Ю.В.Шевцов: 2. Смещение регионального центра ВПК Восточной Европы в Беларусь

Aug 27, 2014 15:18



ФОТО: ядерный взрыв 25 июля 1946 года на атолле Бикини, операция "Перекрёстки" (operation Сrossroads). Именно это фото директор Центра по проблемам европейской интеграции (Минск) ШЕВЦОВ Юрий Вячеславович выбрал в качестве аватарки для блога Гуралюк ("гуралюк" - по-белорусски "горец" http://guralyuk.livejournal.com) и для своего Фейсбука (http://www.facebook.com/yury.shevtsov).

Предисловие А.Д.Собянина (моё): Решительные российские санкции, ввёденные против стран Запада привели в движение всю геополитическую и геоэкономическую тектонику. Когда 11.07.2014 я участвовал в Минске на Международной конференции "Евразийский союз: проблемы становления и перспективы развития" (организован геокультурным проектом "Цитадель"), то и в своем выступлении на конференции, и в интервью "Еврорадио ФМ" озвучил позицию Российской Федерации в связи с событиями на Украине, как бы мы их не назвали - идущей гражданской войной или очень серьезным политическим кризисом. Позиция РФ, как я её вижу, такова: "Для России важно не то, чтобы Беларусь и Казахстан поддержали Россию по Украине, а чтобы Беларусь и Казахстан активнее участвовали, так, как считают нужным. Потому что каждое участие Беларуси и Казахстана снижает и количество потерь, и количество ненависти с обеих сторон, и уровень политической взвинченности. Участие Беларуси и Казахстана в любом качестве идет на пользу всем сторонам, на пользу ситуации в целом. И, еще раз, речь не идет о полной поддержке России в её действиях по Украине". Хочу акцентировать для коллег в России и Казахстане - аналитики в Белоруссии (в частности, замдиректора ИАЦ АП РБ профессор Лев Евстафьевич Криштапович) понимают весь спектр геополитических, геоэкономических и военно-политических факторов нынешней ситуации в мире, которые определяют чёткую и последовательную позицию Белоруссии по углублению экономической, политической и военной интеграции стран Евразийского Союза. В части 3 "Производство топлива Восточной Европы смещается в Беларусь" своего многочастного труда по Украине Юрий Вячеславович Шевцов очень четко акцентировал, что "Превращение Беларуси в критически значимый источник топлива для стран региона - это процесс геополитический, следствие евразийской интеграции". То же самое, и в гораздо бОльшей степени, относится и к военно-промышленному комплексу евразийских стран. ВПК Белоруссии глубоко интегрирован с российским ВПК, при этом там, где это не противоречит позиции России, Белоруссия проводит собственную наступательную внешнюю политику в части продвижения военной продукции и по расширению линейки производимой в республике военной техники. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин совершенно не случайно полностью поддержал в Минске предложение белорусов о широкой линейке новых продуктов белорусского ВПК, как по замещению продукции украинского ВПК, так и по активному вовлечению украинцев в совместные с белорусами производства. Ярче всего это проявилось в самом болезненном для России вопросе с авиадвигателями запорожского "Мотор-Сич", продукцию которого российский ВПК не может заместить в ближайшие годы, а она является критически важной для русских военных и гражданских вертолетов. "Мотор-Сич" и белорусы в Орше создали СП, сняв для украинских двигателестроителей сразу многие сложности...

Ю.В.Шевцов: 1. Война в Украине. Трансформация Европы. Между Полесьем и Балтикой // ЖЖ Гуралюк. 18.08.2014.

Ю.В.Шевцов: 3. Производство топлива Восточной Европы смещается в Беларусь // ЖЖ Гуралюк. 21.08.2014.

Оригинал взят у guralyuk в Ю.В.Шевцов: 2. Смещение регионального центра ВПК Восточной Европы в Беларусь // ЖЖ Гуралюк. 19.08.2014

Еще до начала войны в Украине обозначился сильный рост ВПК Беларуси. Согласно данным SIPRI по итогам 2013 г. Беларусь входит в 20 мировых экспортеров в области ВПК (очень заметно превосходя, к слову, Польшу). Данные SIPRI не совсем корректны, т.к. не всегда учитывают главного в этом секторе белорусской экономики - сотрудничества с Россией. Обычно военные эксперты предлагают оценивать реальный объем военного экспорта гораздо выше. Ближе к уровню Швеции. Отметим, два момента:

1. Китай - второй после России потребитель военного экспорта Беларуси.

2. Беларусь экспортирует теперь не остатки советских запасов, а - продукцию и услуги собственного производства.

Война в Украине радикально стимулировала и так быстрое развитие белорусского ВПК:

1. Обозначилась тенденция к переносу части украинского ВПК в Беларусь через двустороннее белорусско-украинское сотрудничество. Наиболее известный пример этого: продажа украинской "Мотор Сич" части акций авиаремонтного завода под Оршей в Витебской области Беларуси. Корпорация успела начать на этом заводе выпуск модификации самого массового в мире транспортно-десантного вертолета Ми-8МСБ . После начала украинского кризиса А.Лукашенко объявил о возможности гораздо более высокой локазалиции этого производства в Беларуси и о том, что выпуск военного вертолета становится одним из трех новых приоритетов Беларуси в области ВПК.
Возможно, второй по значимости задачей Беларуси относительно украинского кризиса после недопущения его переноса на север, является спасение в интересах Евразийского союза хотя бы части высокотехнологичного ВПК Украины. Особенно в связи с наметившимся крахом значительной части украинских высоко-технологичных военных производств.

2. Весною 2014 г. незадолго до введения Украиной эмбарго на сотрудничество с Россией в области ВПК, в Минске прошло совещание Рогозина с руководством белорусского ВПК. Было объявлено, что в порядке замещения Украины для России в этом секторе, белорусский ВПК получит от России заказы на 1500 новых позиций. Иногда речь идет о 3-4 тысячах таких позиций. Рагозин заявил, что к Беларуси теперь может перейти то значение, которое ранее для России играл ВПК Украины.

В результате, уже наметились резкая трансформация качества белорусского ВПК и рост его объемов. До недавнего времени белорусский ВПК в основном выпускал "электронную начинку" для сложных систем вооружений. Сейчас начался переход к выпуску военной техники и даже оружия. Среди объявленных А.Лукашенко публично новых приоритетов постепенный переход к выпуску с высокой долей локализации в Беларуси:
- боевого вертолета или крупных компонентов к нему;
- боевого самолета;
- броне-танковой техники, возможно нового для России класса - колесной бронетехники;
- комплексов ПВО, в т.ч. аналога С-300;
- А.Лукашенко поставил вопрос также о производстве ракет;
- нарастить производство беспилотников и иных автоматизированных платформ.

В случае успеха в деле замещения Беларусью части украинской ниши в системе ВПК РФ, Беларусь к 2020 году нарастит объем своего экспорта в этой сфере до уровня выше 500 млн долларов, что будет соответствовать или превзойдет уровень Швеции, а, может, дорастет и до уровня Израиля.

3. Почти по всем проектам Беларуси в области ВПК, за исключением их украинского блока, Беларусь планирует сотрудничать или сотрудничает с российскими корпорациями. Возможно, самым важным из таких совместных проектов может стать модернизация Минского завода колесных тягачей и строительство второго похожего завода, которое обсуждается в далеко продвинувшихся переговорах о вхождении российских собственников в этот завод. МЗКТ специализируется на производстве тягачей для межконтинентальных баллистических ракет и иной подобной технике.

Развитие ВПК Беларуси является неотъемлемой частью развития ВПК России. Стимулирование развития ВПК в Беларуси Россией стало возможным только вследствие того, Беларусь:
- очень глубоко и надежно погружена в отношения союза с Россией и нет реальной угрозы разрушения этого союза в силу внутренних белорусских социальных процессов;
- территория Беларуси надежно защищена всей мощью военного потенциала России и Беларуси от вторжения из-вне;
- удобное стратегическое положение, высокое качестве рабочей силы и управленческого аппарата делают выгодным размещение некоторой специализированной части ВПК РФ в Беларуси.

Основные геополитические последствия взрывного роста ВПК Беларуси:
- глубокая и гарантированная интеграция Беларуси в Евразийский союз;
- обретение Беларусь гарантированного всей программой перевооружения Российской армии мотора для высоко-технологичного развития в виде ВПК, значимого в масштабе всей России уровня;
- закрепление за Беларусью индустриального высоко-технологичного характера ее экономики с перспективами достижения технологического лидерства на всей территории восточной Европы между Германией и Россией, между Черным и Балтийским морями.



"Неделя в Беларуси", 27.04.2014. Юрий Шевцов о Послании президента Белоруссии Лукашенко и о ситуации вокруг Украины // Телеканал ТРО. 06.05.2014.

image Click to view


http://www.youtube.com/watch?v=elNSZ7e4v-4
Один из выпусков еженедельной информационной программы "Неделя в Беларуси" на телеканале ТРО. Ведущий - первый заместитель председателя Телерадиовещательной организации Союзного государства Юрий Гроеров.
Гость программы: политолог Юрий Шевцов. Эфир: 27.04.2014 г. Сайт телеканала ТРО: http://tro-soyuz.com

См. также:


[***] World of Tanks 1914-1918. Архивисты об оружии Первой мировой войны (+15 статей) // Журнал "Эксперт" и ЖЖ коми-пермяк. 24.08.2014.

[***] Россия и Украина: ВПК врозь. Кто пострадает? Ведущий Сергей Гололобов. Иван Коновалов: "Для нас пока ещё критически необходима работа с запорожским предприятием "Мотор Сич" // Радио "Вести ФМ". 06.06.2014.

[***] Программу импортозамещения оценили в 50 млрд рублей. Директор центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов: "Завод ОАО "Климов" может решить проблему с двигателями, но у него проектная мощность пока на 50-60 двигателей в год, а нужно - 500-600" // Известия. 11.08.2014.

[***] Кудияров С. Вопрос на 20 триллионов. Оборонка может с честью выполнить все возложенные на нее обязательства. Бюджетное финансирование гособоронзаказа дополняется кредитной поддержкой крупнейших банков // Эксперт. №35 (912). 25.07.2014.

[***] Вертолеты-рекордсмены теперь собирают в Орше // Журнал "Мотор Сич". 2013. №2 (11).
В последнее время отмечается тенденция к развитию украинско-белорусского военно-технического сотрудничества. Яркий пример - производство вертолетной техники.
Ми-8МСБ является результатом ремоторизации самого массового в мире транспортно-десантного вертолета Ми-8Т. На этой машине старые моторы ТВ2-117 заменены на новые турбовальные двигатели повышенной мощности (1 тыс. л.с. в крейсерском режиме) ТВЗ-117ВМА-СБМ1В серии 4Е (с электронным запуском), которые вы­пускает «Мотор Сич». Редуктор с пропускной способностью 2,5 тыс. л.с. позволяет поднять взлетную массу вертолета до 15 т.
Первые несколько опытных образцов Ми-8МСБ было собрано в Украине, однако их серийный выпуск решили наладить в Беларуси. АО «Мотор Сич» приобрело у белорусского правительства контроль­ный пакет акций ОАО «Оршанский авиаремонтный завод». Чтобы освоить на его площадях производство нового вертолета, потребовался год после по­лучения документации. Ныне первые серийные вертолеты местной сборки проходят испытания и сертификацию.
По словам производителей, уже сейчас интерес к этой машине колоссальный. Она успешно презентовалась в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии, Африке. В текущем году планируется выпустить 5 Ми-8МСБ, в следующем - до 20.
Новой же задачей белорусского предприятия является ремоторизация также весьма популярного вертолета Ми-2. Новый двигатель для этих машин уже разработан в Запорожье.
Что касается белорусского рынка, то и здесь у Ми-8МСБ весьма неплохие перспективы. И не только на ниве гражданской авиации (первые пять серийных вертолетов этого типа решением акционеров будут переданы в собственную авиакомпанию завода Orsha Air), но и военной. Об этом позволяет говорить решение Министерства обороны Украины, рекомендующее принять модернизированный многоцелевой вертолет Ми-8МСБ на вооружение армии. Не исключено, что через некоторое время этому примеру последует и Беларусь.

Оршанский авиаремонтный завод // MotorSich.by. 2014.
В феврале 2012 года ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» приватизировали. АО «Мотор Сич» было продано 59,5% акций (основной акционер АО «Мотор Сiч» Богуслаев Вячеслав Александрович), в свою очередь, ЗАО «Системы инвестиций и инноваций» - 39,7%. Остальными 0,8% акций владеют работники завода.

[***] Тягачи апокалипсиса. МЗКТ-79221 используется в составе подвижной пусковой установки для комплекса "Тополь-М" // НедоСМИ Сергея Мухамедова (ottenki-serogo). 15.09.2010.



Рис.: грозное оружие российских РВСН - мобильные комплексы с межконтинентальной баллистической ракетой "Тополь М" (РТ-2ПМ2, по классификации НАТО "SS-27 Sickle B", схема ТВ "Звезда"). Эту ракету, как и большинство других российских МБР, а также ракеты оперативно-тактического назначения возят машины Минского завода колесных тягачей (МЗКТ).



ФОТО: тягач МЗКТ-79221 на улицах Минска, 24 августа 2014 года // ЖЖ stanislav-05

Зима

image Click to view


https://www.youtube.com/watch?v=q_9AYw_VZPo
Виктор Аргонов (Владивосток). Техно-опера. "2032. Легенда о несбывшемся грядущем", композиция "Зима".

военно-промышленный комплекс, Белоруссия, Шевцов Юрий ака Гуралюк, Шевцов Юрий Вячеславович, Европа, Украина, 3-я мировая война, армия РФ, Украина и Россия, Евразийский Союз

Previous post Next post
Up