Ларри Данбар, умеренно известный автор жестких хоррор-романов, одновременно примерный семьянин и вообще довольно мягкий человек, оказывается в странной ситуации. Во время увеселительной поездки с женой и парой друзей они натыкаются на жуткую мумию - в заброшенном здании, в потайной комнатке, окруженной крестами, лежит тело, в сердце которого воткнут деревянный кол. С этих пор жизнь Ларри идет наперекосяк, его друг и сосед Питер становится одержимым идеей совместного полудокументального романа, да и самого писателя странный труп странным образом притягивает. Далее герои будут совершать ряд идиотских, но по-человечески весьма понятных поступков, и вляпываться все глубже и глубже. Одновременно у дочери Ларри Лейн не все так благополучно в школе, и эта объемная линия романа причудливым образом переплетется с основной.
Оказывается, что финт “
Странствующего цирка вампиров” - романа о вампирах без собственно самих вампиров - для Лаймона не новость. “Кол”, пусть и совершенно другой по духу и настроению (хотя сексуальная озабоченность героев и тут никуда не пропадает, фирменный стиль автора весьма узнаваем), тоже лишь своеобразная "греза" о вампирах. Их фактическое присутствие (два миниэпизода - открывающий и завершающий роман) в виде трупа с колом в сердце довлеет над повествованием, становится его отправной точной и эпицентром, но при этом совершенно статично (в прямом смысле лежит трупом; название роману дано невероятно метко). Что приятно порадовало, так это смешение традиционной лаймоновской маньячной тематики с темой писательства и одержимостью какой-то идеей. Занятно выглядит некоторая автобиографичность книги - Данбар, как и сам Лаймон, издается преимущественно в Великобритании, тогда как в родных Штатах его обходят стороной, женат и имеет одну дочь. Не могу сказать, что книга мне однозначно понравилась, линия Лейн показалась мне утомительной, метания писателя также слегка затянуты, и лишь расследование Ларри вызывало неподдельный интерес. Но в качестве слегка нетрадиционного Лаймона очень даже неплохо.