и смысл есть общение
с "трансцендентным",то применяющий запрет на "трансцендентное" - отказывается называть религию религией.
В результате объектом его исследования становится что угодно но не религия, не пингвин.
А то,о чем Вы говорите - должен наблюдатель пингвина стать пингвином или нет - это уже следующий уровень рассмотрения,до него еще дойти надо.
Reply
Вообще, отправной точкой исследования должно быть восприятие и принятие явления в его nominal value. То есть религиозного - как религиозного, а не социального, языкового, психологического или когнитивного. Без соответствующего религиозного опыта это невозможно.
Если у учёного нет такого опыта, то исследование, минуя стадию дотеоретического выделения явления в реальности, сразу переходит к пункту "это на самом деле вот что". И становится на этом пункте намертво, поскольку неспособно вернуться к дотеоретическому опыту и проверить свои теории на нём. Не с чем и сопоставить различные теории, кроме как между собой.
В итоге утрачивается предмет исследования, поскольку изучается не религиозное само по себе, а психологические, языковые или социальные явления, в которые упаковано религиозное.
Reply
Reply
Reply
Reply
Очень было интересно!
Теперь думаю написать статью про "рыба не ихтиолог" как аргументационны прием.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment