"те же объекты" - это-то и вопрос: те же ли? Как Вы установите тождественность, если языки непереводимы?
Хорошая формула: "существовать - значит быть возможным предметом естественно-научного изучения".
К сожалению с нею вряд ли согласятся люди, незанимающиеся естественными науками. И у них будет довольно много оснований, причем как раз исходя из
(
Read more... )
Comments 46
Reply
О "языковом релятивизме" - при желании можно найти впечатляющие примеры невозможности выразить химическое уравнение на языке физики; также можно следовать аргументации Гудмена и успешно защищать идею многих противоречивых "истин" в различных мирах.НО - удивительней всего именно то (на что и указывают критики подобных взглядов), что различия и несходства между языками (концепциями, мирами) описываются средствами одного языка - который и вы и я понимаем. Невозможно говорить об непереводимости, если мы не понимаем различий между одной концептуальной схемой Р1 и другой Р2 исходя из какой-либо общей основы.
Хорошая формула: "существовать - значит быть возможным предметом естественно-научного изучения".Исходя из натуралистических методологических позиций ( ... )
Reply
Reply
Те, кто разговаривают о различиях обычно понимают о чем речь. А тому кто вне этой языковой области обычно все равно :).
утверждение само по себе является онтологической предпосылкой
На первый взгляд натурализм и кажется онтологической доктриной. Но делается важная оговорка: все выше сказанное - методологические позиции,а не аксиомы. Подразумевается, что при столкновении с неким новым или неподдатливым явлением натуралист старается произвести в первую очередь естественнонаучное объяснение.
изучать предметы, находящиеся вне пространства и времени и не связанные между собой причинно-следственной связью
И что, есть люди, которые утверждают что знакомы с такими "предметами" и исследуют их?:)
Reply
Reply
А теперь основное (что как то затерялось в общем потоке):
1. ЧТО люди думают объясняется тем, КАК они думают.
2.Изучением того, КАК они думают занимаются когнитивные науки - довольно широкая междисциплинарная область на пересечении психологии и биологии.
3.Исходя из результатов этих наук, наши "рефлективные представления" (сознательная мыслительная активность) являются результатом деятельности широчайшего комплекса внутренних неосознаваемых процессов в наших "выводных системах" (inference systems).
4.Возвращаясь к примеру http://obychnogo.net/files/u1/rope.gif. Ваш ответ был - "... речь там идет не о существовании предмета, а о его свойстве...не дает Вам возможности ответить на вопрос, существует ли сама картина, на которой эти прямые изображены ". Так вот, знание когнитивных наук дает нам возможность делать определенные утверждения о свойствах картинки - прямые параллельны, а не искривлены. Аналогия в точности повторяет логическую структуру ( ... )
Reply
Reply
Reply
2. Это она так думает.
3. Я не говорил, что исследования здесь не причем. Я сказал что пункт СФОРМУЛИРОВАН как онтологическое утверждение.
4. Ну, еще Декарт показал, что "чистые фантазии" невозможны и любая фантазия опирается на модификацию какой-то физической реальности, поэтому относительно нее осмыслен вопрос о ее соответствии этой реальности. Для идеальных предметов этот вопрос не имеет смысла.
У нас нет альтернативы, поскольку наша жизнь прагматична, но поскольку наша жизнь не исчерпывается прагматикой, оказывается очень непрагматично всегда "ставить на науку". Именно поэтому мы нуждаемся в онтологиях более широких, чем натурализм.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment