Ю.В.Шевцов: 3. Производство топлива Восточной Европы смещается в Беларусь

Aug 27, 2014 14:22



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=690815064314784
ФОТО: ШЕВЦОВ Юрий Вячеславович (http://www.facebook.com/yury.shevtsov; http://guralyuk.livejournal.com), директор Центра по проблемам европейской интеграции, Dirk Steffen SCHUEBEL, Head of Division for the Eastern Partnership countries at European External Action Service, 17 февраля 2014 года, Минск, Cafe' de Paris на ул. Карла Маркса.

Оригинал взят у guralyuk в 3. Производство топлива восточной Европы смещается в Беларусь. Превращение Беларуси в критически значимый источник топлива для стран региона - это процесс геополитический, следствие евразийской интеграции

Ю.В.Шевцов: 1. Война в Украине. Трансформация Европы. Между Полесьем и Балтикой // ЖЖ Гуралюк. 18.08.2014.

Ю.В.Шевцов: 2. Смещение регионального центра ВПК Восточной Европы в Беларусь // ЖЖ Гуралюк. 19.08.2014.

Ю.В.Шевцов: 3. Производство топлива восточной Европы смещается в Беларусь // ЖЖ Гуралюк. 21.08.2014.



Фото: Мозырский НПЗ (МНПЗ).

Создание Таможенного союза привело к росту конкурентоспособности обоих белорусских нефте-перерабатывающих заводов и к упадку НПЗ в Украине, Литве, Польше. В Украине упадок нефте-переработки и химической промышленности начался еще до создания ТС. Создание ТС лишь усилило эту тенденцию. Обычно доля белорусского бензина на рынке Украины сейчас составляет 20-40%, а дизельного топлива - около 60%. Эти поставки критичны для проведения сельско-хозяйственных работ и стабилизации цен на топливо в крупных мегаполисах. После заключения ТС в Украине собственные НПЗ вообще встали на грань полной остановки.

Вопрос о поставках белорусского топлива для посевной и уборочной компаний стал в Украине вопросом международной политики высшего уровня. С просьбами об этом обращались к Лукашенко лично и президент Ющенко и президент Порошенко. Возможности заменить эти поставки поставками из иных стран или собственным производством Украина фактически не имеет: получаемая по внутренним российским ценам нефть делает белорусские (и российские) нефте-продукты заведомо более конкурентоспособными в Украине, чем нефте-продукты из иных стран или даже чем продукция НПЗ самой Украины. Существуют также большие технологические сложности с их доставкой в больших объемах в Украину. Географическое расположение белорусского Мозырьского НПЗ на границе с Украиной делает дешевой перевозку топлива от него в центральную и западную Украину. В то время, как естественным перспективным рынком для российского топлива выступает прежде всего восточная Украина.

Кризис украинских НПЗ - это долгосрочная тенденция, которая является следствием евразийской интеграции Беларуси и России. Глубокая зависимость украинского сельского хозяйства от поставок белорусских нефте-продуктов во время посевной и уборочной компаний является новым системным фактором, влияющим на отношения между Беларусью и Украиной, и косвенно - между Россией и Украиной. Этот фактор можно рассматривать как стратегический или даже геополитический.

Аналогичная, хотя и менее драматичная, ситуация складывается в Польше, Литве и Латвии. Польский концерн Орлен, который контролирует польские НПЗ и единственный НПЗ в Прибалтике в Мажейкяе в Литве, после заключения Таможенного союза стал испытывать естественные сложности, конкурируя с продукцией белорусских и отчасти российских НПЗ. В силу более высокого технологического уровня своих заводов, нежели НПЗ Украины, Орлен сохранял конкурентоспособность и не останавливал свои заводы. Но инвестиции в технологическую модернизацию белорусских НПЗ выводят их продукцию в те ниши, за счет которых удерживался на рынке Орлен. А трансформации на рынке топлива в США и сложности на рынке ЕС поставили польские НПЗ на грань сильнейшего кризиса. В 2014 году резко сократил свое производство Мажейкяйский НПЗ в Литве и Орлен объявил о подготовке к его закрытию. Над собственно польскими НПЗ нависла та же угроза. Хотя в этих странах белорусские нефте-продукты сталкиваются с заметной конкуренцией НПЗ других стран, использующих морские терминалы.

Ситуация на рынке нефте-продуктов восточной Европы складывается настолько благополучно для белорусских НПЗ, что обсуждение вопроса о строительстве третьего НПЗ в Беларуси находится в числе приоритетов правительства РБ и является одним из наиболее важных вопросов в белорусско-российских отношениях в целом. В 2014 году получено согласие России поставлять в Беларусь нефть в необходимом количестве и для такого третьего НПЗ, если он будет построен.

Таким образом, превращение территории Беларуси в критически важный для восточной Европы источник нефте-продуктов является долгосрочной тенденций.

Зависимость сельского хозяйства стран региона, а также - ряда крупных мегаполисов от поставок белорусских нефте-продуктов - это не только особенность регионального рынка нефте-продуктов. Но и - политический фактор, способный при некоторых обстоятельствах глубоко повлиять на политические процессы в этих странах. Преодоление этого фактора возможно только за счет дорогостоящих политических усилий, которые могут возникнуть лишь в случае сильного обострения международных отношений в регионе.

Обычное поддержание мира и добрососедства влечет за собою усиление ориентации стран региона на белорусские нефте-продукты и усиление интеграции Беларуси и России, как гаранта этого нового для Беларуси положения в своем регионе.

Развернувшаяся в Украине война усилила эту тенденцию и увеличила политическое значение поставок нефте-продуктов из Беларуси как для Украины, так и для других стран региона. Вопрос о поставках нефте-продуктов для Украины - это вообще, не исключено, уже вопрос о голоде или не голоде в мегаполисах этой страны.

Надо подчеркнуть, что нефте-перерабатывающая промышленность Беларуси является по сути региональным сегментом нефте-перерабатывающей промышленности России. В Мозырьском НПЗ российским собственникам вообще принадлежит 42% акций. Однако не имеет принципиального значения, кому принадлежат белорусские НПЗ. Превращение Беларуси в критически значимый источник топлива для стран региона - это процесс геополитический, следствие евразийской интеграции, а не следствие простой конкурентной борьбы на рынке топлива между его субъектами. Потому возникшее новое место Беларуси на рынке топлива влечет за собою вольное или невольное более или менее глубокое подключение к евразийской интеграции и других стран региона. Их продовольственная безопасность и в ряде случаев политическое развитие все более связываются с новой структурой регионального рынка топлива, независимо от членства в ЕС или НАТО.



ФОТО: дипломаты Европейского Союза, ШЕВЦОВ Юрий Вячеславович (http://www.facebook.com/yury.shevtsov; http://guralyuk.livejournal.com), директор Центра по проблемам европейской интеграции (Минск), Dirk Steffen SCHUEBEL, Head of Division for the Eastern Partnership countries at European External Action Service, 17 февраля 2014 года, Cafe' de Paris на ул. Карла Маркса, Минск (http://guralyuk.livejournal.com/1972743.html).

Мозырский НПЗ продаст улучшенный бензин ЕС // Телеканал ОНТ. 11.12.2012.

image Click to view


http://www.youtube.com/watch?v=2AJbg_9uY-E
Мозырский нефтеперерабатывающий завод запустил установку, улучшающую бензин Аи-92. Новый цех будет производить специальный компонент -- он снижает количество вредных выбросов и при этом повышает мощность двигателя.

См. также:

[***] Порошенко звонил Лукашенко по вопросу поставок нефтепродуктов // OilNews.com.ua. 04.08.2014.
Президенты Беларуси и Украины Александр Лукашенко и Петр Порошенко обсудили в телефонном разговоре вопросы взаимной торговли и поставок в Украину белорусских нефтепродуктов. Об этом сообщает «Интерфакс-Украина».
«Главы государств обсудили торговые отношения между странами, иные актуальные вопросы двустороннего сотрудничества, а также взаимодействие в рамках Таможенного союза», - проинформировали в пресс-службе.
Белорусский и украинский лидеры особое внимание уделили теме поставок нефтепродуктов из Беларуси в Украину.
«Лукашенко подчеркнул, что Беларусь понимает остроту этого вопроса с учетом уборочной кампании, и поэтому, несмотря на внутренние потребности, окажет содействие Украине в обеспечении ее экономики нефтепродуктами», - говорится в сообщении.
Напомним, накануне экспортер белорусских нефтепродуктов «Белорусская нефтяная компания» направила своим украинских контрагентам письма с уведомлением о невозможности выполнения в августе договоров о поставках топлива в полном объеме.
Трудности с поставками из Беларуси начали появляться еще в начале июля в связи с ростом спроса на бензины со стороны России, испытывающей уже ставший традиционным сезонный дефицит. По словам белорусских трейдеров, российские давальцы, занимающие 50% в объемах белорусской переработки, полностью отправляют все бензины в Россию. Ранее также сообщалось, что по неизвестным причинам на начало августа был перенесен ремонт НПЗ «Нафтан», ранее планировавшийся на сентябрь. Также в середине августа ожидается остановка на ремонт Мозырского НПЗ - основного поставщика нефтепродуктов в Украину. Поскольку Беларусь занимает до 50% в поставках светлых нефтепродуктов, на украинском рынке начал ощущаться дефицит предложения, который, очевидно, будет нарастать в августе. Уже известно, что в августе поставки нарастит НПЗ Orlen Lietuva. В свою очередь, неясны пока перспективы поставок нефтепродуктов с моря, которые перекрыли нехватку топлива летом 2013 г. Ситуация на рынке осложняется также новым витком ослабления курса гривны, что создает новые риски для трейдеров. В свою очередь, благоприятным фактором является охлаждение цен на нефть и нефтепродукты на внешнем рынке.

[***] Инвестиции в украинскую нефтепереработку бесперспективны // RusEnergy.com. 02.11.2012.
ПАО «Концерн «Галнафтогаз» изучало возможность покупки Лисичанского НПЗ (ЧАО «ЛИНИК», Луганская обл.), но получил отказ получения кредитов от международных финучреждений, поскольку проекты модернизации украинских НПЗ высокорисковые и нерентабельные. Об этом, выступая на конференции Petroleum Ukraine 2012, заявил вице-президент ПАО «Концерн Галнафтогаз» Юрий Кучабский.
«Галнафтогаз» очень хорошо работает с банками. Мы умеем найти дешевое финансирование, длинное финансирование. Мы обратились сразу в несколько организаций: дадите нам денег купить Лисичанский НПЗ и модернизировать? Нам сказали: ребята, в этом проекте вы не только не сможете вернуть нам кредит, вы не сможете проценты по кредиту выплачивать. Потому что экономики НПЗ нет», - сказал он.
Одна из причин высокорисковости подобных проектов - длительность их реализации в условиях слабопрогнозируемого рынка.
«Какая главная проблема НПЗ: их нужно модернизировать, и это очень большие деньги. Продолжительность реализации проекта - это 4-5 лет. За это время могут поменяться рынки, могут поменяться балансы, дизельное топливо, сжиженный газ, а сейчас еще наступают электромобили. Под такие проекты никто денег не даст», - подчеркнул он.
Ю. Кучабский привел пример, что похожие проекты модернизации НПЗ есть у партнера «Галнафтогаза» - Международной финансовой корпорации (IFC), но все они провалились.
«Когда мы говорили с банкирами, чтобы профинансировать покупку НПЗ, один из наших кредиторов - это американская IFC. Подобные проекты по НПЗ в мире имеет. Из четырех НПЗ в мире, которые они вели, все убыточные и не возвращают деньги», -- подчеркнул он.
Ю. Кучабский обратил внимание, что время для модернизации украинских НПЗ было упущено их собственниками, и добавил, что НПЗ сопредельных государств - Румынии, Беларуси, Литвы начали модернизацию еще до наступления финансового кризиса в условиях доступности значительных денежных ресурсов.
При этом вице-президент «Галнафтогаза» раскритиковал Министерство энергетики и угольной промышленности, которое видит восстановление украинской нефтепереработки в введении пошлин на импортное топливо.
«Ключевой вопрос стоит: что импортировать в Украину - нефть или нефтепродукты, но импортировать нужно в любом случае. Что выгоднее? Мы в «Галнафтогазе» считали, что с учетом собственной нефти Украине нужно дополнительно 8 млн т. нефтепродуктов, либо из импортной нефти, либо готового завезенного топлива. И что получается? Получается для того, чтобы импортировать 8 млн т. готовых нефтепродуктов нужно на $1 млрд меньше, чем купить нефти, чтобы произвести на тех НПЗ, которыми сегодня Украина располагает. Вопрос - зачем? Это частные заводы, маржа там не создается», - заключил он.
По его мнению, необходимо избегать монополизации рынка. При этом восстановлению нефтепереработки в Украине может, способствовать рост собственной нефтедобычи, но не фискальные меры, которые ухудшат работу большинства участников рынка.
В то же время глава ПИИ «ТНК-Украина» Владислав Жмак подчеркнул, что его компания предложила пакет методов поддержки украинских НПЗ. А также добавил, что «ЛИНИК» до сих пор находится в собственности ТНК-ВР.
«Он еще наш, мы озвучивали несколько раз тезис о том, что у нас несколько покупателей, с которыми мы в активной фазе находимся переговоров. Завод еще не продан, так же как и компания ТНК-ВР пока еще не стала собственностью «Роснефти». Пока деньги еще не были уплачены», - сказал он, добавив, что возможно завод будет запущен летом 2013 г.
Напомним, в настоящее время из шести НПЗ страны функционирует только Кременчугский НПЗ. Лисичанский НПЗ остановлен в марте 2012 г., Одесский НПЗ (принадлежит ОАО «ЛУКОЙЛ») простаивает с ноября 2010 г. Херсонский НПЗ (контролируется группой «Континиум») не осуществляет переработку сырья с 2005 г. Технически отсталые Дрогобычский и Надворнянский НПЗ (контролируются группой «Приват»), как сообщает www.OilNews.com.ua

[***] Мажейкяйский бумеранг. Как литовские политики назло России привели к краху крупнейший НПЗ в Прибалтике // Нефтетранспортная территория. 04.08.2014.
Экспертное мнение Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности
Западные политики демонстрируют готовность пожертвовать экономикой ради спорных политических целей. Чем подобные эксперименты могут закончиться, можно наблюдать на примере Литвы. Её нефтяная отрасль создавалась в период СССР как неотъемлемая составная часть общесоюзного ТЭК. От нефтепровода "Дружба" на территорию Литвы было построено ответвление для загрузки нового НПЗ и дальнейшего экспорта нефти через порт на Балтике. Так в1979 году был построен Мажейкяйский НПЗ, проектной мощностью 15 млн тонн нефти в год. До сих пор он остаётся единственным нефтеперерабатывающим предприятием во всей Прибалтике.
Распад СССР привел к резкой политизации экономики бывших советских республик. Так как Россия приобрела в Прибалтике образ внешнего врага, продажа активов российским компаниям воспринималась многими как угроза суверенитету. В Литве российским компаниям отказывали не только в покупке Мажейкяйского НПЗ, но и участка нефтепровода и построенного в 1999 году нефтеналивного терминала в порту Бутинге.
В 1995 году литовская госкомпания Nafta была реорганизована в акционерное общество Mazeikiu Nafta. У государства остались 90% акций компании, а 10% были распределены между сотрудниками. Затем часть госпакета планировалось продать стратегическому инвестору. С самым адекватным предложением тогда выступил российский ЛУКОЙЛ. Но 29 октября 1999 года литовское правительство продало 33% акций Mazeikiu Nafta малоизвестной американской компании Williams International. Так как сделка прошла через допэмиссию, Mazeikiu Nafta досталась Williams фактически бесплатно.
Отказавшись от продажи НПЗ российским компаниям, Литва разорвала естественные связи с поставщиками нефти, заложенные ещё на уровне проекта Мажейкяйского НПЗ. После этого ЛУКОЙЛ и другие российские компании отказались от поставок нефти на завод. Предприятие сократило объёмы переработки, что привело к финансовым потерям.
Не спасла ситуацию помощь литовского правительства, повысившего ввозные пошлина на нефтепродукты. Кроме того, Williams получила из литовского бюджета 220 млн литов так называемой платы "за управление" активами Mazeikiu Nafta. Литовское правительство предоставило Williams два кредита: беспроцентный на 800 млн литов и процентный на 500 млн. Эти кредиты так и не были возвращены, так как американцы сослались на убыточность Mazeikiu Nafta. В 1999 году убытки Mazeikiu Nafta составили 131 млн литов, в 2000 году - 213 млн, в 2001 году - 177,4 млн, в 2002 году -114,3 млн литов. В общем, никакой прибыли не было и не предвиделось.
В 2002 году 26,85% акций Mazeikiu Nafta через свою голландскую "дочку" покупает ЮКОС. В результате этой сделки доля Williams в Mazeikiu Nafta сократилась до 26,85% , а доля правительства Литвы - до 40,66%. В том же году ЮКОС докупает у Williams оставшиеся 26,85% акций Mazeikiu Nafta. В 2006 году Мажейкяйский НПЗ вновь был выставлен на продажу. Российским компаниям: "Роснефти" и ЛУКОЙЛу вновь было отказано по политическим мотивам. А победителем стала польская Orlen, заплатившая $2,8 млрд. Тогда же Mazeikiu Nafta была преобразована в Orlen Lietuva.
Однако польская компания не могла и не собиралась гарантировать загрузку Мажейкяйского НПЗ. А 29 июля 2006 года на северной ветке нефтепровода "Дружба" произошла авария после которой поставки нефти в Литву прекратились. Теперь нефть поступала на Мажейкяйский НПЗ только морским транспортом через терминал Бутинги. Такая схема привела к удорожанию сырья.
Кроме того, Железные дороги Литвы (Lietuvos gelezinkeliai) стали предоставлять 30% скидки на перевозку белорусских нефтепродуктов, а Orlen Lietuva льгот не получила. Закат нефтепереработки в Прибалтике стал очевидным.
Orlen признала катастрофическую ситуация после того, как во второй половине 2013 года из-за роста добычи сланцевой нефти для неё закрылся рынок США. За 2013 год Orlen Lietuva показал убыток в $94 млн, а в I квартале 2014 года убыток составил $42 млн. Компания в январе-марте 2014 года смогла загрузить лишь 58% производственных мощностей, хотя во II квартале этот показатель увеличился до 72%. Теми не менее, Orlen сообщил, что к 2015 году либо переведёт Мажейкяйский НПЗ в режим минимальной загрузки, либо закроет завод. То есть. Литва может лишиться одного из крупнейших налогоплательщиков страны.
Становится очевидным, что к губительным последствием привела именно политизация экономических процессов со стороны властей Литвы. Если бы Вильнюс руководствовался экономической целесообразностью и дорожил бы созданными ещё в СССР связями с российскими поставщиками, то Мажейкяйский НПЗ имел бы гарантированную загрузку, а через литовские порты экспортировалась бы и нефть и нефтепродукты. Ведь именно от операций с российской нефтью зависит наполняемость бюджета Литвы.
Теперь же с точки зрения польских хозяев Мажейкяйского НПЗ логичнее было бы закрыть завод, чтобы ослабить конкуренцию на рынке для польских нефтеперерабатывающих предприятий. Конечно, власти ЕС и США могут надавить на Польшу, вынудив ее продать Мажейкяйский НПЗ правительству Литвы. Но и в этом случае судьба предприятия туманна. Вряд ли уже найдутся желающие купить этот актив кроме российских компаний. Но сложившаяся политическая обстановка не даст литовским властям продать НПЗ. К тому же желающих купить актив явно поубавилось. В частности ЛУКОЙЛ уже приобрёл перерабатывающие активы в Европе, а "Роснефть" заключила крупный контракт с той же Orlen на поставки нефти на её чешские заводы. Такая ситуация красноречиво демонстрирует тот "эффект бумеранга" о котором недавно говорил Владимир Путин. До США бумеранг вряд ли долетит, а вот по европейцам ударить может.

