Михаил Киоса "Волосы" (2016)

Sep 15, 2016 11:10


Может ли обычный поход в парикмахерскую оказаться смертельно опасным? Британцы были убеждены, что таки да, из чего и родилась городская легенда, переросшая затем в историю о Суини Тодде. Но среднестатистический россиянин вряд ли так считает, поэтому усаживаясь в кресло пятилетний Женя никак не ожидал, что увидит в зеркале уродливую ведьму. Воспоминание о ней гложет ребенка, а взрослые относятся к страхам не серьезно. Папа даже решает «вылечить» сына наспех выдуманным ритуалом. Вот только жизнь обычной семьи после этого идет наперекосяк - ведьма начинает активно вторгаться в их жизнь, и ее реальность придется признать и взрослым. Уровень ее жестокости нарастает, скоро прольется кровь, появятся трупы, а жизнь семьи превратиться в кошмар, ад наяву.

Михаил Киоса - представитель тёмной волны, накатившей на жанровую литературу в 2014 году (его рассказ был в сборнике «Пазл», с которого и началась печатная история волны), который прочно прописался в Варго-серии, но до этого был представлен в ней только рассказами. А с романами, особенно опубликованными, у тёмной волны вообще проблемы - все не чисто жанровые, только с примесью хоррора. Поэтому особенно интересно было прочитать эту вещь. И одна странная тенденция подтвердилась - он тоже оказался не «чистым» хоррором, а с изрядной примесью социально-бытовой драмы. Отсюда же вытекает и самый большой (лично для меня) минус романа - избыточное количество именно драматического элемента. При этом общая картина мне нравится - нормальная здоровая семья (без столь любимого современными писателями фричества, тяжёлых душевных травм и т.п.), в которой растет недопонимание из-за мелочей, озлобление из-за недоговоренности - все это очень жизненно и естественно прописано. Роман пропитан тягучей, тоскливой атмосферой безысходности. Стена недопонимания растет как бы по спирали, по нарастающей - но витков спирали получается многовато. В реальной жизни их, безусловно, было бы на порядок больше, но мой личный потолок (справедливости ради надо сказать, что он совсем не высокий) был проломлен. Плюс еще наслоилось и то, что регулярно используются сны и видения (на которые приходится значительная часть саспенса). Хотя то, что они "пересекающиеся" и имеют прямое отношение к реальности, радует. Но у меня есть какая-то иррациональная идиосинкразия на галлюцинации в литературе. При этом имеющаяся хоррор составляющая весьма ударная, имеющиеся сцены написаны эффектно и действенно, если бы их процент был ощутимо выше, я был бы от романа в восторге. Финальный эпизод в квартире ведьмы просто шикарен. То есть, когда Киоса вкладывается в хоррор, у него это получается отлично. В целом «Волосы» скорее понравились, а учитывая бедноту романного сегмента русскоязычного хоррора, пропускать его не стоит, особенно если вам не мешает сбивающее динамику повествования (точнее задающее ему очень своеобразный ритм) социальное бытописание и психологизм.

книги, мистика, славянский хоррор, Варго

Previous post Next post
Up