[***] Реальное падение ВВП Украины // ЖЖ Марат Шибутов (Мегахомяк). 20.08.2014.
Одним из главных косвенных показателей измерения ВВП - это энергопотребление и энергопроизводство. Особенно на короткие отрезки времени когда нет времени перестроить структуру энергопотребления и увеличить энергоэффективность.
Как видно по данным Государственной службы статистики Украины можно сказать, что проблемы в экономике большие и как-то нарастают

Использование энергетических материалов и продуктов переработки нефти
(без учета временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и г.Севастополя)
За июль 2014 г., тыс. т
Прирост, снижение (-) в июле 2014 г., в % к июню 2014г. июлю 2013г.

Уголь каменный 4695,7 -8,2 -25,9
Нефть сырая, включая газовый конденсат 227,3 -8,3 -23,3
Газ природный, млн. м3 1271,4 -13,9 -30,3
Бензин моторный** 58,4 8,1 -21,6
Газойли (топливо дизельное) 1 338,6 30,8 -11,9
Мазуты топочные тяжелые 7,4 -32,7 -30,2
** без учета объемов продаж населению через АЗС
Для справки: - продано населению через АЗС бензина моторного 212,5 тыс. т, газойлей (топлива дизельного) - 151,9 тыс. т

[***] Новая скважина, пробуренная специалистами белорусско-венесуэльского СП "Петролера БелоВенесолана", дала фонтанный приток нефти // Белта. 22.08.2014.

[***] Белоруссия заменит ВТБ Рокфеллера. "Белоруснефть-Сибирь" купила у ВТБ 100% акций ОАО "НК "Янгпур"", Известинский участок в ЯНАО. Лукашенко заявил, что поддерживает идею о наделении "Роснефти" статусом специмпортера нефти на местные НПЗ // Коммерсант. 22.10.2013.


ООО "Белоруснефть-Сибирь" за 110 млн долл. купила компанию "Янгпур", добывающую нефть и газ в Тюменской области // Tut.by. 22.10.2013.
Фото: ОАО "НК "Янгпур"", (с) www.neftyaniki.ru

[***] Геополитика Чубайса: принудить Путина сдаться. Crimsonalter: ГЕОПОЛИТИКА НЕФТЕРУБЛЯ 20 статей // ЖЖ Crimsonalter и ЖЖ коми-пермяк. 22.08.2014.

[***] Иван Лизан: Белорусская экономическая модель. Часть 3. Нефтехимия. Украинская нефтехимия: жертва на алтарь независимости. Централизация предприятий и добыча нефти в Венесуэле: белорусский опыт // Однако. 21.10.2013.

Таблица 1. Производство основных видов нефтехимической продукции в Республике Беларусь и на Украине, 2012 г.


Таблица 2. Сравнительная характеристика состояния нефтехимической отрасли в Республике Беларусь и на Украине, 2012 г.




Фото: Нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс "Нафтан" (Новополоцкий НПЗ).

нефтегазовые проекты, Белоруссия, Шевцов Юрий ака Гуралюк, Шевцов Юрий Вячеславович, Европа, Украина, Украина и Россия, Евразийский Союз

Previous post Next post
Up